Советские военно-морские флоты и флотилии на протяжении 1944 г. вели активные наступательные действия на всех морских театрах. Они принимали непосредственное участие в наступательных операциях, проводимых Красной Армией на приморских и приречных операционных направлениях. Краснознаменный Балтийский флот участвовал в разгроме вражеских войск под Ленинградом, на Карельском перешейке, в Южной Карелии и в Прибалтике. Немалую роль в освобождении Крыма и Румынии сыграл Черноморский флот. Северный флот оказал большую помощь нашим войскам в Петсамо-Киркенесской операции Моряки Днепровской военной флотилии внесли свой вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск в Белоруссии. Дунайская военная флотилия содействовала советским войскам в Белградской и Будапештской операциях Одновременно все флоты решали и другую важную задачу. Они вели борьбу на морских коммуникациях противника и защищали свои коммуникации. Эта борьба велась в благоприятных условиях, которые сложились в результате побед, одержанных Красной Армией в 1943 г.
Перед германскими военно-морскими силами в 1944 г. встали весьма сложные задачи: сохранить свои прежние позиции на морях, содействовать приморским группировкам сухопутных войск в удержании фронта, усилить удары по морским коммуникациям, связывавшим СССР с его союзниками. Вражескому флоту предстояло, кроме того, обеспечить морские перевозки: переброску резервов для приморских группировок и их снабжение, вывоз из оставляемых областей воинских грузов и награбленных материальных ценностей. Перевозки противник осуществлял на многочисленных транспортных судах, для эскортирования которых использовалось большое число боевых кораблей.
Главное командование германских военно-морских сил пыталось сохранить свои позиции на Баренцевом, Балтийском и Черном морях. Основная группировка надводных кораблей оставалась в 1944 г. в портах Северной Норвегии для действий против конвоев, следовавших в Советский Союз. Эта группировка сохранялась там до тех пор, пока немецкие сухопутные войска не потеряли своих позиций в Финляндии и Прибалтике. На Балтийском море враг в начале года чувствовал себя относительно прочно, так как удерживал мощные морские оборонительные рубежи в Финском заливе. Но разгром гитлеровских войск под Ленинградом, на Карельском перешейке, а затем и в Прибалтике существенно изменил положение. Не случайно немецко-фашистское командование неоднократно проводило совещания, на которых обсуждались вопросы обороны Балтийского моря. Еще более быстро развивались события на Черном море. Военно-морские силы врага в начале года находились здесь в выгодных условиях: они имели еще в своем распоряжении порты Крыма; морские коммуникации, проходившие к западу от Крымского полуострова, были значительно удалены от советских баз на Кавказском побережье. С потерей Черноморского побережья обстановка стала совершенно иной. Тяжелые поражения, понесенные германской армией в 1944 г., вынудили гитлеровское командование усилить на Черном и Балтийском морях свои флоты, для того чтобы поддерживать сухопутные войска и сковывать советские Военно-морские силы. Против морских перевозок СССР вели борьбу около 50 подводных лодок. Возможности для действий вражеской авиации на море в связи с резким ухудшением положения на советско-германском фронте уменьшились.
В 1944 г. военно-морской флот врага действовал в условиях господства в воздухе советской авиации. Немецкий адмирал флота в отставке В. Маршалль пишет- «Превосходство противника на море и в воздухе становилось все более и более очевидным». Превосходство советской авиации снижало боевые возможности вражеского флота, особенно сковывало действия его надводных кораблей.
К 1944 г. произошли существенные изменения в составе наших флотов. Благодаря заботам Коммунистической партии и самоотверженному труду всего советского народа Военно-Морской Флот получал в ходе войны новые корабли и самолеты, новые виды оружия. С 1943 г. увеличилось поступление на флоты подводных лодок, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, малых канонерских лодок. Это в значительной степени восполнило потери в кораблях соответствующих классов. Особенно возросло число кораблей противолодочной обороны и тральщиков, что вызывалось необходимостью противодействовать основным средствам противника — подводным лодкам и минному оружию более совершенных образцов. Старые корабли оснащались новыми техническими средствами: гидроакустической и радиолокационной аппаратурой, приборами радиосвязи, тралами, способными уничтожать магнитные и акустические мины, и прочими более совершенными средствами борьбы. Оснащение флотов и флотилий новыми кораблями и вооружением повысило их боевые возможности.
Большое значение в укреплении боевой мощи Вооруженных Сил СССР имело движение советских патриотов, развернувших сбор средств для строительства кораблей, танков и самолетов. На внесенные населением деньги были построены десятки надводных кораблей и подводных лодок. В северных морях плавали подводные лодки «Ярославский комсомолец», «Новосибирский комсомолец», торпедный катер «Дзержинец», на Балтике воевали торпедные катера «Тамбовский пионер», «Моршанский железнодорожник», «Мордовский колхозник», на Черном море — торпедный катер «Московский ремесленник» и др.
Выросли количественно и улучшились качественно военно-воздушные силы всех флотов. Увеличилась численность минно-торпедной и бомбардировочной авиации, появились соединения штурмовой авиации. Ударная мощь авиации флотов резко повысилась. Улучшение летно-технических качеств самолетов позволяло авиации наносить удары на всю глубину морских театров.
Рост удельного веса военно-воздушных сил и малых боевых кораблей в составе всех флотов отвечал задачам, которые они должны были решать на наших внутренних ограниченных морских театрах.
Широкое применение обеими воюющими сторонами минного оружия создало серьезную минную опасность на всех морских театрах, и особенно в Финском заливе. Это затруднило действия подводных лодок, крупных надводных боевых кораблей и транспортов Краснознаменного Балтийского флота.
На основе изучения опыта борьбы с врагом повысилась боевая выучка экипажей надводных кораблей, подводных лодок и самолетов, усовершенствовались способы управления ими в бою и операции. Как и в прежние годы, личный состав флота отличался высокими морально-боевыми качествами. Большую роль в идейно-политическом воспитании моряков играли партийные и комсомольские организации. Их влияние на жизнь и боевую деятельность частей и кораблей значительно возросло после постановления Центрального Комитета ВКП(б) о реорганизации структуры партийных и комсомольских организаций в Красной Армии и Военно-Морском Флоте .
В 1944 г. задачи наших флотов по-прежнему сводились к прикрытию приморских флангов сухопутных войск и содействию наступательным операциям Красной Армии. Однако эти задачи в условиях изменившейся обстановки приобрели новое содержание и значение.
В первый период Великой Отечественной войны на морских сообщениях действовали главным образом подводные лодки и эпизодически авиация и надводные корабли. В основном же силы флотов — корабли, авиация и даже подводные лодки — использовались для непосредственной поддержки с моря и с воздуха частей Красной Армии, оборонявших приморские районы. Во второй период войны флоты повысили свою боевую активность. Они сковывали противника в прибрежных районах, содействовали наступлению наших сухопутных войск, проводили самостоятельные операции на вражеских коммуникациях и по защите своих коммуникаций. Всем этим флоты способствовали достижению коренного перелома в ходе войны.
В 1944 г. отпали такие задачи, как снабжение и эвакуация прижатых к морю группировок; в связи с увеличившейся огневой мощью соединений Красной Армии реже возникала потребность в непосредственной поддержке войск морской артиллерией и авиацией флота, а также в высадке небольших десантов для прорыва тактической обороны противника. Все чаще появлялась необходимость в перевозке войск с целью перегруппировки для наступления, в высадке десантов в оперативной глубине, захвате изолированных пунктов и островов, а также в снабжении высаженных войск.
Нарушение морских сообщений врага в Баренцевом, Балтийском и Черном морях оставалось важной оперативно-стратегической задачей флотов на протяжении всей войны. В связи с увеличением морских перевозок противника в 1944 г., а также возросшими возможностями наших флотов им были поставлены более решительные задачи по нарушению вражеских морских сообщений. Одновременно Военно-морские силы на всех морях должны были защищать свои собственные коммуникации, протяженность которых по мере продвижения Красной Армии на запад все увеличивалась.
Для внесения большей четкости в организацию взаимодействия сухопутных войск с Военно-морскими силами Ставка Верховного Главнокомандования 31 марта 1944 г. специальной директивой установила порядок подчинения флотов и постановки им задач. Северный флот с Беломорской военной флотилией и Черноморский флот подчинялись непосредственно Народному комиссару Военно-Морского Флота. Азовская военная флотилия Черноморского флота была оперативно подчинена командующему Отдельной Приморской армией, Краснознаменный Балтийский флот с Ладожской военной флотилией — командующему Ленинградским фронтом, Днепровская военная флотилия — командующему 2-м Белорусским фронтом х. Онежская военная флотилия продолжала оставаться в оперативном подчинении командующего Карельским фронтом.
Краснознаменному Балтийскому флоту и флотилиям, подчиненным в оперативном отношении фронтам, задачи, решаемые только Военно-морскими силами (например, действия на коммуникациях), ставил Народный комиссар Военно-Морского Флота на основании директив Ставки.
Да, сорок четвертый, это не сорок первый. Наше преобладание в воздухе налицо. А вот морские силы у Германии были еще очень значительные. Прежде всего, из-за подводных лодок.