Ликвидация минной опасности на морских театрах


Во время войны на всех морях воюющие стороны широко применяли мины как в своих водах, так и в водах противника. Поэтому минная опасность существовала фактически на всех морских театрах военных действий. Особенно много мин имелось в мелководном Балтийском море. Только в Финском заливе военно-морскими силами Советского Союза, Германии и Финляндии было поставлено около 70 тыс. мин 4. Минная опасность увеличивалась еще вследствие того, что границы минных заграждений не были точно известны. Полные данные о минных заграждениях, поставленных противником, были получены после окончания войны.

Речные бассейны также были засорены минами. Так, на протяжении 1930 километров судоходной части Дуная было поставлено 3318 мин, что создало среднюю плотность заграждений 1,6 мины на километр .

Вследствие сложной минной обстановки на каждом театре многие гавани, рейды, фарватеры и целые районы моря объявлялись опасными. В зоне действий Северного флота, например, подлежало тралению 38 закрытых районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль .

Уже с конца 1944 г. перед флотами всех стран встала задача ликвидировать последствия войны на море, очистить от мин гавани, рейды и районы моря, чтобы обеспечить безопасность плавания коммерческих, рыболовных, военных и других судов. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 марта 1945 г. для всех флотов были установлены очередность районов траления и примерные сроки полного очищения их от мин. Так, тральщикам Краснознаменного Балтийского флота следовало к 20 июня 1945 г. очистить от мин реку Свирь и устье Западной Двины. Затем предусматривалось траление Рижского залива, Кёнигсбергского канала, районов Мемеля, Пиллау, Данцига и других портов .

Решением Союзной контрольной комиссии для быстрейшей ликвидации минной опасности к послевоенному тралению были привлечены флоты не только воевавших, но и нейтральных стран. Каждой стране были определены районы, подлежавшие очищению от мин. Например, на Балтийском море траление проливов до Мекленбургской бухты возлагалось на английский флот, траление территориальных вод Швеции и Ботнического залива — на шведский флот. Советскому флоту предстояло обезопасить плавание судов в Рижском и Финском заливах и Балтийском море до Мекленбургской бухты. Прибрежные воды Финляндии очищали от мин финские военно-морские силы под контролем Краснознаменного Балтийского флота.

На различных театрах траление продолжалось длительное время и в основном закончилось в 1952 г. К 1948 г. была очищена от мин река Дунай. Здесь в течение четырех лет моряки Советского Союза, Румынии, Болгарии и Югославии совместно занимались этой тяжелой и опасной работой. Дольше всего (12 лет) тральные работы велись на Балтийском море, где была очищена площадь более 15 тыс. квадратных миль.

Траление — это трудоемкая и сложная работа. В одном и том же минном заграждении обычно ставились мины самых различных систем: якорные, антенные мины с ловушками, донные неконтактные мины. Особенно трудно было ликвидировать донные мины. Они имели магнитные, акустические, гидродинамические взрыватели, срабатывающие от различного физического поля корабля и от комбинации этих полей. Кроме того, в этих минах устанавливались приборы срочности, приводящие мину в опасное положение через определенное время после ее постановки (от нескольких часов до 80 суток), и приборы кратности, которые вызывали взрыв мины при первом прохождении корабля над ней или при втором, третьем и даже тридцатом. Оставляя порты и гавани, противник часто закладывал у причалов фугасы, которые могли обезвредить только водолазы. Минную опасность флоты ликвидировали последовательно, в несколько этапов. Первые два года уничтожались мины в гаванях, на рейдах и на фарватерах. Затем в течение трех — шести лет производилось сплошное траление всех известных минных заграждений и, наконец, было организовано повторное при­донное траление для полного уничтожения минной опасности . Эта работа потребо­вала огромного напряжения сил личного состава кораблей-тральщиков. Только на Балтийском море тральщики уничтожили более 6850 мин . В ходе войны экипажам ко­раблей-тральщиков приходилось проводить траление в десантных операциях, во время артиллерийской поддержки сухопутных войск и первыми прокладывать пути в осво­божденные от противника порты. Тральщики выполняли свои трудные обязанности под воздействием авиации, береговой артиллерии и вражеских кораблей. На всех флотах многие командиры кораблей и дивизионов стали подлинными мастерами по уничтожению минных заграждений: на Севере — А. И. Иванников; на Балтике — А. В. Дудин и Ф. Е. Пахольчук; на Черном море — А. М. Ратнер; на Дунае — Г. Н. Охрименко и другие. Для личного состава тральщиков отвага, стойкость, самоотверженность являлись повседневно необходимыми качествами.

6 января во время траления устья Западной Двины погиб катерный тральщик «КТ-834», которым командовал мичман В. Ф. Тищенко. Сила взрыва разбросала краснофлотцев. Многие из них были ранены и контужены. Старшина 1-й статьи А. Д. Гутарев, очнувшись в воде, увидел рядом катерный буй и взобрался на него. Недалеко он заметил своего командира, который судорожно взмахивал руками. Гутарев подплыл к мичману и, увидев, что он сильно контужен и еле держится, подсадил его на буй. Самому пришлось отплыть в сторону, так как буй не мог удержать двоих. Но держаться на воде становилось все труднее: намокшее обмундирование тянуло вниз. Когда подошел соседний катер, Гутарева уже не было на поверхности воды. Удалось спасти только мичмана.

Так погиб кандидат партии А. Д. Гутарев, командир отделения минеров с балтийского катерного тральщика. Он отдал жизнь за своего командира. Военный совет флота навечно зачислил старшину 1-й статьи Алексея Дмитриевича Гутарева в списки личного состава Краснознаменного дивизиона катерных тральщиков .

К маю 1945 г. личный состав соединений тральщиков очистил от мин основные гавани и рейды, а также проходы через многочисленные минные заграждения. Это дало возможность открыть судоходство по Черному, Балтийскому и Баренцеву морям. Потоки грузов беспрепятственно пошли в порты нашей Родины.

Советское правительство высоко оценило героический труд моряков, участвовавших в тралении. Весь личный состав кораблей-тральщиков был награжден орденами и медалями.

* * *

В 1945 г. Советские Военно-морские силы принимали активное участие в опе­рациях против немецко-фашистских вооруженных сил на Балтийском и Баренцевом морях. Дунайская и Днепровская флотилии действовали на Дунае, Одере и Шпрее. В соответствии с общим замыслом Верховного Главнокомандования основные усилия Краснознаменного Балтийского и Северного флотов были направлены на нарушение морских сообщений противника и защиту своих коммуникаций. Кроме того, флот оказывал содействие наступавшим сухопутным войскам и ликвидировал минную опасность на море.

Наиболее напряженная борьба развернулась на Балтийском море. Краснознаменный Балтийский флот вынудил врага применять сложную систему боевого обеспечения транспортов на переходе морем, что сокращало грузооборот и препятствовало снабжению прижатых к морю войск.

На Балтийском море флоту приходилось вести боевые действия вдали от основных баз. Чтобы приблизить силы к районам интенсивных морских перевозок противника и приморскому флангу наступавших сухопутных войск, приходилось перебрасывать катера и авиацию на временные базы и аэродромы. При этом темпы перебазирования отставали от высоких темпов наступления Красной Армии. Это снижало эффективность действий флота. Малочисленность корабельных сил и авиации флота, а также удаленность пунктов их базирования были основными причинами неполной блокады с моря курляндской и других вражеских группировок.

Военно-морские базы и порты на Балтийском море являлись важными опорными пунктами сухопутных войск. Потеря противником той или иной базы или порта оказывала серьезное влияние как на ход боевых действий на море, так и на устойчивость приморских флангов.

Главной ударной силой флота в 1945 г. была морская авиация. Она успешно действовала на морских сообщениях. Массированные бомбовые удары по плавсредствам противника в портах Данцигской бухты сорвали планомерное снабжение и эвакуацию в этом районе войск. Гитлеровцы могли лишь частично использовать оборудованные защищенные порты и были вынуждены производить эвакуацию через малопригодные гавани. На всем протяжении коммуникаций советские самолеты атаковали неприятельские суда. Наиболее эффективными были групповые торпедо-бомбовые удары.

Подводные лодки развертывались на важнейших маршрутах движения вражеских транспортов и узлах морских сообщений. Торпедные катера действовали на ближних подходах к Лиепае, Пиллау, Хель, производя ночные поиски тактическими группами.

Прикрытие приморских флангов наступающих войск от ударов противника с моря было одной из важных задач флота. В ее решении большую роль сыграла авиация. Однако только в середине апреля она вынудила неприятельские корабли уйти в западные базы. Основной формой содействия сухопутным войскам в ликвидации прижатых к морю группировок противника была блокада их с моря или нарушение их морских сообщений.

Флот Германии в Балтийском море не смог оказать существенного влияния на решение советскими войсками задач на приморском направлении. Превосходство советской авиации на всем фронте и успешные наступательные действия Красной Армии в Пруссии и Померании не позволили немецко-фашистскому командованию удержать господство на Балтийском море, несмотря на сосредоточение здесь почти всего надводного флота, превосходившего по количеству кораблей Краснознаменный Балтийский флот. Захватывая порты, Красная Армия лишала вражеский флот военно-морских баз, чем эффективно сокращала его боевые возмоллности. При господстве советской авиации в воздухе корабли противника отстаивались в удаленных базах и портах (в том числе и портах Дании) и лишь на короткое время появлялись в районах боевых действий. Все это позволило ограниченным корабельным силам советского флота успешно решать боевые задачи по нарушению морских коммуникаций противника и содействию приморскому флангу Красной Армии.

Попытки немецко-фашистского морского командования нарушить наши ком­муникации на Северном морском театре только подводными лодками потерпели неудачу. Северный флот, получивший к этому времени подкрепление и накопивший богатый опыт борьбы с вражескими подводными лодками, отразил все их атаки. Важной задачей флота являлась ликвидация минной опасности на всех морях. К 1945 г. наш флот имел большое количество кораблей-тральщиков, которые очистили от мин гавани, рейды и проложили фарватеры через опасные районы. Военно-Морской Флот обеспечил безопасное плавание торговых, рыболовных и других судов сразу же по окончании боевых действий.

Советские Военно-морские силы в 1945 г., взаимодействуя с сухопутными войсками и авиацией, нанесли тяжелое поражение германскому флоту, который понес большие потери в корабельном и личном составе, лишился всех своих баз и корабле­строительных центров в районах Данцигской и Померанской бухт и в Северной Норвегии. Краснознаменный Балтийский флот получил незамерзающую оборудован­ную базу в Данцигской бухте — Пиллау, что расширило и укрепило его позиции на Балтийском море.

На всех морских театрах — на Черном, Балтийском и Баренцевом морях — борьба закончилась полным поражением немецко-фашистского флота. Советские военные моряки на завершающем этапе Великой Отечественной войны вписали новые замечательные страницы в летопись Военно-Морского Флота.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Rjvbccfh

    Титанически сложная и опасная работа тральщиков — это малоосвещенная в публицистике и даже в военной историографии тема. Освобождение морских коммуникаций от минно-взрывных и иных заграждений сыграло неоценимую роль в достижении советским военным флотом абсолютного превосходства на морских ТВД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *