Освобождение Красной Армией в 1944 г. всей советской территории и выход Финляндии, Румынии и Болгарии из войны на стороне Германии коренным образом изменили обстановку на морских театрах. На Балтийском море корабельные силы Краснознаменного Балтийского флота были деблокированы и получили возможность выйти к берегам Германии. Немецко-фашистский флот был окончательно изгнан из Финского, Рижского и Ботнического заливов. Собственно Балтийское море, почти беспрепятственно используемое немцами в течение трех лет, теперь стало районом активных боевых действий.
Гитлеровское командование стремилось удержать господство на Балтийском море, чтобы успешно решить многочисленные задачи, возникшие перед германским флотом. Выросли объем и количество воинских перевозок. От них зависела боеспособность прижатых к морю фашистских войск. Тяжелое положение приморских группировок требовало от флота непосредственной артиллерийской поддержки, активного участия в эвакуации войск, населения и техники, а также оказания другого всевозможного содействия сухопутным силам. Флот должен был препятствовать ударам советских кораблей с моря по центрам немецкой судостроительной промышленности.
Особое значение немецко-фашистское командование придавало подводным лодкам. Оно до последних дней верило в то, что массовое применение новых подводных лодок с более высокой подводной скоростью и более продолжительным пребыванием в подводном положении может существенно повлиять на ход войны. К 1945 г. в германском флоте насчитывалось 544 подводные лодки. Военная промышленность Германии, напрягая последние усилия, все еще продолжала строить подводные лодки. Для боевой подготовки вступавших в строй подводных лодок требовались обширные глубоководные и безопасные полигоны Чтобы сохранить их, стремился не допустить выхода советских кораблей в Балтийское море и одержать за собой приморские плацдармы и порты.
Для выполнения задач, стоявших перед флотом на Балтийском море, немецко-фашистское командование вынуждено было дополнительно перевести туда надводные корабли из Северного и Норвежского морей К началу года германский флот располагал на Балтийском море значительными силами В его составе было 2 старых линейных корабля, 4 тяжелых и 4 легких крейсера, свыше 200 подводных лодок, более 30 эскадренных миноносцев и миноносцев, 70 торпедных катеров, 64 тралыцика, около 200 десантных судов и большое число сторожевых кораблей и катеров тральщиков. Часть кораблей базировалась на порты Данцигской бухты Пиллау, Гдыню, Данциг Некоторое количество тральщиков, сторолиевых кораблей и торпедных катеров находилось в Лиепае (Лпбава) и Вентспилсе (Виндава) В ба захюго западной части Балтийского моря, а также в портах Дании и Южной Норвегии стояли корабли, которые периодически использовались против советского флота На морских же сообщениях союзников в Атлантическом океане и в Баренцевом море продолжали действовать только немецкие подводные лодки Немецкий адмирал флота в отставке Вильгельм Маршал ль так характеризует состояние военно морских сил Германии в 1945 г «Если уже в 1944 году немного численные уцелевшие силы немецкого флота оказались не в состоянии справиться со всеми задачами войны на море, то в новом, 1945 году их роль свелась главным образом к прикрытию побережья Северного и Балтийского морей и берегов Норвегии При этом на Балтике действовали более крупные корабли, а в остальных указанных, районах — соединения легких Пололчение с горючим на флоте резко ухудшилось из за систематических бомбардировок нефтеперегонных заводов и топливных складов, а также в связи с потерей нефтяных промыслов Румынии Все корабли, работавшие на жидком топливе, были большей частью принуждены бездействовать»
Большая часть кораблей противника на Балтийском море осуществляла морские перевозки с целью снабжения и эвакуации изолированных на побережье групп войск и поддерживала приморские фланги сухопутных сил Морем Германия имела сообщения с Норвегией, Данией, Швецией, с группой армий «Север» в Курляндии и с группой армий «Центр» в Восточной Пруссии Несмотря на то что морскими перевозками были заняты основные силы германского флота на Балтийском море, полностью эвакуировать курляндскую группировку врагу не удалось По этому поводу фельдмаршал Кейтель писал « мы испытывали крупные затруднения с морским транспортом На перевозку дивизии из Либавы в Германию требовалось не менее 12 дней, а для полного оборота кораблей — недели Грубый расчет показывал, что на вывоз всей группы армий требовалось не менее полугода, так как следовало учитывать воздействие со стороны противника, который, безусловно, усилил бы воздушные атаки, заметив массовый вывоз войск Поэтому фюрер решил продолжать вывоз техники, материальной части, конского состава и небольшого количества войск, оставляя главные силы для сковывания русских» .
Таким образом, к 1945 г на Балтийском море гитлеровцы сосредоточили основные силы своего надводного флота Не считаясь с потерями, они использовали крупные надводные корабли и специально оборудованные артиллерийские плавучие батареи для содействия своим войскам на восточном побережье Балтипского моря Подводные лодки вели активные действия против советских кораблей и судов в устье Финского залива, стремясь не допустить выхода их в Балтийское море и тем самым обеспечить безопасность коммуникаций и свободу маневра своему флоту Однако им пришлось действовать в условиях, когда господство в воздухе Морского Флота. Ее состав пополнился отремонтированными трофейными румынскими и германскими кораблями и на 1 января 1945 г. включал 6 мониторов, 51 бронекатер, 15 минометных катеров, 64 тральщика, 10 полуглиссеров и другие суда. Кроме того, во флотилию входили береговые артиллерийские части, подразделение морской пехоты х. Значение флотилии возрастало. Это объяснялось тем, что Дунай протекает через Австрию, Венгрию и Югославию. На его берегах расположены основные промышленные центры и крупнейшие города этих стран. Противник стремился использовать реку в качестве преграды и выгодного рубежа обороны, интенсивным минированием нарушить судоходство, затруднить снабжение войск и их перегруппировку.
К началу 1945 г. Днепровская военная флотилия, которой командовал контрадмирал В. В. Григорьев, в связи с ледоставом находилась в пунктах зимнего базирования в устье реки Западный Буг и на реке Припять, у Пинска. В состав флотилии входили 30 бронекатеров, 8 канонерских лодок, 3 артиллерийские и одна зенитная плавбатареи, 7 сторожевых катеров, 30 катеров-тральщиков, 4 минных катера, 20 кгтеров ПВО, более 30 полуглиссеров, два артиллерийских дивизиона.
На Северном морском театре в результате освобождения советскими войсками Петсамской области и Северной Норвегии немцы лишились портов Линахамари, Киркенес, Барде, Вадсё, расположенных в Варангер-Фьорде, и аэродромов Луостари, Хейбуктен и Салмиярви. Тяжелое положение на Восточном фронте заставило фашистское командование сократить свои вооруженные силы в Норвегии и перебросить их для защиты Германии. Прежде всего уменьшилось количество самолетов, затем в Балтийское море ушли крупные надводные корабли. Эвакуация сухопутных войск затруднялась недостатком транспортных средств и действиями английских военно-морских сил у берегов Норвегии.
В феврале 1945 г. противник ушел из района Хоннингсвог, в марте — из районов Гаммерфест, Альта, а затем — из района Тромсе. Вся северная часть Норвегии до Тромсе была очищена от фашистских захватчиков. В результате зона базирования противника отдалилась от наших баз и морских сообщений, что сократило боевые возможности немецких надводных кораблей и авиации. В то же время коммуникация, по которой осуществлялись снабжение и эвакуация вражеских войск, оказалась вне зоны Северного флота. Подводные лодки и авиация противника продолжали действовать против советских морских сообщений, а его надводные корабли совместно с авиацией обеспечивали коммуникацию между Норвегией и Германией.
В портах Норвегии к началу 1945 г. находились большие силы германского флота: 2 легких крейсера, более 12 эскадренных миноносцев и миноносцев, около 100 подводных лодок и более 100 сторожевых кораблей и катеров, 120 тральщиков, 20 торпедных катеров, 80 десантных барж и свыше 100 вспомогательных судов. Из этого состава в северных портах Норвегии насчитывалось около 10 германских эскадренных миноносцев и большое количество сторожевых кораблей, тральщиков и различных катеров. Однако активных действий на море они не вели, так как были заняты эвакуацией войск, материалов и оборудования. Авиация, базировавшаяся на аэродромах Норвегии, насчитывала к началу 1945 г. всего 150 самолетов, из них половину составляли истребители, которые прикрывали эвакуацию войск с воздуха 4. В результате этого гитлеровские военно-воздушные силы осуществляли главным образом воздушную разведку в Баренцевом море. Немецко-фашистское командование рассчитывало в случае обнаружения крупных конвоев на переходе между Англией и северными портами Советского Союза успеть перебросить из Германии на аэродромы Норвегии соединения бомбардировщиков и торпедоносцев для удара по конвоям в море. Но им ни разу не удалось этого сделать.
Для ведения боевых действий у побережья Северной Норвегии и Кольского полуострова противник привлек 37 подводных лодок Не имея возможности обеспечить подводные лодки необходимыми данными воздушной разведки, немецкое командование отказалось от использования их против союзных конвоев в открытом море. Оно сосредоточило свои лодки у побережья Кольского полуострова, с тем чтобы атаковать конвои союзников на подходе к Мурманску и непосредственно при входе в Кольский залив. Борьба с союзными конвоями на Севере оставалась одной из главных задач военно-морского флота и военно-воздушных сил Германии.
В 1945 г. поставки вооружения и материалов в Советский Союз из США, Англии и Канады продолжали поступать по трем путям; через Персидский залив, Тихий океан и Северную Атлантику. Первый путь был самый длинный. Переход конвоя из Нью-Йорка в Персидский залив занимал около 75 суток. Кроме того, иранские железные дороги и порты обладали небольшой пропускной способностью. В 1945 г. значение этого пути резко уменьшилось.
Для транспортировки грузов через Тихий океан в дальневосточные порты использовались советские транспорты, которые обычно следовали без конвоев через северную часть океана. На доставку грузов, шедших этим путем, уходило также много времени, так как железнодорожные перевозки по территории США и Советского Союза были очень длительными. Этим путем в 1945 г. было завезено около половины всех грузов.
Наиболее коротким и в то же время самым опасным был путь через Северную Атлантику и Баренцево море в Мурманск и Архангельск. Эти порты ближе всего располагались к фронту и промышленным районам страны. Через них прошла четвертая часть всех грузов. Северный флот, обеспечивая безопасность коммуникаций в Баренцевом море, вел напряженную борьбу с вражескими подводными лодками.
Освобожденные от фашистской оккупации провинции Северной Норвегии находились под управлением норвежских властей. Там налаживалась экономическая жизнь. В Киркенес прибыло из Англии несколько норвежских тральщиков и сторожевых судов, которые совместно с кораблями Северного флота очищали от мин подходы к портам и конвоировали транспорты между Кольским заливом и Киркенесом.
В составе Советского Военно-Морского Флота продолжал увеличиваться удельный вес самолетов и малых боевых кораблей. Благодаря работе отечественной судостроительной промышленности и поставкам союзников увеличивалось количество кораблей—охотников за подводными лодками, тральщиков и торпедных катеров. В короткие сроки были достроены законсервированные в начале войны подводные лодки типа «К» 3. Некоторое усиление Краснознаменного Балтийского флота произошло вследствие передислокации с Севера и Черного моря сторожевых и торпедных катеров и авиации, а также оснащения кораблей новыми радиотехническими средствами. В то же время все флоты, особенно Северный и Черноморский, возвратили гражданским ведомствам большое количество мобилизованных вспомогательных судов. Часть офицеров, имевшая боевой опыт, была направлена на Дальний Восток для службы на Тихоокеанском флоте.
Постоянная угроза японской агрессии вынуждала советское командование держать на Дальнем Востоке крупные силы. Тихоокеанский флот в течение войны увеличил свой состав на 2 крейсера, 29 сторожевых кораблей, 56 тральщиков, 69 торпедных катеров. В то же время он являлся базой для подготовки резервов действовавшим флотам, которым он передал 14 подводных лодок, 3 эскадренных миноносца и свыше 13 тыс. специалистов. На формирование морских стрелковых бригад и в качестве маршевого пополнения было передано Красной Армии свыше 149 тыс. человек Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская военная флотилия находились в боевой готовности. Корабли были рассредоточены, у побережья и баз несли службу корабельные дозоры, режим плавания торговых судов был близок к военному времени. К началу 1945 г. Тихоокеанский флот имел в своем составе 2 крейсера, 13 эскадренных миноносцев, 78 подводных лодок, 10 минных заградителей, 2 монитора, 9 сторожевых кораблей, 204 торпедных катера, 52 тральщика и другие корабли. Военно-воздушные силы флота насчитывали 907 исправных самолетов. С конца 1944 г. во флот стали прибывать закупленные в США фрегаты, тральщики, десантные суда. В Амурскую военную флотилию входило около 200 боевых кораблей, в том числе 8 мониторов, 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 48 тральщиков и катеров-тральщиков .
Важную роль в решении Военно-Морским Флотом боевых задач на завершающем этапе войны в Европе по-прежнему играла партийно-политическая работа. Она способствовала мобилизации моряков на дальнейшее совершенствование воинского мастерства, укрепляла их морально-политические и боевые качества, воодушевляла на героические подвиги во имя чести и свободы социалистической Родины.
Враг терпел поражение, окончательная победа приближалась с каждым днем. Но противник еще отчаянно сопротивлялся, шел на самые коварные приемы борьбы. Поэтому командиры, политработники и партийные организации флота постоянно напоминали офицерам, старшинам и матросам о необходимости проявлять высокую бдительность и боеготовность, решительно бороться с малейшими проявлениями беспечности и благодушия, напрягать все силы для того, чтобы завершить полный разгром врага.
Усилению партийно-политической работы, партийного влияния на все стороны жизни и боевой деятельности флота в 1945 г. способствовала благоприятная общая обстановка, рост партийных организаций, их идейное и организационное укрепление. Увеличилось число коммунистов среди моряков. Так, если к началу войны среди матросов было 6,4 процента коммунистов, то к концу войны их стало 19,3 процента, соответственно среди сержантов и старшин — 28,1 и 55,7 процента и среди офицеров — 62,5 и 73,2 процента. Более чем в 2 раза вырос процент коммунистов среди личного состава подводных лодок (с 26,8 процента до 56 процентов). Экипажи многих подводных лодок и надводных кораблей полностью состояли из коммунистов и комсомольцев.
Изменение обстановки на морских театрах в результате побед, одержанных Красной Армией, нашло прямое отражение в тех задачах, которые решали флоты в 1945 г. Все флоты подчинялись Народному комиссару Военно-Морского Флота адмиралу флота Н. Г. Кузнецову, который являлся Главнокомандующим Военно-морских сил. Начальником Главного политического управления ВМФ был генерал-полковник И. В. Рогов, начальником Главного штаба ВМФ — вице-адмирал С. Г. Кучеров. В соответствии с планом зимней кампании Народный комиссар ВМФ ставил задачи флотам и флотилиям. На Черноморском театре боевые действия закончились, и флот приступил к очищению моря от мин. На Северном морском театре, в связи с тем что базы и коммуникации врага отодвинулись далеко на юго-запад от линии, разграничивающей сферу действий советского и английского флотов, у флота осталась только одна боевая задача — защита коммуникаций. На Балтийском море развернулась активная борьба: советский флот проводил наступательные, а немецкий флот оборонительные действия.
Трепетное отношение Гитлера к дорогостоящим крупнотоннажным монстрам, которых к концу войны оставалось еще немало, ограничило их боевое применение. Пожалуй, отчасти он был прав, монстры вроде линкора «Тирпиц» стали слишком уязвимы для субмарин, а значит, для решения масштабных задач не годились.