Целостное историческое мировоззрение сформировалось в России в 30-е годы 19-го века , но само мировоззрение как нестранно развилось не по научной, а на метафизической основе. В первой половине 19-го века русскому образующему обществу возможный интерес к истории проявили события заграничные походы русской армии в 1615 г. давшие возможность познакомится с философией западной Европы и с политической жизни западной Европы.
Германцы в то время господствовали система Шеллона и Гегеля. Гегель разделил народ на исторические и неисторические и поместил их на историческую лестницу и на верху этой лестницы он поставил Германский народ. И именно Германия по ему мнению могла претендовать на мировое господство. Славян на этой лестнице не было так как по мнению Гегеля это был неисторический народ. Славянский народ был осажден на духовное рабство и Германцев. Постепенное увеличение немецкой философии привело к тому, что представители русского общества стали интересоваться русской историей. Они пытались определить место и назначение русского народа в мировой истории. На этой основе и появились западники и славяне.
Западники считали: Что германская цивилизация является вершиной мирового прогресса и для них древняя Русь была страной неисторической лишенной прогресса осужденный на вечный застой.
Россия считалась азиатской страной. Из вековой азиатской косности Россию вывел именно Петр Первый. Он приобщил Россию к Германской цивилизации и создал возможность для прогрессивного развития страны и поэтому только эпоха Петра имеет историческое значение, она имеет важнейшее значение в Русской истории так как именно эпоха Петра отделяет Россию Европейскую от России Азиатской. Западники утверждали , что Россия неотьемленная часть западной цивилизации которая развивалась с опозданием. Большинство населения страны крестьяне воздвинули те же ценности, что и страны западной цивилизации.
Россия — это неотьемленная часть Восточной цивилизации. Все реформы которые проводились в России небыли приведены до конца и не оставили глубокого следа в сознании народа. Россия это разновидность восточной деспотии.
Я бы ставил на первое место не роль конкретного человека в историческом процессе, а роль элит. Ведь и до Петра I были попытки направить Россию на европейский путь развития. И они терпели неудачу, элиты не были готовы. А у Петра получилось. Значит, определенные процессы подтолкнули образованную и богатую прослойку к переменам.
До сих пор страну раздирает от этой неприкаянности: не запад и не восток, а что-то на стыке. Но я не считаю, что, что такое особое положение России — это минус для нее. Просто почему-то из признаков и завоеваний каждой из этих цивилизаций мы умудряемся брать не самое лучшее. И получается то, что получается. Россия могла бы обогащаться бесценным опытом этих цивилизаций, выбирая лучшее и быть при этом уникальным государством.
Абсолютно верное и логическое рассуждение. Глупо открещиваться от Азии, как черт от ладана… И было взято, не мало положительного от упомянутой азиатской цивилизации. Да, это было, да имело место. В этом уникальность России… Порой мне кажется, что история и «мстит» России за историческую забывчивость. Есть ситуации, когда мы невластны в выборе варианта… Еще раз, респект Лере. Надо быть гибче, господа…
Восточную цивилизацию очень сильно тормозит эта так называемая «восточная деспотия». С другой стороны, было бы неправильно утверждать, что при ее упразднении в восточных станах наступит благоденствие. Люди веками привыкали к такому порядку вещей. Для того, чтобы изменить политическую основу, нужно коренным образом менять сознание людей. А это непросто.
Вот-вот. И в нашей стране, когда пытаются что-то менять, чтобы соответствовать европейским стандартам и ценностям, почему-то наступает хаос и беспорядок. Выходит, умы населения России также не готовы к переменам. Восток не отпускает.
Брать всё лучшее от обеих цивилизаций. Не стесняясь и не выпендриваясь. Как японцы. Тогда будет благоденствие и процветание. Пока что берем всё худшее.
На мой взгляд, Пётр Первый не вывел Россию в европейскую колею развития. Его реформы были всего лишь ответом на вызовы времени. Европеизация коснулась лишь армии (потому как в этом была нужда) и элиты (то есть дворянства). Основная часть населения не была затронута европейскими реформами. Скорее наоборот, варварские способы эксплуатации низших сословий только усилились. Достаточно вспомнить практику прикрепления крестьян к заводам.