Древние цивилизации. Раннее средневековье в Европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций


Исходным рубежом в истории всех народов был первобытнообщинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государственных форм общественной жизни на классовой основе. Переход к начальным формам государственности и формирование общественных отношений связаны на первых ступенях с развитием рабовладения в различных формах. Основу примитивной экономики тогда составлял труд рабов. Основным способом получения рабов были войны. Параллельно сохранялась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.

На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины пятого тысячелетия до н. э.) стали государства Древнего Востока — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Мидия, Персия, Древняя Индия и Древний Китай.

На второй стадии — «классическое рабовладение» (VII — I вв. до н. э.) — получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства, примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.

Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на Средиземноморье, побережье Черного моря, Переднюю Азию, Египет, южную и западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела непрерывные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбора дани.

Третья стадия — разложение рабовладельческого строя (I в. до н. э. — V в. н. э.). Низкая эффективность рабского труда и нравственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца IT в. усилился натиск на нее варварских племен — эпоха «великого переселения народов». В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли у крупных землевладельцев), что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части: Западную и Восточную (Византия). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 г. Характерно, что вождь вестготов Аларих потребовал от Рима освобождения рабов, которые и открыли ему ночью ворота столицы. В 476 г. свергнут последний римский император Ромул Августул. Западная Римская империя прекратила существование. Византия же, постепенно превратившаяся в феодальное государство, существовала до XV в. Став центром православного христианства, она оказала большое влияние на развитие славянских народов. Хотя разделение христианской церкви как государственной религии на западную и восточную (католическую и православную) произошло в 1054 г., но к моменту встречи славянской и византийской цивилизаций канонический облик православия уже в основном определился.

Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. Крах империи привел к заселению античного мира многочисленными варварскими племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем осваивали в определенной степени ее результаты. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс слияния языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождалась новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации — феодализма.

Ранний феодализм в Европе. Формирование западноевропейского типа цивилизаций

Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытнообщинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др.). Сущность социально-экономического строя феодализма заключалась в том, что крестьяне или ремесленники в городе под внеэкономическим принуждением отдавали землевладельцам-феодалам выработанный ими прибавочный продукт. В отличие от раба феодально-зависимый крестьянин имел домохозяйство, орудия производства и частично работал на собственные нужды, что повышало его заинтересованность в труде и способствовало интенсификации производства. К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.

Феодальная формация, ставшая более высокой ступенью развития общества, так же, как и рабовладельческая, прошла три стадии развития. Ранний феодализм — время формирования и утверждения феодальных отношений (ранее средневековье); развитой феодализм (классическое средневековье); поздний феодализм — период разложения феодальных отношений и развитие внутри феодализма элементов капиталистического способа производства (позднее средневековье).

Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в н. э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной Римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481 — 511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786 — 814) все земли Западной Римской империи были объединены, а сам он Папой Римским был увенчан императорской короной. После смерти Карла его империя разделена между сыновьями. Прошло более 100 лет в упорной борьбе с феодальной независимостью герцогов (прежних вождей племен). В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе с Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императоров становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальные империи.

На этапе раннего феодализма в течение веков происходило становление феодальных отношений и их распространение по Европе. Образуется земельная собственность, складываются основные классы феодального общества — землевладельцев и зависимых крестьян. В экономике еще сочетаются старые экономические уклады — рабовладельческий, патриархальный (свободное, чаще общинное землевладение) и новый — феодальный с различными формами личной зависимости крестьян.

Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII — VIII вв. на Ближ­нем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу остановлено в битве при Пуатье в 732 г. Часть Испании еще долго оставалась под арабским господством. Связь с арабским миром оказала существенное влияние на разви­тие западноевропейской цивилизации. В целом европейский континент, расположенный в благоприятных климатической и географической зонах, не испытывал на себе с V в. разорительных нашествий кочевых восточных народов. Плотность населения возрастала. Хозяйственные и культурные связи расширялись и обогащались. Росло производство и развивалась торговля. Большое влияние на образовавшиеся раннефеодальные государства Западной Европы оказало наследие римской культуры — производственная сфера, города, торговые связи, военное дело, опыт государственного устройства.

Римская культура, в сферу влияния которой попали эти племена, уже сложилась как строго индивидуалистическая, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власти европейского средневековья жестко следили за сохранением принципов индивидуализма, так как государству и церкви было выгоднее иметь дело с «отдельными единицами», а не с какими-либо проявлениями социальной солидарности. В столкновении родоплеменного коллективизма варваров-завоевателей с римским индивидуализмом коллективизм оказался потесненным более высоким уровнем и устойчивостью римской культуры. Сельская община становится сообществом владельцев пахотных и приусадебных участков, передаваемых по наследству, при общинном пользовании лесом, выгоном для скота, лугами, рыбными прудами, дорогами. Вокруг королевской власти и герцогов образуется служилая аристократия. Она получает от них землю в качестве платы за службу (либо пожизненно, либо с правом передачи по наследству). Потребность в военной силе и появление крупных поместий послужили причиной реформ Карла Великого — военной, социальной и административной. Суть реформ — установление тесной связи между военной службой и землей. Владел землей лишь тот, кто нес военную службу. Для управления своими землями в различных частях владений феодалы назначают старост. Они, постепенно обогащаясь, становятся мелкими свободными землевладельцами, из которых формируется рыцарское войско. Рыцари платят своему сюзерену военной службой. Рыцарская организация войска усиливает индивидуалистический характер складывающейся западноев­ропейской цивилизации.

Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма

К XI в. изжиты элементы прошлых формаций –родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в поземельную и личную зависимость от землевладельцев и становятся крепостными, а земельные собственники-феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения.

Постепенно происходит полный раздел общинных земель правя­щими сословиями. Церковь также становится крупным землевладельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодальной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной собственности и захват земель соседних народов на Востоке. Так зарождается движение германских государств «дранг нах Остен» («натиск на Восток»), во главе которого стали рыцарские церковные организации — «рыцарские ордена».

Параллельно с социальным развитием в основной сфере — сельскохозяйственном производстве — идет рост городов, торговли, ремесленного производства. Средневековый город в основе был земельной общиной, владелец городского участка (торговец или ремесленник) — лично свободный человек; свободными становились в городах также и бывшие крепостные (на которых не был заведен розыск). Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и создавали свое самоуправление.

Города как центры торговли и ремесла организовывали свои союзы. На севере Европы ведущее положение в XII — XIII вв. приобрел союз городов — немецкая Ганза, имевшая свою контору в Великом Новгороде. На Юге торговлю между Европой и Азией монополизировали Венеция и Генуя. В городах растет производство оружия и рыцарских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плугов), шерстяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладываются верфи для строительства кораблей. В XI — XII вв. городское ремесленное производство организуется в цехи, нося­щие закрытый профессиональный характер. Постепенно в цехах возникает господствующий слой — мастера, которые прибегают к найму рабочей силы. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возникает сословно-представительная монархия.

Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. Через церковь шло, главным образом, образование, воспитание молодого поколения, ею формировался духовный облик и мораль общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) за освобождение «фоба Господня» и «Святой земли» (Палестины), — так называемые «крестовые походы». Они знаменовали возникновение европейского феодального колониализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского нал всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств стать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, занимались и врачеванием сельского населения. Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с «еретиками».

Исторические корни и условия формирования западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и индивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений с ростом населения, господство католической религии придают этой цивилизации особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателен в этом отношении лозунг ордена меченосцев: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты западноевропейской цивилизации отметил еще Н. Я. Данилевский, дав ей характеристику как «уничтожительной» для других народов. Такие свойства цивилизации определили экспансию западноевропейских стран со стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер западноевропейской цивилизации как в материальной, так и в духовной сферах развития человечества в последующие периоды.

Оцените статью!


: 5 комментариев
  1. Олеся

    Очень интересный материал о самых таинственных этапах исторического развития. Очень жаль, что из-за многочисленных войн и малограмотности населения, до современных историков дошли лишь обрывочные сведения о культуре и социальной жизни того времени. К книгам в те времена относились не так бережно как сейчас, и в результате, сведения о многих цивилизациях были утеряны. Возможно, если бы эта информация сохранилась, перед нами была бы сейчас совершенно иная картина мира.

  2. Марина

    Спасибо за такое четкое, структурированное, грамотное изложение материала. Огромный период истории изложен очень внятно и последовательно. Отдельная благодарность за прописанные связи между различными эпохами. Важнейшая эпоха в развитии человечества, изложенная в доступной форме, с указанием причин, предпосылок и последствий.

  3. Brusga

    Стадиальная модель исторического процесса привлекает своей логической простотой, но это не делает ее единственно верной, по-своему интересна и цивилизационная теория.

  4. nika97

    Удивителен тот факт, что рабовладение было распространено практически на всех континентах, на нем строились большие цивилизации, однако в Древнерусском государстве мы этого не замечаем, его развитие происходило без этой ступени. Как вы думаете, повлияло ли это как-то на будущую жизнь страны? Было бы лучше, если рабовладение было распространено на территории нашей страны?

    1. Медведев Ириней

      Не стройте иллюзии о том, что в отличие от Запада, в Древней Руси не было рабовладения. Было, очень даже было! Холопы, закупы, рядовичи это кто? Рабы, разной степени зависимости. «Челядь» (читай рабы) наряду с мёдом, воском, мехами, занимали, чуть ли не ведущее место номенклатуре товаров для внешней торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *