Установление династии Романовых, утверждение самодержавия и крепостного права


Гражданская война и интервенция принесли тяжелые потери и разорение русской земле, отбросив российское общество назад в своем развитии. Последствия этого Россия переживала почти весь XVII в. События «Смутного времени» во многом определили ход развития российского феодального общества.

Россия после смуты. Утверждение самодержавия и крепостного права

Преодоление «великого московского разорения», восстановление порядка в стране и хозяйства заняло примерно три десятилетия, завершившись к середине XVII в. (за время смуты в 14 уездах центра страны пришло в запустение свыше 60 % распаханных земель.) При молодом царе ведущую роль сначала играли его мать и ее родственники — бояре Салтыковы, а затем вернувшийся в 1619 г. из польского плена его отец Филарет, которого провозгласили патриархом и великим государем. Умный и властный политик до 1633 г. правил вместе с сыном в этот сложный период.

Восстановление страны осуществлялось царем с опорой на Боярскую думу и Земские соборы, которые заседали почти непрерывно в течение первых десяти лет правления. Таким образом, политическим итогом смуты стало утверждение сословно-представительной монархии, свойственной развитому феодализму. Земский собор, включавший представителей поместного дворянства, духовенства, тяглового (несущего налоги) городского населения, а в некоторых случаях и государственных («черносошных») крестьян, был более привержен к усилению центральной власти — самодержавию — в противовес аристократической Думе. В. О. Ключевский отмечал: «Народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейс­кого представительства».

С избранием Михаила Романова (1613 — 1645) борьба за власть не закончилась. В первую очередь потребовалось ликвидировать отряды казаков, не признавших нового царя. Наиболее опасным оказался отряд Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек со своим сыном от Лжедмитрия II (получившим прозвище «воренок»). Яицкие казаки выдали Заруцкого, его и «воренка» повесили, Мнишек заточили в Коломне.

Со Швецией заключен мир в 1617 г. Она вернула Новгородс­кую землю, но удерживала Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. Польша же не оставила надежды на русский престол. Владислав организовал поход на Москву в 1617 — 1618 гг., дошел до Арбатских ворот, но был отбит. После этого заключено в 1618 г. перемирие с Речью Посполитой, за ней оставались Смоленск и черниговские земли, а Владислав отказался от претензий на русский престол. Внешняя опасность стране была снята.

К концу второго десятилетия XVII в. правительство завершило и внутреннюю вооруженную борьбу с наследием «Смутного времени», очистив страну от оставшихся отрядов интервентов, подавив бунты крестьян и разбойные набеги «воровских шаек». Повсеместно отстраивались города, заселялись опустевшие деревни, распахивались заброшенные пашни.

Решение задачи восстановления разрушенной экономики и внутреннего порядка в стране осуществлялось самодержавием одновременно с усилением крепостного права. Чтобы пресечь уход крестьян на свободные земли, Михаил Федорович в 1619 г. объявляет снова пятилетний, а в 1637 г. — девятилетний срок сыска беглых. В 1642 г. издается указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем — вывезенных насильственно крестьян. Так постепенно готовится окончательное закрепощение крестьян. Новая династия Романовых, укрепляя свое поло­жение, широко использовала передачу земель дворянам. В центральных районах практически исчезло земледелие черносошных крестьян, дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а затем в южные степи. С развитием мануфактур государство стало приписывать крестьян к заводам. Приписные крестьяне свои подати государству должны были отрабатывать на предприятии по определенным расценкам.

Укрепившееся правительство Михаила Федоровича пыталось решить и внешнеполитические проблемы. Попытка отвоевать у Польши Смоленск закончилась неудачно, подписанный в 1634 г. мирный договор закреплял за Польшей Смоленск, Черниговскую и Новогород-Северскую земли. В 1637 г. донские казаки захватили Азов у Турции и обратились к царю с просьбой принять его под власть России. До 1642 г. они удерживали город, пока Земский собор не отказался от Азова, считая, что Россия еще не может вести войну с Турцией и Крымом.

В правление Алексея Михайловича (1645 — 1676) Россия набирает темпы развития, расширяет свои границы; устанавливаются и широкие дипломатические связи. Вместе с тем вырос налоговый гнет, что вызывало бунты в городах и крестьянские восстания. Период XVII в. получил в истории название «бунташного века». За 20 лет, с 1630 по 1650 г., восстания прошли в тридцати русских городах, самым крупным был «соляной бунт» в Москве в 1648 г. В 1662 г. произошел «медный бунт»; а с 1670 по 1671 г. вспыхнуло восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина, которое охватило обширную территорию Дона и Поволжья. Для подавления его брошена 30-тысячная армия дворянского ополчения. Зажиточные казаки обманом захватили Разина и выдали правительству. Летом 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве.

Основной причиной восстаний было утверждение крепостного права и усиление феодального гнета. В 1648 — 1649 гг. «боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал патриарх Никон, созван Земский собор, самый крупный в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посадских людей. Он принял «Соборное уложение» — первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом. В «Уложении» окончательно зак­реплялось крепостное право, запрещались переходы к другим землевладельцам, вводился бессрочный сыск беглых. Крепостничес­кие порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать общины. Все городское население должно было нести тягло на государя, запрещался переход из одного посада в другой, т. е. население закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в черте города, крестьяне могли торговать только с возов и в торговых рядах. После принятия «Уложения» возникли, как свидетельствуют источники, сделки по дарению и купле крепостных крестьян.

Воссоединение Украины с Россией, расширение границ до Тихого океана

При объединении Польши и Литвы в 1569 г. в единое госу­дарство — Речь Посполитую — в нее включены земли Белоруссии и большая часть Украины. Население в этих районах испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше было самым тяжелым в Европе. Католическая церковь стремилась установить свое господство над православием. Украинский и белорусский народы поднялись на борьбу. Центром ее на Украине стала Запорожская Сечь — своеобразная казацкая республика во главе с выборными атаманами. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи из­бран Богдан Хмельницкий, талантливый руководитель и военачальник. Под его руководством казацкое войско выступило против Польши, заключив союз с крымским ханом, но борьба шла с переменным успехом. Весной 1652 г. Хмельницкий разбил польскую армию под Батогом, но для окончательного освобождения Украины собственных сил при ненадежном союзнике, крымском хане, было недостаточно. Хмельницкий обратился к московскому царю с просьбой принять запорожское войско и Украину Малороссийскую «под свою руку».

Земский собор в Москве в 1653 г. принял решение оказать помощь гетману, на Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. знаменитая Переяславская Рада (совет) по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православия». Украина получила в составе России автономию. Она имела выборного гетмана, местный суд, сохраняла сословные права украинского дворянства, реестровые войска (на содержании государства) до 60 тысяч и право устанавливать дипломатические отношения (кроме Польши и Турции). Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от порабощения и способствовало развитию украинской нации. Присоединение Украины к России явилось важным фактором укрепления и российской государственности. Речь Посполитая не признала воссоединения. Развернулась русско-польская война 1654 — 1667 гг. В ходе этой длительной войны проявились сепаратистские движения в верхушке украинской знати, в которой остались приверженцы как Польши, так и Турции, а также сторонники независимого государства. После смерти Хмельницкого в 1657 г. новый гетман И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей. Вместе с Польшей и Крымом он выступил против России, но население не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, но вскоре также перешел на сторону короля. Не получив поддержки населения, он сам отказался от гетманства. На Украине появилось два гетмана: на Правобережье — П. Дорошенко, готовый к подданству турецкому султану; на Лево­бережье — запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, стоящий за отделение от России. Конечный результат определило Андрусовское перемирие с Польшей в 1667 г. на тридцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев передавался России, а Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.

Попытка России выйти к Балтийскому морю и в этот период не имела успеха. Русско-шведская война 1656 — 1658 гг. не принесла России территориальных приобретений, по Кардисскому миру 1661 г. Прибалтика осталась за Швецией.

Одновременно Россия активно продвигается в Сибирь и на Дальний Восток. В конце XVI — начале XVII в. русские прочно утвердились на берегах Оби и Иртыша. От Енисея они идут к р. Лене (в 1632 г. построен Якутский острог). В 30 — 40-х гт. русские доходят до Байкала, вокруг которого возникает ряд острогов и городов. Далее движение пошло к побережью Охотского моря (1648 г., основан г. Охотск); к устью Колымы и в область р. Анадырь (Семен Дежнев, 1648 — 1649 гг.); к Тихому океану по р. Амур (Поярков, 1643 г., Хабаров, 1650 г.). В течение первой половины XVII в. русские землепроходцы преодолели огромное расстояние от Урала до Тихого океана, установив здесь свои поселения и опорные пун­кты. Сближение пределов владений и России, и Китая в районе Амура побудило их правительства заключить Нерчинский договор (1689).

Оксфордский профессор истории Д. Бейкер отмечал: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII в. шло с ошеломляющей быстротой. На долю этого безвестного воинства достался такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и пред­приимчивости, равного которому не совершил никакой другой ев­ропейский народ». Освоение обширных территорий проходило мирно, местное население и русские поселенцы совместно осваивали богатства природы. Быстрое освоение Сибири осуществлялось соединенными усилиями народа и правительства. В первое время правительство снабжало служилых людей Сибири привозным хлебом, который собирался в виде особого натурального налога в восточных областях европейской России. К концу XVII в. сибирское население уже полностью обеспечивало себя хлебом.

Важным событием в общественной жизни России этого периода стад церковный раскол. Расширение связей с Украиной и греческой православной церковью вызвало необходимость унификации церковных обрядов и церковных книг. Бурные социальные процессы потребовали укрепления дисциплины в церковной иерархии и нравственных устоев духовенства. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон, пользующийся поддержкой царя Алексея Михайловича, начал церковную реформу по унификации обрядов и единообра­зию церковной службы, взяв за образец греческие правила и книги. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказались признать реформу Никона. Во главе старообрядцев стал «неистовый» протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол. Он стал одной из форм социального протеста против феодального гнета, с которым связывалась в народном сознании церковная реформа.

Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей» бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения-общины (в некоторых местах они сохранились до XX в.). Наиболее мощный протест выразился в Соловецком восстании (1668 — 1676). В 1676 г. восстание было подавлено, из 600 монахов — защитников крепости в живых осталось только 50. Предводители — протопоп Аввакум и его единомышленники — сосланы в низовья Печоры, где провели четырнадцать лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («огненному крещению») в знак протеста против прихода в мир «Никона-Антихриста».

Впоследствии Никон вошел в конфликт с царем. Переоценив свои силы, он в 1658 г. демонстративно покинул столицу и отказался быть патриархом в Москве, оставаясь лишь патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор сместил Никона с поста патриарха, после чего он был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой, но его реформы не отменены. Похоронен Никон в Ново-Иерусалимском монастыре (г. Истра), который он построил как копию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В конце XVII в. в российском обществе назревает культурный перелом. Военные столкновения с Западом показали военно-техническую отсталость и необходимость модернизации военной организации. Усиление внешних связей позволило приглашать все большее число специалистов и предпринимателей из Западной Европы, которые основывают оружейный завод близ Тулы, железоделательные заводы на р. Варге, Шексне и в г. Костроме. Приезжие поселенцы из Западной Европы (офицеры, купцы, техники, ремесленники, доктора, аптекари и т. д.) обустраиваются в специальных районах (слободах), принося с собой европейские элементы культуры. Приближенные к царю бояре проявляют интерес к Западу и говорят о необходимости сближения с ним.

5/5 - (1 голос)


: 3 комментария
  1. Алешка

    Почему выбрали именно Романова? Там дворцовые интриги были посерьезней телесериалов. Конечно, новоявленный самодержец в первую очередь будет работать в интересах тех людей, которые помогли ему пробиться к власти.

  2. Попов

    Несмотря на солидное представительство сословий России, в Земском соборе заправляли могущественные кланы, которые прельщали сторонников для выбора своего кандидата. Итогом свары стал компромисс, звали его Миша Романов, думали, будет марионеткой, но не учли возвращение Филарета.

  3. Ирина

    Алешка, к вопросу о выборе нового царя. Выбор Михаила Романова объяснялся элементарными причинами: нежеланием представителей высшей аристократии видеть на престоле сильную личность. 16-летний Михаил, находившийся под влиянием матери, идеально подходил на роль марионетки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *