Гражданская война и интервенция принесли тяжелые потери и разорение русской земле, отбросив российское общество назад в своем развитии. Последствия этого Россия переживала почти весь XVII в. События «Смутного времени» во многом определили ход развития российского феодального общества.
Россия после смуты. Утверждение самодержавия и крепостного права
Преодоление «великого московского разорения», восстановление порядка в стране и хозяйства заняло примерно три десятилетия, завершившись к середине XVII в. (за время смуты в 14 уездах центра страны пришло в запустение свыше 60 % распаханных земель.) При молодом царе ведущую роль сначала играли его мать и ее родственники — бояре Салтыковы, а затем вернувшийся в 1619 г. из польского плена его отец Филарет, которого провозгласили патриархом и великим государем. Умный и властный политик до 1633 г. правил вместе с сыном в этот сложный период.
Восстановление страны осуществлялось царем с опорой на Боярскую думу и Земские соборы, которые заседали почти непрерывно в течение первых десяти лет правления. Таким образом, политическим итогом смуты стало утверждение сословно-представительной монархии, свойственной развитому феодализму. Земский собор, включавший представителей поместного дворянства, духовенства, тяглового (несущего налоги) городского населения, а в некоторых случаях и государственных («черносошных») крестьян, был более привержен к усилению центральной власти — самодержавию — в противовес аристократической Думе. В. О. Ключевский отмечал: «Народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства».
С избранием Михаила Романова (1613 — 1645) борьба за власть не закончилась. В первую очередь потребовалось ликвидировать отряды казаков, не признавших нового царя. Наиболее опасным оказался отряд Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек со своим сыном от Лжедмитрия II (получившим прозвище «воренок»). Яицкие казаки выдали Заруцкого, его и «воренка» повесили, Мнишек заточили в Коломне.
Со Швецией заключен мир в 1617 г. Она вернула Новгородскую землю, но удерживала Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. Польша же не оставила надежды на русский престол. Владислав организовал поход на Москву в 1617 — 1618 гг., дошел до Арбатских ворот, но был отбит. После этого заключено в 1618 г. перемирие с Речью Посполитой, за ней оставались Смоленск и черниговские земли, а Владислав отказался от претензий на русский престол. Внешняя опасность стране была снята.
К концу второго десятилетия XVII в. правительство завершило и внутреннюю вооруженную борьбу с наследием «Смутного времени», очистив страну от оставшихся отрядов интервентов, подавив бунты крестьян и разбойные набеги «воровских шаек». Повсеместно отстраивались города, заселялись опустевшие деревни, распахивались заброшенные пашни.
Решение задачи восстановления разрушенной экономики и внутреннего порядка в стране осуществлялось самодержавием одновременно с усилением крепостного права. Чтобы пресечь уход крестьян на свободные земли, Михаил Федорович в 1619 г. объявляет снова пятилетний, а в 1637 г. — девятилетний срок сыска беглых. В 1642 г. издается указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем — вывезенных насильственно крестьян. Так постепенно готовится окончательное закрепощение крестьян. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, широко использовала передачу земель дворянам. В центральных районах практически исчезло земледелие черносошных крестьян, дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а затем в южные степи. С развитием мануфактур государство стало приписывать крестьян к заводам. Приписные крестьяне свои подати государству должны были отрабатывать на предприятии по определенным расценкам.
Укрепившееся правительство Михаила Федоровича пыталось решить и внешнеполитические проблемы. Попытка отвоевать у Польши Смоленск закончилась неудачно, подписанный в 1634 г. мирный договор закреплял за Польшей Смоленск, Черниговскую и Новогород-Северскую земли. В 1637 г. донские казаки захватили Азов у Турции и обратились к царю с просьбой принять его под власть России. До 1642 г. они удерживали город, пока Земский собор не отказался от Азова, считая, что Россия еще не может вести войну с Турцией и Крымом.
В правление Алексея Михайловича (1645 — 1676) Россия набирает темпы развития, расширяет свои границы; устанавливаются и широкие дипломатические связи. Вместе с тем вырос налоговый гнет, что вызывало бунты в городах и крестьянские восстания. Период XVII в. получил в истории название «бунташного века». За 20 лет, с 1630 по 1650 г., восстания прошли в тридцати русских городах, самым крупным был «соляной бунт» в Москве в 1648 г. В 1662 г. произошел «медный бунт»; а с 1670 по 1671 г. вспыхнуло восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина, которое охватило обширную территорию Дона и Поволжья. Для подавления его брошена 30-тысячная армия дворянского ополчения. Зажиточные казаки обманом захватили Разина и выдали правительству. Летом 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве.
Основной причиной восстаний было утверждение крепостного права и усиление феодального гнета. В 1648 — 1649 гг. «боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал патриарх Никон, созван Земский собор, самый крупный в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посадских людей. Он принял «Соборное уложение» — первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом. В «Уложении» окончательно закреплялось крепостное право, запрещались переходы к другим землевладельцам, вводился бессрочный сыск беглых. Крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать общины. Все городское население должно было нести тягло на государя, запрещался переход из одного посада в другой, т. е. население закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в черте города, крестьяне могли торговать только с возов и в торговых рядах. После принятия «Уложения» возникли, как свидетельствуют источники, сделки по дарению и купле крепостных крестьян.
Воссоединение Украины с Россией, расширение границ до Тихого океана
При объединении Польши и Литвы в 1569 г. в единое государство — Речь Посполитую — в нее включены земли Белоруссии и большая часть Украины. Население в этих районах испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше было самым тяжелым в Европе. Католическая церковь стремилась установить свое господство над православием. Украинский и белорусский народы поднялись на борьбу. Центром ее на Украине стала Запорожская Сечь — своеобразная казацкая республика во главе с выборными атаманами. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи избран Богдан Хмельницкий, талантливый руководитель и военачальник. Под его руководством казацкое войско выступило против Польши, заключив союз с крымским ханом, но борьба шла с переменным успехом. Весной 1652 г. Хмельницкий разбил польскую армию под Батогом, но для окончательного освобождения Украины собственных сил при ненадежном союзнике, крымском хане, было недостаточно. Хмельницкий обратился к московскому царю с просьбой принять запорожское войско и Украину Малороссийскую «под свою руку».
Земский собор в Москве в 1653 г. принял решение оказать помощь гетману, на Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. знаменитая Переяславская Рада (совет) по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православия». Украина получила в составе России автономию. Она имела выборного гетмана, местный суд, сохраняла сословные права украинского дворянства, реестровые войска (на содержании государства) до 60 тысяч и право устанавливать дипломатические отношения (кроме Польши и Турции). Налоги должны были поступать уже в царскую казну.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от порабощения и способствовало развитию украинской нации. Присоединение Украины к России явилось важным фактором укрепления и российской государственности. Речь Посполитая не признала воссоединения. Развернулась русско-польская война 1654 — 1667 гг. В ходе этой длительной войны проявились сепаратистские движения в верхушке украинской знати, в которой остались приверженцы как Польши, так и Турции, а также сторонники независимого государства. После смерти Хмельницкого в 1657 г. новый гетман И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей. Вместе с Польшей и Крымом он выступил против России, но население не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, но вскоре также перешел на сторону короля. Не получив поддержки населения, он сам отказался от гетманства. На Украине появилось два гетмана: на Правобережье — П. Дорошенко, готовый к подданству турецкому султану; на Левобережье — запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, стоящий за отделение от России. Конечный результат определило Андрусовское перемирие с Польшей в 1667 г. на тридцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев передавался России, а Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.
Попытка России выйти к Балтийскому морю и в этот период не имела успеха. Русско-шведская война 1656 — 1658 гг. не принесла России территориальных приобретений, по Кардисскому миру 1661 г. Прибалтика осталась за Швецией.
Одновременно Россия активно продвигается в Сибирь и на Дальний Восток. В конце XVI — начале XVII в. русские прочно утвердились на берегах Оби и Иртыша. От Енисея они идут к р. Лене (в 1632 г. построен Якутский острог). В 30 — 40-х гт. русские доходят до Байкала, вокруг которого возникает ряд острогов и городов. Далее движение пошло к побережью Охотского моря (1648 г., основан г. Охотск); к устью Колымы и в область р. Анадырь (Семен Дежнев, 1648 — 1649 гг.); к Тихому океану по р. Амур (Поярков, 1643 г., Хабаров, 1650 г.). В течение первой половины XVII в. русские землепроходцы преодолели огромное расстояние от Урала до Тихого океана, установив здесь свои поселения и опорные пункты. Сближение пределов владений и России, и Китая в районе Амура побудило их правительства заключить Нерчинский договор (1689).
Оксфордский профессор истории Д. Бейкер отмечал: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII в. шло с ошеломляющей быстротой. На долю этого безвестного воинства достался такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и предприимчивости, равного которому не совершил никакой другой европейский народ». Освоение обширных территорий проходило мирно, местное население и русские поселенцы совместно осваивали богатства природы. Быстрое освоение Сибири осуществлялось соединенными усилиями народа и правительства. В первое время правительство снабжало служилых людей Сибири привозным хлебом, который собирался в виде особого натурального налога в восточных областях европейской России. К концу XVII в. сибирское население уже полностью обеспечивало себя хлебом.
Важным событием в общественной жизни России этого периода стад церковный раскол. Расширение связей с Украиной и греческой православной церковью вызвало необходимость унификации церковных обрядов и церковных книг. Бурные социальные процессы потребовали укрепления дисциплины в церковной иерархии и нравственных устоев духовенства. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон, пользующийся поддержкой царя Алексея Михайловича, начал церковную реформу по унификации обрядов и единообразию церковной службы, взяв за образец греческие правила и книги. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказались признать реформу Никона. Во главе старообрядцев стал «неистовый» протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол. Он стал одной из форм социального протеста против феодального гнета, с которым связывалась в народном сознании церковная реформа.
Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей» бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения-общины (в некоторых местах они сохранились до XX в.). Наиболее мощный протест выразился в Соловецком восстании (1668 — 1676). В 1676 г. восстание было подавлено, из 600 монахов — защитников крепости в живых осталось только 50. Предводители — протопоп Аввакум и его единомышленники — сосланы в низовья Печоры, где провели четырнадцать лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («огненному крещению») в знак протеста против прихода в мир «Никона-Антихриста».
Впоследствии Никон вошел в конфликт с царем. Переоценив свои силы, он в 1658 г. демонстративно покинул столицу и отказался быть патриархом в Москве, оставаясь лишь патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор сместил Никона с поста патриарха, после чего он был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой, но его реформы не отменены. Похоронен Никон в Ново-Иерусалимском монастыре (г. Истра), который он построил как копию храма Гроба Господня в Иерусалиме.
В конце XVII в. в российском обществе назревает культурный перелом. Военные столкновения с Западом показали военно-техническую отсталость и необходимость модернизации военной организации. Усиление внешних связей позволило приглашать все большее число специалистов и предпринимателей из Западной Европы, которые основывают оружейный завод близ Тулы, железоделательные заводы на р. Варге, Шексне и в г. Костроме. Приезжие поселенцы из Западной Европы (офицеры, купцы, техники, ремесленники, доктора, аптекари и т. д.) обустраиваются в специальных районах (слободах), принося с собой европейские элементы культуры. Приближенные к царю бояре проявляют интерес к Западу и говорят о необходимости сближения с ним.
Почему выбрали именно Романова? Там дворцовые интриги были посерьезней телесериалов. Конечно, новоявленный самодержец в первую очередь будет работать в интересах тех людей, которые помогли ему пробиться к власти.
Несмотря на солидное представительство сословий России, в Земском соборе заправляли могущественные кланы, которые прельщали сторонников для выбора своего кандидата. Итогом свары стал компромисс, звали его Миша Романов, думали, будет марионеткой, но не учли возвращение Филарета.
Алешка, к вопросу о выборе нового царя. Выбор Михаила Романова объяснялся элементарными причинами: нежеланием представителей высшей аристократии видеть на престоле сильную личность. 16-летний Михаил, находившийся под влиянием матери, идеально подходил на роль марионетки.