Славяне выделились из индо-европейской общности в середине I тысячелетия до н. э. Праславянская общность — исконное (автохтонное) население лесной и лесостепной территории: от средней части бассейнов рек Одер и Висла до верховьев и среднего течения р. Западный Буг, Припять и Сан. На севере и востоке оно соседствовало с балтами, летто-литовски-ми племенами, проживавшими на берегах Балтийского моря; на западе — с германскими племенами; на юге — с кочевниками причерноморских и придунайских степей. В эпоху «великого переселения народов» (III — V вв. н. э.) славяне расселились на обширной территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, перейдя дунайскую границу Византии. Последняя в течение многих столетий оказывала значительное влияние на развитие южных и восточных славянских племен. Особое место в их жизни занимало соседство с кочевыми народами Великой степи — территории, протянувшейся от Центральной Азии до Причерноморья. Отсюда кочевые племена волнами вторгались в Европу. В IV в. гунны продвинулись от Волги до границ нынешней Франции, но в V в. отброшены на восток. В VI в. авары создали Аварский каганат в южнорусских степях. В VII в. на средней Волге образовалась Волжская Болгария (Булгария), а на Нижнем Поволжье, в степях Северного Кавказа, Причерноморья и части Крыма — Хазарский каганат (тюркские племена, знать которых приняла иудаистскую религию). Государства кочевников были непрочными объединениями племен, совершавших набеги на соседей и взимавших дань со славян, которые вынуждены постоянно обороняться от нападений кочевников-скотоводов с юга и востока, а позднее с севера — от выходцев из Скандинавии (себя они называли викингами, жители Западной Европы — норманнами, славяне — варягами).
К VIII в. поселения восточных славян распространились от Карпатских гор до верховьев Оки с запада на восток и от р. Невы до среднего Поднепровья с севера на юг. Сложные природные условия (наличие дремучих лесов и болот) и слабая заселенность обширной территории затрудняли обмен результатами труда и производственным опытом. Общественное развитие шло медленно, связи с ранними цивилизациями были слабыми. Основное занятие восточных славян — земледелие, с ним же связано домашнее скотоводство, значительное место в хозяйственной жизни занимали рыболовство, охота, бортничество. Сложные природные условия, необходимость проведения трудоемких работ в короткие календарные сроки вызывали потребность совместного труда. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. В задачу общины входило и распределение земли как основного источника существования. Специфика крестьянских традиций у славян раскрыта в монографии Л. В. Милова «Великорусский пахарь».
К VI в. на смену родовой общине пришла территориальная (или соседская) община, объединяющая несколько больших семей. Трудные условия и общинный характер жизни вырабатывали коллективистский характер отношений, взаимную выручку, смелость и решительность в борьбе с природой и врагами. Славянские воины отличались храбростью, выносливостью и воинским умением.
В течение VII — VIII вв. восточнославянские племена постепенно расселились по восточно-европейской равнине и заняли всю ее западную часть от причерноморских степей до Финского залива и Ладожского озера, главным образом по линии Днепр — Волхов. Проходящий с севера на юг по этой территории путь «из варяг в греки» на несколько веков стал главным стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства. На этом пути возникли города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород Великий, Псков, Полоцк, Витебск. Суздаль и Ростов Великий стали форпостами дальнейшего продвижения славян на восток. Города были не только административными, но и военными опорными пунктами, которые подчиняли себе окрестные области. В них складывались предпосылки для развития ремесленного производства, международной и внутренней торговли.
Со временем племена объединялись в территориальные племенные союзы. Поляне жили по среднему течению Днепра, к северу от них — древляне и дреговичи, к западу — волыняне, вдоль рек Ока и Москва — вятичи, на север и на запад от них — кривичи и т. д. В центре внимания летописцев — земля полян, которая носила также название Русь. Возможно, так называлось одно из племен, жившее по берегам реки Рось. Но это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Образование племенных союзов — шаг в формировании древнерусской государственности. Во главе союзов стояли князья из племенной знати и их окружение — «лучшие мужи». На юге центром стали город Киев и Киевская земля, занявшие ключевое положение на пути «из варяг в греки». На северо-западе — Новгород и Новгородская земля, которые имели торговые связи с Прибалтийскими странами и Северной Европой. Разноэтнические союзы представляли собой уже первые государственные образования. Таковы союзы новгородских славен; псковских кривичей; чуди, жившей у Чудского озера; мери (предков современных марийцев); «Русская земля», располагавшаяся на территории полян, части северян и волынян, с центром в Киеве; Древлянская земля.
Русский летописец конца XI в. включил в летопись легенду о призвании варягов в качестве правителей — Рюрика, Синеуса и Трувора. «Идоша за море» (т. е. отправившись за море), славянские и чудские послы заявили им: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. порядка) в ней нету. Да пойдете к нам княжить и владеть нами». Современная историческая наука постепенно склоняется к признанию Рюрика реальной исторической личностью. Но этого нельзя сказать о его братьях. Летописец, как заметил Б. А. Рыбаков, не знал шведского языка и сообщение о традиционном окружении Рюрика он принял за имена его братьев: выражение sine hus («свои родственники») — за Синеуса, и выражение thru waring («верные воины») — за Трувора. В «Повести временных лет» (первой русской исторической хронике) будничный эпизод найма на службу отряда профессиональных военных жителями Новгорода (как практиковалось потом столетиями) преобразован в династийную легенду, в поучительное предание, призванное ссылкой на старину обосновать право на власть над Русью потомков Рюрика (династии Рюриковичей).
Это летописное повествование послужило основанием для «норманской теории» возникновения древнерусского государства, в которой роль скандинавского элемента в создании княжеской власти на Руси была сильно преувеличена. Современная историческая наука имеет сейчас убедительные доказательства тому, что у восточных славян уже до «призвания варягов» сложились устойчивые признаки государственности. Об этом, в частности, свидетельствует не только знакомство дорюрикова союза словен, кривичей, чуди и мери с институтом князей и «народом» земли во времена своего самостоятельного существования, но и рассказы о древлянском князе Мале (X в.) — потомке древлянских князей, которые «рыпасли» (организовали) Древлянскую землю.
Сохранилась официальная византийская документация, в которой дважды зафиксированы межгосударственные переговоры Руси и Византии (в 838 — 839 и в 860). Константинопольский патриарх Фотий говорил в проповеди: «Народ неименитый, народ, не считаемый ни за что, народ, поставляемый наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода против нас, незначительный, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства, — о, какое бедствие, ниспослано нам от бога». И это говорилось за два года до «призвания варягов».
В IX в. развитие восточных славян к историческому рубежу — образованию крупного раннефеодального государства. С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в районе Новгорода. По традиции с этого момента ведется отсчет русской государственности (в 1862 г. в Новгородском Кремле сооружен памятник тысячелетию России). После смерти Рюрика в 879 г. власть получил его родственник или сподвижник Олег (879 — 912), который предпринял поход на юг по Днепру. Захватив города Смоленск, Любеч, он взял и Киев, убив самостоятельно княживших там Аскольда и Дира. Объединив северные и южные племена восточных славян, он создал древнерусское государство со столицей в Киеве. Укрепившись в Среднем Поднеп-ровье, Олег во главе разноплеменного войска совершил в 907 г. знаменитый поход на Византию, дошел до Царьграда (Константинополя), осадил его и взял выкуп, заключив выгодный союзный договор. В знак победы Олег, по преданию, прибил на воротах Царьграда свой щит.
Образовавшееся молодое государство продолжало расширяться и укрепляться преемниками Олега — князем Игорем (сыном Рюрика), а затем его вдовой — княгиней Ольгой, длительно правившей государством ввиду малолетства сына Святослава. Это довольно редкий случай женского правления в раннефеодальном обществе. Ольга в 957 г. посетила Константинополь и приняла там христианство (крестилась под именем Елена). Деятельность Ольги внесла значительный вклад в организацию древнерусского государства. Она провела реформу, по которой дань собиралась не путем объезда всех населенных пунктов, а только на погостах, куда она заранее свозилась населением. Тем самым исключались произвольные поборы с жителей, которые привели к гибели мужа Ольги — князя Игоря.
Значительного увеличения территории Русь достигла в период правления сына Ольги и Игоря — Святослава Игоревича. Он проявил себя неутомимым, храбрым воином и выдающимся полководцем. Сначала он расширил и обезопасил восточные границы древнерусского государства: нанес ряд тяжелых поражений хазарам, подчинил себе самое восточное славянское племя — вятичей, покорил северокавказские племена ясов и касогов. Владения Святослава расширились. Древнерусское государство стало играть важную роль в политической жизни Восточной и Центральной Европы. Укрепившись на востоке, Святослав обратился на запад. Византия просила его о помощи в борьбе с дунайскими болгарами, и в 967 г. он во главе большого войска двинулся на Дунай, нанес поражение Болгарии. В считанные годы в Восточной Европе появилось обширное славянское государство, сравнимое по уровню социально-экономического развития с государством Каролингов, утвердившим свою власть над большей частью Европы на рубеже IX и X вв.
Византия, опасаясь роста могущества Руси, вступила в войну со Святославом. Одновременно в русские земли стали вторгаться с юго-востока новые кочевые орды — печенеги. Война с Византией сложилась неудачно. Святослав был окружен на Дунае превосходящим греческим войском, вынужден заключить мир и вернуться в Киев. При возвращении в 972 г. его подстерегли на Днепровских порогах печенеги. Пользуясь численным преимуществом, они истребили княжескую дружину и убили Святослава. Печенежский хан Куря обзавелся окованной золотом чашей из черепа князя.
Созданное в ходе войн X в. огромное древнерусское государство достигло в первой половине XI в. своего расцвета при великих князьях Владимире Святославиче (Святом) (980 — 1015) и Ярославе Владимировиче (Мудром) (1019 — 1054). Государственное устройство Руси представляло собой особую систему во главе с киевским князем. В крупных городах княжили его родственники. Но подвластные им области не становились их наследственными владениями. Лишь одно княжество — Полоцкое — приобрело некоторую внутреннюю независимость, но оно должно было участвовать во всех внешнеполитических акциях киевских князей.
Княжеская дружина состояла из свободных людей, профессиональных воинов, связанных с князем личным договором службы и верности («войсковым товариществом»). Дружина — ядро войска. Вокруг него создавалось вспомогательное ополчение из свободного городского населения. В случае необходимости в него призывались и сельские жители — «смерды». Князь — высший судья в своем княжестве, обязанный судить «по правде», он назначал «посадников», которые управляли на местах. Князья пользовались советами старших дружинников — бояр, а иногда собирали и всю дружину.
Развитие феодальных отношений отражалось в социальной структуре общества. Высший слой населения составляли бояре — военное сословие, обладавшее преимущественным правом на занятие административных должностей, которые гарантировали получение дани с населения, судебную власть, взимание судебных пошлин. Причастность к власти способствовала обогащению и приобретению земельных владений боярами. Однако этот процесс был постепенным, медленным. На первых порах господствующий класс основывал свое экономическое и социальное могущество не на частном владении землей (вотчинах), а на «кормлениях», обогащении за счет взимания налогов с населения. Оно предоставлялось как вознаграждение за службу.
Низший класс — городское и преимущественно сельское простонародье (именуемое «смердами») — составлял основную массу населения Руси. Местное свободное население (сельское и городское) входило в общины («верви»). Они имели выборных старост для защиты общины перед княжеской администрацией. Заметна была и прослойка несвободных людей — холопов. Процесс расслоения в общинах привел со временем к появлению обширного слоя полузависимого сельского населения, известного под именем «ролейных закупов», которые проживали на землях знатных землевладельцев, получая от них ссуду и обязуясь за нее работать в их хозяйстве. В. О. Ключевский считал, что это были «сельские рабочие, селившиеся на землях собственников со ссудой от хозяев». Согласно «Русской правде», господин мог «за дело» побить «закупа». Но не мог обратить его в холопство или «наказать без вины» (за это на него можно было подать в княжеский суд).
На Руси еще долго сохранялось домашнее рабство. Рабы — холопы, или челядь — обслуживали княжеские и боярские дворы и были одним из ходовых «товаров» во внешней торговле. Источники рабства: плен, рождение от холопа, долговая несостоятельность, женитьба на рабе и поступление в домашнее услужение без договора. Право господина распространялось на труд, личность и жизнь холопа. Как отмечают источники, славяне давали пленным право на освобождение от рабства за выкуп по истечении определенного времени и гуманно обращались с ними. Рабский труд не был ведущей формой хозяйствования. Он оставался невыгодным в суровых условиях земледелия на Восточно-Европейской равнине.
Большое влияние на общественное развитие восточных славян оказало, как и на Западе, распространение христианства. Принятие христианства как государственной религии (крещение Руси) проведено великим князем Владимиром в 988 — 989 г. По рассказу летописи, двор князя перед этим посещали многие религиозные посольства: «немцы» (католики), булгары (мусульмане), хазарские иудеи; греческий «философ», проповедь которого произвела на Владимира особое впечатление. По совету дружины князь послал своих послов в разные страны для знакомства с различными религиями. Обсудив результаты на совете бояр, он решил принять греческое (византийское) христианство — православие. Владимир крестился сам и женился на греческой царевне Анне. После чего крестил киевлян в водах Днепра. Выбор православия не случаен. Православие привлекало Рюриковичей не только пышностью церковной службы. Оно импонировало признанием «божественности» верховной светской власти (как объединяющий государственный фактор), а также, вероятно, своей соборностью, созвучной коллективистскому характеру славянской общественной жизни, сохраняемому в сельских общинах и княжеских дружинах. Кроме того, принятие христианства из Византии обусловлено давними устойчивыми связями с нею. А пример крещения великой княгини Ольги еще был свеж в воспоминаниях ее внука Владимира.
Своеобразная роль православной церкви в развитии восточных славян определялась тем, что в отличие от «варваров» Запада они не имели прямого контакта с римской культурой. Церковь становилась главным каналом влияния античной цивилизации и приобщения к ее духовным ценностям. Многовековое обособление православия от католичества отделило и социокультурную среду восточных славян от складывающейся западноевропейской цивилизации, заложило основу формирования особой восточнославянской, русской цивилизации. В ней преобладало влияние не романской, западноримской, а византийской, греко-римской культуры. Православная церковь взяла на себя функции просвещения на Руси. Особенность этого просвещения состояла в том, что христианство явилось на Русь не в латинском, а в «славянском» облачении, со славянским богослужебным языком, близким и понятным всему народу. Поэтому византийское христианство-православие быстро стало национальной русской религией. Церковь принесла на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном во второй половине IX в. «святыми братьями», просветителями славян — монахами Кириллом и Мефодием. Этот алфавит оптимально соответствует фонетике русского языка, в гораздо большей степени, чем латинский алфавит. Церковно-славянская (или болгарская) письменность послужила основой для развития древнерусской письменности и древнерусского литературного языка. Князь Владимир основал в Киеве школы для «учения книжного», где обучались дети знати. Так возникла традиция регулярного просвещения. Но главными носителями и распространителями просвещения на Руси, как и на Западе, стали епископские кафедры и монастыри. Там собирались библиотеки рукописных книг. Строительство церквей дало начало русскому архитектурному и изобразительному искусствам — развитию храмовой архитектуры, мозаики и живописи.
В последовавшей после смерти Владимира (в 1015 г.) междоусобной борьбе за киевский престол приняли участие внешние силы — поляки и печенеги. Победил в 1019 г. Ярослав Владимирович. Он успешно завершил борьбу с печенегами, создав линию укрепленных городов на юге на границах «Великой степи». Главным же делом Ярослава Мудрого стало расширение государственной территории, строительство городов, укрепление христианства, развитие просвещения, налаживание широких международных связей. Призывая мастеров из Византии, он строил храмы, в частности, кафедральный собор Св. Софии в Киеве, основывал монастыри. Киев, расширившийся и окруженный стенами, стал при нем одним из самых богатых и красивых городов Европы, находясь в центре оживленной международной торговли. Киевская Русь была широко признана в Европе и имела разветвленные дипломатические отношения со многими странами. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде; три его дочери выданы замуж за королей норвежского, венгерского, французского; его внучка Евпраксия Всеволодовна вышла замуж за германского императора Генриха IV. Иностранные принцы и короли в XI — XII вв. женились на русских княжнах, русские князья — на польских, венгерских, византийских, немецких и скандинавских принцессах.
Показателем формирования правовых отношений в сложившемся раннефеодальном обществе стало начало оформления (при Ярославе) норм обычного русского права, которое впоследствии образовало юридический сборник под названием «Русская правда». Этот юридический памятник оставался действенным до конца XV в.
В 1030 г. после успешного похода на чудь Ярослав основал возде Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), укрепив русские позиции в Прибалтике. В 1036 г. он присоединил земли восточнее Днепра на юге, став единодержавным правителем Руси, которого называли подобно правителям «Священной Римской империи» кесарем (цезарем), в древнеславянском произношении — царем. Над саркофагом Ярослава на стене Софийского собора в Киеве можно прочесть надпись, выполненную в XI в.: «Успенье царя нашего».
Ярослав перед смертью разделил свои владения между несколькими наследниками, завещав им «жить в мире и любви» и во всем «слушаться» старшего брата Изяслава и не ссориться. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей — Всеволода — княжеские распри усилились и способность князей к сопротивлению половцам ослабла. По инициативе киевского князя Святополка Изяславича в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей, который принял решение прекратить усобицы и провозгласил принцип: «Каждый да держит отчину свою», что означало закрепление за участниками съезда владений их отцов и отказ от претензий на соседние земли в будущем. Необходимость отпора кочевникам-половцам заставляла правителей Руси предпринимать коллективные шаги для обеспечения своей безопасности. Однако территориального и владельческого единства уже не существовало.
Развитие производительных сил, рост народонаселения, расширение территории государства усиливали местную княжескую власть. Крепнувшие центры регионов не хотели платить дани Киеву и посылать войска в походы киевских князей. Так складывались предпосылки феодальной раздробленности, свойственной всем раннефеодальным империям. Особенности государственности Руси придали этому процессу характер междоусобной борьбы. «Лествичный» (или «очередной») порядок престолонаследия великокняжеской власти, при котором престол переходил к старшему по возрасту князю в роду Рюриковичей от брата к брату, запутывал династические расчеты, вызывал споры, усиливал личные амбиции, разжигал вражду.
Владимиру Мономаху (1113 — 1125), ставшему киевским князем, удалось объединить под своей властью подавляющее большинство русских земель. При нем утихли городские волнения и княжеские междоусобицы, укрепился и международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха, а первой его женой стала английская принцесса. При нем создан «Устав Владимира Мономаха», ставший частью «Русской правды». В нем упорядочено взимание процентов ростовщиками, улучшено положение купечества, строго регламентирован переход в холопство (рабство). Сын Владимира Мономаха Мстислав Великий (1125 — 1132) еще удерживал за собой владения отца, но после его смерти Русь окончательно распалась на независимые княжества-государства.
Древнерусское государство просуществовало около двух столетий. За это время из восточнославянских племен начала складываться древнерусская народность. Она прошла стадию быстрого становления и утверждения раннефеодальных отношений и соответствовала уровню государственного развития своих европейских соседей. Первое крупное государство Восточной Европы изначально было многоэтническим (многонациональным), хотя славянский элемент в нем преобладал. Даже в легенде о «призвании варягов» упомянуты «меря» (предки марийцев) и «чудь» (предки эстонцев и других финно-угорских народов) как участники решения о приглашении Рюрика. В те далекие времена формируется традиция сосуществования многих народов восточноевропейской равнины. Языком-посредником между ними стал древнерусский язык.
На Руси сложился свой тип раннего феодализма. В нем сохранялись сельские общины свободных крестьян, различные формы организации горожан, практиковались «кормления» знати, ее военная служба, возникла иерархия дружинников. Принятие христианства в виде византийского православия как бы вписывалось в эти особые формы формирующейся цивилизации, одновременно внося в них духовные традиции эллинской (греческой) античной, а также и древневосточной цивилизации, освоенные Византией. Православное ядро этой цивилизации, вобравшей многие элементы славянской религии и славянские народные черты, сохранялось в условиях раздробленности и последующего длительного иноземного ига. Оно стало могучим средством национального объединения и национального освобождения в период создания нового Российского государства.
Этот тип цивилизации назван Н. Я. Данилевским «славянским культурно-историческим типом» задолго до современного английского историка А. Тойнби, разработавшего теорию цивилизаций. Сейчас принято называть сложившийся на Восточно-Европейской равнине в конце I — начале II тысячелетий тип «русской цивилизацией», принимая предков русских, белорусов и украинцев за единую древнерусскую этническую общность. Впоследствии она переросла в «российскую цивилизацию». Этот термин относится ко всем народам, объединенным общей исторической судьбой — развитием Российского государства.
Очень мало написано про период до «призвания варягов». Между тем именно в это время формировалась уникальная русская культура, русский характер. Свидетельства современников и археологические данные говорят о том, что на обширной территории проживала единая славянская общность, объединенная одним языком, общими богами, условиями быта.
Больше того, есть основания утверждать, что племенные союзы были протогосударственные образования со своей культурой управления обществом. Традиции власти были демократическими, а в ранней русской истории таковые рассматривались как архаичные, поэтому отсчет государственности ведется от Рюрика.
Считается, что племенные союзы могли стать государствами и даже более того, создать свой особый этнос, то есть народность. Это в первую очередь кривичи и ильменские славяне, по местоположению там, где потом находился Господин Великий Новгород и боярская республика его имени, во вторую очередь это могущественный союз северян с прилегающими к нему вятичами. Ну, а в третьих это племена волынян там, где потом образовалось Галичское княжество, а ныне в современной Украине находится Львовская область. Кривичи же играли основную роль в образовании Белорусского этноса совместно с дреговичами.
Так же имелись все данные для создания государства и отдельного этноса у племенных союзов уличей и тиверцев в южнорусских степях. И место расселения белых хорватов могло стать родиной нового государства и народа. Но прикарпатскую Хорватию разгромил Владимир святой. После погрома она не смогла оправиться и канула в лету. Сейчас там ведутся археологические раскопки в стольском городище(площадь больше в несколько раз, чем площадь тогдашнего Киева).
Все эти племенные союзы могли стать родоначальниками новых наций и народов, а ещё и государств как современная Белоруссия. Но их государственное и этническое наследие и будущее было погублено образованием Русского государства и властью Рюриковичей и волнами междоусобиц и захватов от кочевников и пришлых народов.
Все-таки стоит упомянуть о нескольких теориях происхождения славян, то есть: миграционная (славяне переселились на территорию Восточно-Европейской равнины из Центральной Европы, откуда они расселились по Европе); автохтонная (славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла территория современной Польши, часть Украины и Белоруссии. Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова); третья теория — первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные племена, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации.
Интересно, есть ли какая-то связь между исчезновением хеттов в середине I-го тысячелетия до нашей эры, и появлением в центральной и восточной Европе славянских сообществ?
Нет, никакой связи нет. Это разные народы. В то время, как хетты жили в Малой Азии, ряд народов индоевропейской языковой семьи составляли условную «древнеевропейскую общность» в степях Нижнего Поволжья и Северного Причерноморья и затем на территории Европы, что подтверждается археологическими исследованиями. Время обособления славян из этой общности точно не установлено, но находится между сер. I тыс. до н.э. и сер. I тыс. н.э. Подробнее можно посмотреть работу Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова.