Этапы истории культуры русского средневековья


Культура русского средневековья имела своими истоками культуру восточнославянских племен. К концу XVII в. она прошла большой путь развития и сохранила самобытные черты, приобретенные в IX — X вв. Вместе с тем ей были присущи общие свойства средневековой культуры других народов. К их числу можно отнести следующие.

1) Малая подвижность культуры, основанной на традиционных образцах и стереотипах.

2) Господство религиозного мировоззрения и религиозно-мистической общественной психологии — «мир создан Богом, и задача человека отразить богоустройство мира». Вся духовная жизнь общества и ее отражение в искусстве носят религиозный характер, а общественное устройство и верховная власть дается людям, как представляется, от Бога.

3) Эмпирическое накопление знаний об отдельных явлениях природы; науки как инструмента познания законов пока еще нет.

4) Производительная сила общества развивается медленно в порядке накопления навыков производства от поколения к поколению.

Внутри этого длительного исторического периода развития культуры выделяются этапы, соответствующие определенным историческим условиям жизни российского общества, которые определяли своеобразие русской культуры.

Первый этап — Киевская Русь (IX — XII вв. до монголо-татарского нашествия). В это время идет становление культуры древнерусской единой народности на основе распространения письменности и православного христианства среди полутора десятков восточнославянских и финно-угорских племен под большим влиянием Византии. Характер и уровень развития культуры был близок к западноевропейской, а городская культура Киева и Новгорода не уступала, к примеру, Парижу и Лондону. В искусстве — это этап исторического монументализма: храмы, монастыри; в литературе — летописи и религиозные сочи­нения. Самая знаменитая летопись Древней Руси — «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора во второй половине XI в.; составителем первого летописного свода был игумен Сильвестр в начале XII в. Грамотность довольно широко была распространена на Руси, действовали светские городские, церковные и монастырские школы. При монастырях и епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг, из монастырских учебных заведений вышли многие выдающиеся деятели древнерусской культуры — митрополит Илларион, математик Кирик, философ К. Туровский.

В целом, перенесенные на русскую почву духовные евразийские ценности Византии (идеология, этика, эстетика) трансформировались и начинали новую жизнь, приобретая иные черты под воздействием национальных славянских творческих сил. Древнерусская культура приобрела славянско-православный характер. Это проявилось в сфере изобразительного и прикладного искусства. Древнерусское искусство не было ни ветвью византийского, ни аналогом западноевропейского, оно имело самобытный «эпически-былинный склад». В архитектуре выработался русский тип церкви — крестово-купольный белокаменный храм. В живописи икона стала классической формой русского средневекового искусства с особыми просветленными чертами, храмовые росписи отражают героико-исторические сюжеты. Литература дала шедевры — «Слово о полку Игореве», описания событий в летописях и записи народного эпоса. В период феодальной раздробленности культурное на­следие расширяется в отделившихся княжествах и приобретает в них свои особые черты.

Второй этап — монгольское нашествие и разделение раздробленной Руси на зоны влияния (XIII — XIV вв.). Монголо-татарское иго замедлило развитие русской культуры, но косвенно способствовало быстрому распространению христианских взглядов на мир. Формируются три ветви народов из единого древнерусского, меняются культурные связи, которые оказывают свое влияние на каждую ветвь. На юго-западные и западные княжества усилилось влияние Польши и Литвы. На северо-востоке воздействовало монголо-татарское господство.

Третий этап (XIV — XV вв.) — складывание культуры великорусской народности, слияние местных культур с московской куль­турой, наследницей владимиро-суздальской. Исполненная драматизма борьба за освобождение страны породила мощный духовный подъем, отразившийся в литературе и искусстве. Москва после падения Византии объявляется «третьим Римом». Объединение русских земель и образование единого государства сопровождается унификацией культуры и возникновением официальной идеологии. Летописи соединяют историю Москвы с Киевской Русью, описывают возникновение династий (ведут их от римских императоров). Освобождение от монголо-татарского ига, создание единого государства в эпоху Ивана III было отмечено созданием великого архитектурного ансамбля — Московского Кремля.

Объединение русских земель вызвало расцвет русского искусства. Крупнейшими культурными центрами в XIV — XV вв. были Москва, Новгород, Тверь и Псков. Продолжает развиваться хра­мовая архитектура, складывается общерусский тип церкви — шатровый храм. XIV — XV вв. по праву считаются классическим периодом русской иконописи. Выдающимся художником конца XV в. был Феофан Грек, в своих фресковых росписях он соединил лучшие традиции византийского и русского искусства, воплотил суровую одухотворенность и высокий нравственный идеал. Следующий этап русской живописи — искусство Андрея Рублева и его школы. Выдающимся памятником мирового искусства стала его «Троица», где с необычайной силой воплощена идея мира и чело­веколюбия.

Четвертый этап (XVI в.) — время создания культурной системы централизованного государства, монументальных храмов в ознаменование побед России, развития религиозной публицистики и зарождения политической публицистики (переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). В то время как на Западе идет реформаторство в церкви и утверждается протестантство, в России в православной церкви в споре «иосифлян» и «нестяжателей» утверждаются идеи «божьей правды», стремление ко всеобщей справедливости и братской любви между людьми (послания игумена Кирилла Белозерского).

Во второй половине XVI в. в России развивается книгопечатание. Первая русская печатная книга «Апостол», изданная в Москве первопечатником Иваном Федоровым, датируется 1564 г., однако насчитывается еще семь книг без точной даты. Кроме религиозных книг, Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили во Львове в 1574 г. первый русский букварь — «Азбуку». К концу XVI в. в России было издано 20 книг. Это способствовало росту грамотности в российском средневековом обществе, культурному суверенитету российской цивилизации. В XVI в. самобытная русская культура приобрела славянско-азиатский характер в силу значительного влияния азиатских культур при существенной изоляции Руси от Запада.

Пятый этап (XVII в.) — события «Смутного времени» поколебали многие устои традиционной средневековой культуры, начинается процесс ее «омирщения» и индивидуализации, появляется «светская культура» в верхних слоях российского общества. Присоединение Украины, западных земель, расширение контактов с европейскими странами и привлечение на службу иностранцев усилили западноевропейское культурное влияние.

«Московское государство в XVI — XVII вв., — отмечал Л. Н. Гумилев, — зарекомендовало себя как страна национальной терпимости». Эта традиция привлекла «целый ряд этносов, органически вошедших в единый суперэтнос». Так формировался евразийский характер российской цивилизации.

Характерные черты российского развитого феодализма

«Соборное уложение» 1649 г. и последующее развитие российского общества в XVII в. завершили формирование российского развитого феодализма. Особые исторические условия придали ему своеобразную форму и отставание от западноевропейского феодализма, вступившего в начале XVT в. уже в свою позднюю стадию. Одной из главных отличительных черт российского феодализма стала особая роль государства в жизни общества. Главная задача государства заключалась в организации вооруженных сил и ведении вооруженной борьбы. Это определило значение центральной власти в политической системе общества. Носитель ее — московский царь. В его руках сосредоточилась вся полнота верховной государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Но это не был (кроме Ивана Грозного) полный произвол. Царь ограничен обычаями и традициями, которые обязательны для всех и излагались в судебнике (1550), а затем в «Соборном уложении» (1649): «Чтобы Московского государства всяких чинов людям суд и расправа была всем равна». Сословно-представительная монархия постепенно перерастала в XVII в. в абсолютистскую. Боярская дума и Земский собор постепенно вытеснялись государственным аппаратом. Если с XVI до половины XVII в. Московское государство было «самодержавно-земским» с властным самоуправлением, то затем оно становится «самодержав­но-бюрократическим». В нем главную роль играли приказные дьяки и воеводы, подчиняющиеся приказам — органам государственного управления.

Военная направленность государства определила во многом особенности социальной структуры общества, формирование в нем сословий. Основную массу московского войска составляло конное ополчение землевладельцев-вотчинников (бояр) и помещиков (дворян). Не имея финансов и технических средств для создания регулярной армии, московская центральная власть раздавала «служилым людям» землю с крестьянами в «поместья». К концу XVII в. боярство утратило свою мощь и сблизилось с дворянством. Дворяне владели поместьями на праве наследования в случае продолжения службы детьми после их родителей. К «служилым людям» от­носились также стрельцы, пушкари, ямщики, казаки, казенные мастера, получавшие «жалование» от государства. Особое сословие составляло духовенство.

Способность государства осуществлять свои функции, а землевладельцев нести «государеву службу» обеспечивалась трудом крестьян, которые несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Крестьяне, жившие на землях феодалов, несли тягло в пользу и феодала, и государства; близко к ним по положению примыкали монастырские крестьяне. Государственные (черносошные) крестьяне несли тягло в пользу только государства, которое выступало как коллективный феодал. Крестьяне объединялись в общины. После утверждения крепостного права они не могли уходить из общины и менять своего феодала. Особый слой составляли холопы — домашние рабы, являвшиеся наследственной собственностью своего владельца. Характерно для средневекового российского общества, что и аристократия, и дворяне считались «холопами государевыми». Над их личностью и имуществом государь имел полную власть. Низшие слои «служилых людей» одновременно занимались промыслами и сельским хозяйством. Первоначально всем свободным людям был открыт доступ «на государеву службу», но постепенно этот слой приобретает характер замкнутого сословия.

К концу XVII в. в России насчитывалось не менее 300 городов, самый крупный из них — Москва (до 200 тыс. жителей). Города были центрами ремесла и торговли. В XVII в. ремесленное производство (для конкретного заказчика) перерастает в мелкотоварное, зарождаются внутренний и внешний рынки, появляются мануфактуры, главным образом государственные. Внешняя торговля шла на запад через Архангельск (Английский и Голландский торговые дворы) и на восток через Астрахань (Индийский и Персидский торговые дворы). Ведущую роль в ней играли иностранные купцы, вывозящие в основном сырье. Английский флот построен из русского леса, а канаты сделаны из русской пеньки. Но государство поддерживало русских купцов. Торговый устав 1667 г. повышал пошлины на иностранные товары и ограничивал иностранную торговлю пограничными торговыми центрами. В отличие от Европы, города на Руси жестко встроены в общую государственную феодальную систему. Преобладание земледелия в хозяйственной жизни, а военно-землевладельческого класса в социально-политическом строе оттесняло торгово-промышленный слой далеко на задний план, что сдерживало процесс первоначального на­копления капитала и появление буржуазии. Основная масса городских жителей называлась посадскими людьми. Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них царским решением объявлялись «гостями». Все посадские люди объединялись в тягловую общину. Посадским «тяглецам» запрещен выход из посадов, они не могли продавать свои дворы и дворовые участки не тяглым людям. Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотки, выбирали своих старост и сотских.

В последней трети XVII в. Россия достигла политической стабильности и определенного экономического благосостояния. Страна проводила перестройку армии на европейский лад, расширяла свои границы и международные связи. Огромное многонациональное государство выходило на мировую арену. Строительство российского государства при суровом климате, в изоляции от развитых государств Запада, бедности и относительной малочисленности населения шло трудными путями, в постоянной борьбе за выживание и сохранение своей независимости. Здесь закладывалось драматическое и взрывоопасное противоречие российской общественной жизни: могущество государства достигалось за счет бесправия и нищеты его граждан, а ослабление государства грозило утратой национальной самостоятельности под натиском быстро развивающихся западноевропейских стран.

Пережив кризисный период «Смутного времени», отбросивший страну назад, и отразив интервенцию с Запада, укрепившееся и расширившееся российское государство в конце XVII в. прочно утвердилось на востоке Европы. Остро встал вопрос о его месте в европейской системе государств, а усиление экономических и политических связей показало отсталость от европейского мира. В высших кругах зреет сознание необходимости новых реформ и использования достижений западной цивилизации для более быстрого экономического и культурного развития.

5/5 - (2 голоса)


: 2 комментария
  1. allu23

    Вот уж действительно история развивается по спирали, а история России этому яркое подтверждение. Прочитала эту статью и вспомнила школьную программу, которая уже давно забылась с течением времени, хорошо, что здесь так ясно все изложено, а главное без лишних лирических отступлений.

  2. troubadours

    Русская культура, как часть европейской в итоге монголо-татарского ига стала маргинальной. Возрождение русской государственности подвигло развитие самобытной культуры в стране на уровень регионального варианта европейской культуры. В ходе развития она как губка впитывала в себя все новое и передовое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *