Культуры Киевской Руси


Развитие культуры

Эпоха Киевской Руси отличается быстрым развитием культуры и ремесла. Основной движущей силой в духовном развитии общества было принятие христианства при Владимире I Святом. Византийские образцы искусства стали проникать в культурную жизнь Руси и накладывать отпечаток на всё творчество древнерусских мастеров. Литературный канон также задавался византийскими церковными книгами. Культура Киевской Руси процветала и развивалась, но татаро-монгольское нашествие приостановило темпы достижения новых культурных высот на Руси.

Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе — устное народное творчество. Если о славянской мифологии сохранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах — известно значительно больше.

Ряд современных историков считает, что в былинах в обобщенной форме нашли отражение общественно-политические процессы и исторические персонажи. Наиболее известны циклы героических былин (о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.). Былины дают представления о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).

К XI веку относится зарождение русской литературы, возникает русское летописание («Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором).

Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году.

В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, до наших дней дошло немного и каменных построек.

В 996 году в Киеве была построена так называемая Десятинная церковь, посвященная Успению Богородицы (в первоначальном виде не сохранилась), там же около 1037 года византийскими архитекторами был создан Софийский собор. В 1045—1050 годах и в Новгороде был построен Софийский собор, архитектура которого более строга.

В XI—XIII веках появляется много произведений архитектуры и в других русских землях (Полоцк, Чернигов, Вышгород). Интересна архитектура Ростово-Суздальской земли (Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли).

В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески — роспись по сырой штукатурке и икона.

Развиваются художественные ремесла — «златокузнечество» (ювелирное дело), гончарное дело и др. Говоря о развитии древнерусской культуры в IX—XII веках, следует отметить, что она проникнута языческими традициями. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только в домонгольский период, но и до конца XVII века, а в некоторых случаях и позднее.

Произведения культуры Киевской Руси, этапы развития архитектуры, литературы, живописи

Зарождение и развитие культуры Киевской Руси проходило на фоне процесса централизации русских земель вокруг одного центра. Постепенно название всех племен, таких как вятичи, северяне, дреговичи, радимичи, поляне сменяются единым для всех понятием «русский» или «русич». Для культуры этого периода характерна патриархальность, уважение к старшим. Большое значение для развития государственности имело принятие христианства, которое постепенно стало оплотом русской нравственности и духовной самобытности. С этим событием связано также распространение на Руси каменного храмового строительства.  Влияние и помощь Византии способствовали формированию русской письменности, оформлению ее согласно требованиям того времени. Следует отметить, что характерной чертой Киевской Руси было единство языка: письменного, разговорного, церковного.

Богатым наследием устной культуры являются былины, которые сохранились и до наших дней. Особенным в них было наличие в большей степени языческих символов, воспевание нравственных принципов, физической силы. Наличие основ устного былинного творчества, а также повсеместное распространение единого русского языка способствовало формированию истоков русской литературы.

Век

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, ремесла

Литература, искусство

Другие сферы

До IX

Обычное право

Деревянные городища, дома, утварь

Былины, песни, пляски

Язычество, кумиры (идолы), многоженство

IX

Кирилл и Мефодий, славянская письменность

Деревянное зодчество: избы, терема, крепости

  

X

 

Каменное строительство: Десятинная церковь

Былины

Принятие хри­стианства, моно­гамная семья

XI

Берестяные грамоты, княжеские и церковные школы, Правда Ярослава (Русская Правда), каноническое право. Княжеский суд

Софийский собор в Киеве, фрески, мозаика. Софийские соборы в Полоцке, Чернигове, В ы ш городе, Нов городе. Ремесло: оружие, гончар­ные, ювелирные (скань, зернь, :-шаль) изделия

Древнерусская литература, Иларион, «Слово о законе и благодати». Устав, миниатюры. Скоморохи, гусляры

Иконы, богослу­жение, церковное пение, пережитки язычества (колядование)

XII

Устав Владимира Всеволодовича.

Научные знания в церковной переводной литературе.

Географические знания богомольцев.

Врачеватели (лечьци)

Церковь святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Храм Покрова на Нерли

Нестор, «Повесть временных лет». Жития святых. Поучение детям Вла­димира Мономаха. Местные летописи. «Моление» Данила Заточника, «Слово о полку Игореве»

Богоматерь Владимирская

В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» (от веревки, которой обмеривали участки земли) руководили старейшины, старосты, общий сход.

Общественные, семейные отношения регулировались обычным и церковным правом, решениями князей, Русской Правдой, сводом законов, утвержденных Ярославом Мудрым.

В условиях феодальной раздробленности возникали особенности в социально-политическом и экономическом строе отдельных земель. В Новгородской земле вече приглашало князя (руководитель войска, главный судья), выбирало посадника и архиепископа. Во Владимиро-Суздальском княжестве основная власть находилась в руках князя. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) первым присвоил себе титул великого князя владимирского. В Галицко-Волынском княжестве князю противостояло сильное боярство. Значение Киева постепенно падало. Во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась наследственная монархия. Политический строй Новгородской земли напоминал республику. На Галицко-Волынской земле преобладала боярская олигархия.

«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ру­чью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых» (из «Повести временных лет»).

В Древней Руси грамотность и образование существовали до принятия христианства (988). Древнерусская славянская письменность — кириллица — появилась еще в IX в. После принятия христианства в 988 возникли школы при монастырях, церквях, при княжеских и боярских дворах. Грамотными были не только феодалы-землевладельцы, но и простые ремесленники, торговцы, другие люди, о чем свидетельствуют несколько сот берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, Пскове. Летописи (хроники событий, исторические книги) с X в. составляли монахи в монастырях и княжеских дворах. Древнейшая летопись, дошедшая до наших дней — «Повесть временных лет», была составлена в Киеве в начале XII в. Нестором.

С принятием христианства наряду с деревянным (городища, мосты, дома, бани, хозяйственные постройки) получило развитие каменное, главным образом храмовое строительство. До наших дней сохранились Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, другие культовые сооружения. Соборы расписывались фресками (живопись по сырой штукатурке), украшались мозаикой (изображения, составленные из цветных камней, смальты, керамики). В Софии Киевской осталось изображение семьи Ярослава Мудрого с дочерьми, но абсолютно преобладала церковная живопись с различными иконописными школами. Нравоучительным, патриотическим и другим содержанием были насыщены «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о законе и благодати» Илариона, «Слово о полку Игореве», а также народные былины, песни, сказки и пр.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи.

Культура Киевской Руси

Деятели

Литературные памятники

Ольга

Рождение христианской культуры.

Владимир Красное Солнышко

 

Ярослав Мудрый

«Русская Правда»,

40е годы 11 века

Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

Игорь Святославич (1150-1202)

Князь Новгород–северский и Черниговский: в 1185 организовал неудачный поход против половцев.

«Слово о полку Игореве»

Триумвират Ярославичей (1060)

«Оотромирово евангелие»

Владимир Мономах (1113-1125)

Монах Нестор: начало летописания на Руси Повесть временных лет»,

«Поучение»

 

Задонщина

Литература Киевской Руси

Основные литературные жанры

Наиболее яркие и известные произведения древнерусской литературы, созданные в этих жанрах

Устное народное творчество

Былины

Проповеди и поучения

«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха и др.

Агиография, жития святых

«Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского» Нестора

Героический эпос

«Слово о полку Игореве»

Публицистика, памфлеты

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника

Оцените статью!


: 11 комментариев
  1. Aoidos

    «Слово о полку Игореве» действительно выдающийся памятник. И главное обессмертил достаточно рядового для своего времени князя. Любопытно, что за четыре года до похода Игоря против Кончака они вместе неудачно сражались с князем Рюриком Ростиславичем.

  2. Aoidos

    Еще можно добавить апокрифы. «Хождение Богородицы по мукам». Когда-то меня впечатлило.

  3. Марина

    Как же некоторые творения искусства проходят через века! Русскую правду мы сейчас проходим в университете как один из образцов древнего нормотворчества. А «Слово…» попросту разобрано на цитаты и фразеологизмы.

  4. Хронограф

    Кто знает о судьбе Десятинной церкви — первого храма на Руси? Говорят, что он погиб во время нашествия монгол. А что стало со святынями, которые в нем находились? Мощи Бориса и Глеба там же были?

  5. Анастасия

    Много мастеров было приглашено из Византии. Как жаль, что русский народ не до конца постиг те знания. Огромное количество секретов не было разгадано, примером этого является византийская мозаика из смальты. В соборе Святой Софии в Константинополе, в куполе выполнена мозаика Христа Пантократора, а на Руси в соборе Софийском, такое же подобие, но жаль она не так красива, как та!

    1. Анна Прохорова

      Конечно, трудно переоценить византийский вклад в русское искусство (один Феофан Грек чего стоит). Русские мастера пошли путем не копирования, а переосмысления. Каждая русская иконописная школа сама по себе уникальна, хотя все они сохраняют византийские черты. Не надо жалеть о том, что наша мозаика отличается от греческой. Мы, в конце концов, в совсем в другом климате живем 🙂

  6. ИстОК

    «Следует отметить, что характерной чертой Киевской Руси было единство языка: письменного, разговорного, церковного…» Разве? В Киевской Руси писали (не разговаривали!) на церковнословянском. А вот единого разговорного языка на Руси не было вообще. Были диалекты: ростово-суздальский, новгородский, смолено-полоцкий, галицко-волынский, киевский.

  7. nika97

    Говоря о культуре 12-13 веков, стоит отметить, что она представляла собой синтез христианства и язычества. И даже не смотря на то, что христианство было принято более века назад, русский уклад жизни, духовная жизнь менялась гораздо медленнее. Причиной этого было то, что до племена, которые были до объединения Руси, не были варварами, напротив, у них была своя укоренившаяся древняя культура, которую просто невозможно было заменить другим так быстро.

    1. Анна Прохорова

      Русская культура до сих пор представляет из себя синтез языческого наследия и христианского культа. Люди крестятся, а потом сразу плюют через левое плечо. Ну или стучат по дереву. Народную традицию искоренить невозможно.

  8. nika97

    «Слово о полку Игореве» действительно можно назвать памятником русской культуры. Во-первых, повествуется об исторических событиях, действительно произошедших, и мы можем использовать этот документ в качестве исторического источника. Во-вторых, хоть мы и не знаем автора, анализируя текст, мы можем сказать, что он был достаточно образованным человеком, показывающим свою, а в том числе и народа, точку зрения на происходящие события.

  9. Анна

    «Слово о полку Игореве» до сих пор нельзя считать древним полностью. После пожара в Москве и переписи/перепечатания рукописей в 19 веке можно усомниться в том, было ли произведение действительно написано в эпоху Древней Руси. Может быть, здесь постарались талантливые поэты золотого времени, которые могли подстраиваться под любой стиль писания, имели блестящее образование и хорошее знание истории вместе с этим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *