Роман «Что делать?» — произведение, написанное философом и литературным критиком Н.Г. Чернышевским в 1862-1863гг. Был создан во время заключения автора в Петропавловской крепости как ответ Тургеневу.
Опубликован в журнале «Современник», но вскоре запрещён цензурой. Несмотря на запрет, быстро разошёлся в рукописных копиях. Отдельной книгой впервые выпущен в Женеве. Издан на многих иностранных языках. Положил началу жанра «антинигилистического» романа. За внешним фасадом любовной истории автор поднял глубокие социальные, экономические и философские вопросы.
История создания
Роман был написан Чернышевским в Петропавловской крепости в 1862-1863 гг. Изначально история была задумана в противовес Тургеневским «Отцам и детям». Чтобы обойти цензуру, произведение было подано как любовный роман. Когда раскрылась истинная суть, он был уже напечатан в журнале «Современник» и распространялся в рукописных копиях. Запрет на издание сняли в 1905 году и вскоре выпустили несколько экземпляров книги.
Сюжетная линия
На первый план в романе выходит история Веры Розальской. Пытаясь избежать брака, который навязывает ей корыстная мать, девушка заключает фиктивный брак с Дмитрием Лопуховым. В дом мнимых супругов часто захаживает друг семьи, Александр Кирсанов. Вера и Александр влюбляются друг в друга. Чтобы дать свободу фиктивной жене, Лопухов инсценирует самоубийство и уезжает из России. Через некоторое время он возвращается под новым именем. В доме фабриканта Полозова он знакомится с его дочерью Екатериной. Они проникаются взаимными чувствами и женятся. Через некоторое время Лопухов объявляется Кирсановым, они начинают дружить семьями.
Отдельное место занимает «новый человек» – Рахметов. Этот персонаж – один из важнейших в произведении. Он олицетворяет собой настоящего героя-революционера.
Смысл романа
Основной смысл произведения – воспевание людей нового типа: активных и деятельных, готовых решать назревшие общественные проблемы. Чернышевский дал пример для подражания в образе Рахметова.
По мнению автора, жить нужно так, как жил герой. Он призывал помогать простому народу не только на словах, но и на деле, а также участвовать в глобальных процессах улучшения жизни общества.
Через позицию Рахметова автор выразил собственное мировоззрение и идеалы.
Жанр произведения
По своему жанру роман относится к философско-публицистическим. В нём автор выразил свои политические взгляды. Беллетристический сюжет прикрывает острые философские вопросы и мысли о справедливом общественном строе. В книге сочетаются утопия и социальный реализм. Объективная реальность того времени смешана с предполагаемым будущим.
Основные раскрытые темы
В романе освещено несколько тем:
Любовь. В описанном треугольнике одна из сторон сознательно выбывает из игры, чтобы сделать счастливыми своих друзей.
Сила характера и обуздание страстей. Герой отказался от общения с женщинами, алкоголя и всяких развлечений.
Эгоизм и отзывчивость. Мать главной героини думала только о своей выгоде. В то же время посторонний человек пожертвовал ради спокойствия Веры своей карьерой и счастьем.
Просвещение. Описанные в романе «новые люди» умны и образованы. Все свои силы они вкладывают в борьбу с невежеством.
Необходимость радикальных перемен в общественном строе – отражена в снах Веры Павловны и мировоззрении Рахметова.
Проблематика
В произведении Чернышевский затронул наиболее злободневные проблемы своего времени:
Неравенство полов и незавидное положение женщин в царской России. Чтобы выжить, они соглашаются на унизительные браки по расчёту или сомнительные виды заработка.
Проблема нравственного выбора. Герои любовного треугольника постоянно сталкиваются с ней в своих взаимоотношениях. В конце концов все они выдерживают испытание и выходят с честью из сложившейся ситуации.
Кризис самодержавного правления. С течением времени нарастала потребность в революции. Монархия же, напротив, ослабевала и сдавала позиции.
Нищета – именно она толкает Марью Алексеевну, мать Веры, на низкие поступки.
Социальное неравенство. Мать Веры готова пожертвовать честью дочери, лишь бы получить в зятья «высокородного» офицера.
Характеристики главных героев
Имя героя | Поступки и поведение | Характеристика |
---|---|---|
Вера Павловна Розальская | Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны). | Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию. |
Александр Кирсанов | Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой. | Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию. |
Дмитрий Лопухов | Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью. | Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь. |
Рахметов | Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой. | Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная. |
Марья Алексеевна Розальская | Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов. | Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем. |
Оценка романа современниками
После выхода книги мнения читателей разделились. Одни с восторгом приняли её, другие не нашли в ней художественной ценности. В целом роман оказал значительное влияние на философскую мысль своего времени. По словам Н. И. Лескова, роман обсуждали громко и открыто, и никто не остался равнодушным.
Высокую оценку произведению дали известный анархист Кропоткин и вождь революционного движения Ульянов-Ленин.
Для молодых и активных людей книга стала своего рода программой и руководством к действию.
Актуальность для современного читателя
Тематика, раскрытая в романе и отношения главных героев интересны и современным читателям. Описанные в книге «новые люди» сами создают своё счастье. Основа их поступков – разумный эгоизм. По мнению Чернышевского, настоящего счастья можно добиться не за счёт чужих бед, а разумно совмещая личные и общественные интересы.
https://www.youtube.com/watch?v=X7xB03r2jwU
Чернышевский был великим психологом, способным литературным талантом «заразить» своими идеями прогрессивную молодежь. Ведь во времена Чернышевского далеко не все молодые люди были обучены грамоте, а только дети обеспеченных родителей, элита российского общества. Сложно представить себе современных селебрити на баррикадах. Читая роман, удивляешься, как же измельчали нынче молодые люди.
Лучшее заключение по всему творчеству Чернышевского дал (по легенде) самодержец всероссийский, через титул романа «Что делать?» начертавший рескрипт: «В Сибири руду копать».
В социально = нравственном плане ничего не изменилось. Та же нищета и то неравенство же. НУЖЕН НОВЫЙ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ. Вопрос Что делать? злободневен, как и 160 лет назад.
Николай Гаврилович
Как полемизирует с Тургеневым Чернышевский в своём романе «Что делать?»
Фамилия Кирсанов отсылает нас к роману Тургенева. Слова Базарова о том, что из него «будет лопух расти» позволили писателю придумать фамилию для своего героя — Лопухова- он буквально пророс из Базарова , тоже медик, тоже нигилист. Чернышевский не согласен с трагической участью Базарова, в этом суть полемики. В отличие от Базарова герои Чернышевского — успешные и счастливые люди, они занимаются любимым делом