Повесть временных лет


К сожалению, оригинальная летопись не сохранилась. Вся информация, которая была собрана в этом произведении, взята из переписанных копий рукописи. Начало повествования ведётся приблизительно от библейских времён. Интересно взглянуть на истории со стороны древней Европы, которая довольно поверхностно описана в греческих и римских документах. Заканчивается летопись в начале XII века в 1117 году.

История появления рукописи

Первая русская летопись имела несколько редакций. Автором самого первого издания считается монах Киево-Печорской лавры – летописец Нестор. Он трудился на стыке XI и XII веков, попутно изучая историю и используя сведения, полученные о древних археологов. Интересно, что история происхождения русского народа, ещё на заре будущего великого государства, настолько интересовала и будоражила умы образованных людей. Рукопись была сделана на основе древних народных преданий, песен, сохранившихся берестяных переписок и документов. После, оригинал многократно редактировался, что и подтолкнуло в будущем выпустить несколько изданий в разных редакциях. Оригинал, увы, не дожил до наших дней.

Автор

Отцом русской истории называют Нестора Летописца, жившего на территории Киевской Руси и трудившегося во благо православной церкви. Самой известной его рукописью, без сомнения, является «Повесть временных лет». Но ещё раньше он написал такие произведения как «Житие Бориса и Глеба, во святом крещении наречённых Романа и Давыда» и житие своего настоятеля «Житие преподобного Феодосия Печорского». Так как Нестор был монахом сама «Повесть временных лет» описывается с православной точки зрения и можно заметить, как летопись перекликается с византийскими историческими хрониками.

Основные тезисы

В «Повести временных лет» довольно ярко отражены международные отношения с Византией. Переняв веру, которую проповедовал греческий народ, русские перестали вести дикий образ жизни, облагородились и оттуда пошёл мир между этими странами, — «Если окажутся русские в рабстве у греков, то, если они будут пленники, пусть выкупают их русские по 10 золотников; если же окажется, что они куплены греком, то следует ему поклясться на кресте и взять свою цену – сколько он дал за пленника». В летописи есть свидетельство о приходе князя со стороны, скандинавского Рюрика, — «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Отклики православия в летописи

Каждое событие и умозаключение в «Повести временных лет» трактовалось с точки зрения православного монаха, летописца Нестора. Прежде всего, нужно понимать, что это не гражданская хроника и не сборник сырых исторических фактов о русском народе. Исследователь Лихачёв, основываясь на распоряжении князя Ярослава Мудрого о проповедовании христианской веры, предположил, что основополагающим фактором написания такого исторического документа. Нестор явственно видел и продвигал в своей рукописи идею сплочения русского народа под единой православной христианской верой.

Значение для исторического сообщества

Основываясь на этой летописи и ещё на немногих других древних произведениях, историки могут строить теории и выводы о жизни древнего руса. Нестор трудился не один, его дело продолжили игумен Лаврентий, Моисей и преподобный Сильвестр, выпустив новые редакции и издания. В дальнейшем, многочисленные историки изучали это произведения и выявляли всё больше вопросов к рукописи.

Например, Н. М. Карамзин в своём произведении «История государства Российского» высказывал сомнение о методе сбора данных для написания летописи. Он считал, что объединение преданий с «официальными» документами и фольклором неуместно для составления хронологи, так как все источники брали своё начало из разных временных промежутков.

Повесть временных лет в современной истории

Большинство современных историков склонны судить, что «Повесть временных лет» нельзя воспринимать, как научный труд. Но в то же время, эта рукопись является одним из немногих древних источников знаний о Древней Руси. Именно такое двоякое впечатление оставляет данная летопись у людей, желающих поближе познакомиться с историей русского народа.

3.5/5 - (2 голоса)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *