Повесть временных лет


К сожалению, оригинальная летопись не сохранилась. Вся информация, которая была собрана в этом произведении, взята из переписанных копий рукописи. Начало повествования ведётся приблизительно от библейских времён. Интересно взглянуть на истории со стороны древней Европы, которая довольно поверхностно описана в греческих и римских документах. Заканчивается летопись в начале XII века в 1117 году.

История появления рукописи

Первая русская летопись имела несколько редакций. Автором самого первого издания считается монах Киево-Печорской лавры – летописец Нестор. Он трудился на стыке XI и XII веков, попутно изучая историю и используя сведения, полученные о древних археологов. Интересно, что история происхождения русского народа, ещё на заре будущего великого государства, настолько интересовала и будоражила умы образованных людей. Рукопись была сделана на основе древних народных преданий, песен, сохранившихся берестяных переписок и документов. После, оригинал многократно редактировался, что и подтолкнуло в будущем выпустить несколько изданий в разных редакциях. Оригинал, увы, не дожил до наших дней.

Автор

Отцом русской истории называют Нестора Летописца, жившего на территории Киевской Руси и трудившегося во благо православной церкви. Самой известной его рукописью, без сомнения, является «Повесть временных лет». Но ещё раньше он написал такие произведения как «Житие Бориса и Глеба, во святом крещении наречённых Романа и Давыда» и житие своего настоятеля «Житие преподобного Феодосия Печорского». Так как Нестор был монахом сама «Повесть временных лет» описывается с православной точки зрения и можно заметить, как летопись перекликается с византийскими историческими хрониками.

Основные тезисы

В «Повести временных лет» довольно ярко отражены международные отношения с Византией. Переняв веру, которую проповедовал греческий народ, русские перестали вести дикий образ жизни, облагородились и оттуда пошёл мир между этими странами, — «Если окажутся русские в рабстве у греков, то, если они будут пленники, пусть выкупают их русские по 10 золотников; если же окажется, что они куплены греком, то следует ему поклясться на кресте и взять свою цену – сколько он дал за пленника». В летописи есть свидетельство о приходе князя со стороны, скандинавского Рюрика, — «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Отклики православия в летописи

Каждое событие и умозаключение в «Повести временных лет» трактовалось с точки зрения православного монаха, летописца Нестора. Прежде всего, нужно понимать, что это не гражданская хроника и не сборник сырых исторических фактов о русском народе. Исследователь Лихачёв, основываясь на распоряжении князя Ярослава Мудрого о проповедовании христианской веры, предположил, что основополагающим фактором написания такого исторического документа. Нестор явственно видел и продвигал в своей рукописи идею сплочения русского народа под единой православной христианской верой.

Значение для исторического сообщества

Основываясь на этой летописи и ещё на немногих других древних произведениях, историки могут строить теории и выводы о жизни древнего руса. Нестор трудился не один, его дело продолжили игумен Лаврентий, Моисей и преподобный Сильвестр, выпустив новые редакции и издания. В дальнейшем, многочисленные историки изучали это произведения и выявляли всё больше вопросов к рукописи.

Например, Н. М. Карамзин в своём произведении «История государства Российского» высказывал сомнение о методе сбора данных для написания летописи. Он считал, что объединение преданий с «официальными» документами и фольклором неуместно для составления хронологи, так как все источники брали своё начало из разных временных промежутков.

Повесть временных лет в современной истории

Большинство современных историков склонны судить, что «Повесть временных лет» нельзя воспринимать, как научный труд. Но в то же время, эта рукопись является одним из немногих древних источников знаний о Древней Руси. Именно такое двоякое впечатление оставляет данная летопись у людей, желающих поближе познакомиться с историей русского народа.

Оцените статью!

Не нашли нужного вам материала статьи? Не проблема, мы подготовим его для вас бесплатно. Оставьте свою заявку!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *