Беломорско-Балтийский канал — лагерная стройка канала имени Сталина


Без промышленности невозможна экономическая стабильность государства. Перед первой пятилеткой СССР (1928-1932 гг) стояла задача, заложить индустриальную основу некогда аграрной страны.

Большая стройка нищего государства

К концу 20-х годов 20 века СССР разорен и измотан революциями, гражданскими распрями, Первой мировой войной. Для укрепления экономики и обороноспособности государству нужны были предприятия, электростанции, водные, железнодорожные, автомобильные пути. Но ресурсов для строительства у молодого государства не хватало.

Тем временем набирала обороты карательная машина массовых политических репрессий. Лагеря и тюрьмы, благодаря Объединённому государственному политическому управлению (ОГПУ), активно пополнялись заключенными. Чем не трудовые ресурсы?

Писатель-документалист Константин Гнетнев идеологом использования труда заключенных в экономике страны называет Нафталия Френкеля. Впервые свою идею тот реализовал будучи заключенным Соловецкого лагеря. По инициативе Френкеля отбывающие наказание работали в специально построенных мастерских, на лесозаготовках.

В 1929 году Совет народных комиссаров СССР принимает постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных». Первый пункт документа предписывал осужденных на три и более года направлять для отбытия лишения свободы в исправительно-трудовые лагеря ОГПУ. Второй пункт обязывал ОГПУ расширить существующие и создать новые лагеря в отдаленных районах для «колонизации этих районов и эксплуатации их природных богатств путем применения труда лишенных свободы».

Маховик использования труда заключенных для экономической выгоды государства был запущен. В 1930 году создается Главное Управление лагерями (ГУЛАГ). На исправительно-трудовые учреждения этого управления возлагают масштабное промышленное строительство. Первой лагерной стройкой в СССР стал Беломорско-Балтийский канал (ББК) в Карелии.

Заключенные стали каналоармейцами

В 1931 году республика Карелия — это малонаселенный (плотность 2 чел. на 1 кв.км), экономически слабый регион со сложными природными условиями. К тому же, как показала иностранная интервенция 1918 года, плохо защищенный от внешнего врага. Для укрепления обороноспособности и экономики края требовалось построить водный путь протяженностью 227 километров, чтобы соединить Белое море с Онежским озером, открыть проход в Балтийское и Каспийское моря.

belomorsko-baltijskij-kanal

Для возведения канала в ГУЛАГе создали Беломоро-Балтийский лагерь (БелБалтЛаг). Курировать стройку поручили Генриху Ягоде и Матвею Берману, непосредственное руководство возложили на Нафталия Френкеля (фото: Руководители строительства ББК). Власть должна была обеспечить стройку рабочей силой. Учитывая масштабы политических репрессий, укомплектовать штат рабочих было не трудно. В БелБалтЛаг переводили заключенных Соловецкого лагеря, отправляли по этапу осужденных.  

Но каналу нужна была не только рабочая сила. Для строительства сложного гидротехнического сооружения требовались специальные знания инженеров, конструкторов, гидрологов. В Москве и Ленинграде создаются особые конструкторские бюро, которые заключенные прозвали «шарашки».  Своевременно «раскрывается» контрреволюционная вредительская деятельность на водном транспорте СССР. За нее осуждены опытные проектировщики, работники водного транспорта. Отбывать наказание они начинают в «шарашках», где прорабатывается технический проект Беломорско-Балтийского канала.

belomorsko-baltijskij-kanal

В октябре 1931 года на всей протяженности будущего водного пути началась стройка. Она походила на битву с тяжелыми условиями северного климата, сложным рельефом местности. Строителей канала стали называть каналоармейцами. В лагерных документах для словосочетания «заключенный каналоармеец» использовалось сокращение з/к, от него образовалось слово «зэк». (Фото: Каналоармейцы на строительстве ББК).

Строительство велось преимущественно вручную из дешевого местного природного материала: дерева, камня, грунта, торфа. Каналоармейцы создавали уникальные шлюзы и плотины, русло канала выкапывали в грунте, вырубали в скалах. Искусственные протоки соединяли естественные водоемы в единую водную артерию.

Сроки строительства были предельно сжаты, поскольку Иосиф Сталин распорядился открыть навигацию по каналу в 1933 году. Работы велись в авральном режиме, особенно перед окончанием стройки. Потом ее назовут победой над враждебной человеку природой. Однако цена победы — это многочисленные жертвы, захоронения которых тянутся вдоль всего берега водного пути. Только по официальным данным от изнурительного труда, голода, болезней на стройке погибло:  

  • в 1931 году 1438 человек (2,24 % от общего числа строителей);
  • в 1932 году — 2010 человек (2,03 %),
  • в 1933 году — 8870 человек (10,56 %)

Заключенные считали официальную статистику намеренно заниженной.

Всего же, по свидетельствам разных источников, через БелБалтЛаг прошло 250 тысяч человек, хотя и эта цифра может оказаться ниже реальной. Многие документы по строительству ББК до сих пор засекречены. Среди заключенных БелБалтЛага было много известных людей, ученых, литераторов. Новый водный путь назвали каналом имени Сталина.

Что построил БелБалтЛаг

Заключенные всего за 20 месяцев проложили канал длиной 227 километров, для которого:

  • выполнили 21 млн куб.м земляных работ;
  • создали 37 км искусственных водных путей;
  • возвели 15 плотин, 19 водоспускных сооружений, 49 дамб;
  • построили 19 шлюзовых камер.

Шлюзы позволяли судну, как по лестнице, преодолеть 102 метра разницы уровня воды. Эксплуатация канала доказала значимость искусственного пути для экономического развития территории. Хотя Иосиф Сталин, проплыв по каналу в июле 1933 года, назвал его узким, мелким и бесполезным.

Первый опыт лагерного строительства доказал свою эффективность. Но не только возведение и эксплуатация канала (до 1939 года) стали результатом работы БелБалтЛага. Здесь были заложены механизмы лагерного строительства:

  • минимальные вложения государства;
  • широкое использование ручных методов строительства без применения техники;
  • рабский труд за скудную пищу, количество которой еще и уменьшали при невыработанной норме труда;
  • внедрение системы поощрений, которым могла стать повышенная пайка еды за перевыполнение норм или досрочное освобождение за трудовой подвиг;
  • идеолого-пропагандистское сопровождение работы заключенных.

Пропагандой в БелБалтЛаге занимался специальный культурно-воспитательный отдел. Под его руководством выпускались газеты, листовки, создавались театральные постановки, литературные произведения о доблестном труде заключенных и их исправлении.

Невыносимые условия в лагере чекисты называли особым воспитательным подходом. Константин Гнетнев в своей книге «Беломорканал: времена и судьбы» писал:

«Перевоспитание трудом, «перековка» — вот, что было написано на знамени Беломорстроя. Не просто работать до смертного пота, но работать бодро, весело, с полным сознанием того, что только в каторжном, главным образом ручном труде, унижающем человеческое достоинство, и обретаешь черты нового будущего советского человека».

Открытие канала сопровождала мощная информационная компания, к которой были привлечены серьезные творческие силы советского государства. Опыт «перековки» заключенных БелБалтЛага СССР распространило на другие исправительно-трудовые лагеря. После ББК они возвели в стране немало важных для экономики промышленных, энергетических, магистральных объектов.


Список использованной литературы:

  1. Гнетнев, К. Беломорканал: времена и судьбы [Электронный ресурс] / Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете. — Режим доступа: http://rummuseum.ru/lib_g/belomor00.php
  2. Дерягин, П. 80 лет назад был официально открыт Беломорско-Балтийский канал [Электронный ресурс] / Первый канал. — 2013. — 5авг. — Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2013-08-05/63854-80_let_nazad_byl_ofitsialno_otkryt_belomorsko_baltiyskiy_kanal
  3. Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных» 11.07.1929 [Электронный ресурс] / Фонд Александра Н.Яковлева. — Режим доступа: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009082
  4. Что построили заключенные в СССР [Электронный ресурс] / Газета Коммерсантъ. — 2015. — 25 мая (№89). — С.5. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2733714

Оцените статью!


: 4 комментария
  1. Ольга

    После завершения строительства Беломорканала его посетили 120 деятелей культуры. Вскоре появилась монография «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», рассказывающая о «перековке» врагов народа. В 1937 г. курс партии сменился: теперь врагов уничтожали. Многие герои и авторы книги были арестованы или расстреляны. Книга изъята из обращения.

  2. Анна

    Да, сталинские проекты впечатляли и одновременно ужасали. Строили в буквальном смысле на костях. Десятки тысяч загубленных жизней и судеб. А самое интересное и в то же время страшное — мы до сих пор пользуемся плодами этих репрессий. Почти 100 лет прошло, а была ли стройка грандиознее Беломорско-Балтийского канала?

  3. Навроцкий Юрий

    Не буду вступать в полемику, что подавляющее количество заключенных БелБалтлага составляли убийцы, грабители, воры и мошенники. Хочу лишь отметить, что рыцарские замки на берегах Луары, Тауэр и Версаль тоже строился подневольным людом. Что уж говорить о египетских пирамидах и великой китайской стене. Можно подумать, что наши буржуи гуманнее, эксплуатируя среднеазиатских гастеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *