В начале 1904 года японцы сообщили о разрыве дипломатических отношений с Российской империей. Сам по себе разрыв еще не был началом войны. Но факт того, что она вскоре начнется был неизбежен. В России преобладало мнение о необходимости «маленькой победоносной войны», поэтому наша сторона не особо шла на уступки. По итогам войны Япония полностью изменила политический расклад и стала занимать лидирующее положение на Дальнем Востоке.
Хронология событий
1904-1905 | Русско-японская война | Россия признавала особые права Японии в Корее. Россия уступала Японии арендные права на Порт-Артур и Дальний. Россия уступала южную ветку КВЖД до станции Куанченцзы (часть, захваченная японцами в ходе боевых действий). Южная часть о. Сахалин по пятидесятой параллели передавалась во владения Японии. Россия соглашалась дать Японии право на рыболовство в своих территориальных водах. |
1906-1916 | Русско-японское сотрудничество: |
Договор об экономическом разделе Манчжурии на сферы влияния. |
1907 г. | ||
1910 г. | Соглашения о военном и политическом разделе Манчжурии. | |
1912 г. | Договор о разделе Внутренней Монголии на сферы влияния. | |
1916 г. | Соглашение о недопущении господства держав, враждебных к России и Японии на территории Китая. | |
| В последствии все договоры были рассекречены большевиками и аннулированы в 1924 году. | |
1917-1922 | Японская интервенция в России. Япония не признала власть большевиков и подобно западу приняла участие в военной интервенции со стороны Сибири и Дальнего Востока. | Вывод японских войск с территории РСФСР, осознание Японией необходимости ведения переговоров с новой властью. |
1925 | Установление дипломатических отношений Японии с СССР согласно Пекинскому договору. | Признание Японией восточных границ России. |
1930-е | Этапы внешней политики | |
1. 1931-1933 Вторжение Японии в Манчжурию. | СССР берет курс на отказ прямой конфронтации с Японией. | |
2. 1933-1936 Создание Японией марионеточного государства Маньчжоу-го, которому СССР вынуждено продать права на владение КВЖД. | Заключение СССР договора о дружбе с МНР и ввод туда советских войск в 1936 году. Образование двух буферных государств, зависящих от Токио и Москвы. | |
3. 1937-1939 Начало полномасштабной войны в Китае, переход Японии к последовательной агрессивной политике в Восточной Азии. | Дабы избежать войны на два фронта, СССР берет курс на дипломатическое сдерживание, стремясь заключить пакт о ненападении с Японией. | |
1941 г. Заключение пакта о ненападении между СССР и Японией. | Стороны обязуются поддерживать мирные отношения и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга. | |
1943 г. Тегеранская конференция. 1945 г. Ялтинская конференция. | СССР выразил готовность о вступлении в войну против Японии при условии возвращения Сахалина и Курильских островов. | |
1951 | Договор в Сан-Франциско | Япония отказывалась от всех претензий на Курильские острова и Южный Сахалин. СССР отказался подписать договор, так как США не принимал суверенитет территорий, которые были приобретены в ходе Второй мировой войны в разрез с Ялтинской конференцией. |
1956 | Московская декларация | Прекращение состояния войны. Отсутствие вмешательства во внутренние дела друг друга и выстраивание взаимоотношений по принципам Устава ООН. Отказ от репараций. Возвращение японских граждан на родину. Вступление в силу конвенции о рыболовстве. Обещание СССР территориальных уступок в виде островов Хабомаи и Шикотан. |
1960-е – 1970-е
После подписания Московской декларации в Японии было сформировано новое правительство, основной ориентацией которого было налаживание дружественных отношений с США. Японцы также поскорее хотели решить территориальный вопрос и получить в свое владение острова, которые считали исконно японскими территориями. СССР же готов был отдать острова Итуруп и Кунашир, но лишь при условии вывода иностранных войск с территории Японии. Период 1960-х – начала 1970-х годов был отмечен серьезными положительными изменениями в международной обстановке.
Положительное влияние на ситуацию Азии оказало окончание войны во Вьетнаме, что привело к сокращению американского военного присутствия в регионе и стимулировало активность развивающихся стран, направленную на улучшение их экономического положения и укрепление международных позиций.
Во второй половине 70-х советско-японские отношения развивались неровно. Камнем преткновения по-прежнему были вопросы нерешенные со времен Второй Мировой войны. Несмотря на попытки Советского союза подписать ряд договоров о добрососедстве и сотрудничестве, японское правительство отвергало его и ставило на первый план решение территориальных вопросов. Свою долю негатива добавлял договор, заключенный между Японией и Китаем о мире и дружбе, в который было включено положение о противодействии усилиям любой третьей страны установить гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, как известно, подразумевался СССР.
1980-е
Перемены в дипломатическом курсе Токио не могли не оказать воздействия на советско-японские отношения.
Так, например, оно поддержало кампанию 1980 г. США в связи с введением советских войск в Афганистан. Далее Япония решила бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Японское правительство отказалось выполнять положения Соглашения о товарообороте и платежах, предусматривающие ежегодные встречи представителей обеих стран на правительственном уровне. В политическом мире усилилась кампания территориальных притязаний к Советскому союзу.
Обстановка, сложившаяся в мире на рубеже 1970 — 1980-ых годов, не способствовала двустороннему сближению. Наработки 70-х годов, начавшееся экономическое сотрудничество и предварительные шаги в политическом диалоге периода разрядки сменились новой волной конфронтации между социалистическим и капиталистическим миром. Ситуация стала заметно меняться к середине 80-х, когда произошло обновление в советском руководстве и как следствие началось изменение и внутри- и внешнеполитического курса СССР.
В области внешнеполитических отношений после прихода Горбачева к власти была предложена концепция «нового политического мышления», суть которого сводилась к налаживанию сотрудничества (прежде всего с США) на базе общечеловеческих гуманитарных принципов, стоящих выше классовых и идеологических интересов. Впервые в истории советско-японских отношений была достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы по обсуждению мирного договора на уровне заместителей министров иностранных дел.
Примером подобного курса является «пятиэтапный план» решения территориального вопроса, выдвинутый в то время народным депутатом СССР Борисом Ельциным.
- 1 этап: признание Советским Союзом наличия территориальной проблемы с Японией.
- 2 этап: Южные Курилы становятся зоной свободной торговли, где осуществляется совместная экономическая деятельность СССР и Японии.
- 3 этап: осуществление демилитаризации СССР Южных Курил.
- 4 этап: подписание мирного договора
- 5 этап: предусматривается несколько вариантов развития
а) следующее поколение передает Южные Курилы Японии
б) совместное владение Южными Курилами
в) выделение островов, как особой территории, не находящейся под чьим-либо суверенитетом
1990-е
Лондонское совещание «семерки» показало, что Япония сохранила курс на оказание СССР технической и интеллектуальной поддержки. Более того, такая линия стала общей для всех участников саммита. 16 июля 1991 года в политической декларации по итогам саммита было заявлено, что «дипломатия нового мышления Советского Союза внесла в большой вклад в дело смягчения напряженности между Востоком и Западом, а также в укрепление системы многосторонней безопасности».
После августовского государственного переворота Япония стала первой страной, направившей своего представителя с посланием. В нем говорилось, что «Япония полностью поддерживает борьбу Президента Ельцина за свободу и демократию, готова оказать эффективную помощь российским реформам и при этом надеется на скорейшее разрешение проблемы японо-советского мирного договора». В ответном послании Ельцин подчеркивал готовность российского руководства ускорить процесс заключения мирного договора и необходимость активизации «пятилетнего плана».
Для поддержаний намерений российского руководства было разработано «пять принципов Накаямы» (министр иностранных дел Японии)
- Япония полностью поддерживает реформы в Советском Союзе и будет оказывать надлежащую помощь этим реформам.
- Будет усиливаться и расширяться всестороннее сотрудничество со всеми республиками, входящими в состав СССР, прежде всего с Российской Федерацией.
- Япония будет прилагать усилия, чтобы новый Советский Союз воспринимали в АТР как партнера, с которым возможно конструктивное сотрудничество.
- Будет активно поддерживаться расширение сотрудничества СССР с международными экономическими организациями.
- Главное, чтобы обе страны, опираясь на «принципы законности и справедливости», как можно скорее заключили мирный договор путем решения проблемы территориального размежевания и коренным образом улучшили двусторонние отношения.
В Московской декларации, подписанной 13 ноября 1998 года стороны договорились строить двусторонние отношения «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества».
Несмотря на принятые меры в сфере торгово-экономических отношений, серьезного наращивания торгового оборота и увеличения японских инвестиций в 90-х не наблюдалось. Тем не менее, в тот период шаг за шагом создавались условия и основа для более динамичного и широкого взаимодействия двух стран в торгово-экономической деятельности.
Видео для более подробного изучения войн между Японией и Россией:
Использованная литература:
Гришачев С.В., История российско-японских отношений: XVIII — начало XXI века: Учеб. пособие для студентов вузов.