Развитие японо-российских отношений в 20 веке


В начале 1904 года японцы сообщили о разрыве дипломатических отношений с Российской империей. Сам по себе разрыв еще не был началом войны. Но факт того, что она вскоре начнется был неизбежен. В России преобладало мнение о необходимости «маленькой победоносной войны», поэтому наша сторона не особо шла на уступки. По итогам войны Япония полностью изменила политический расклад и стала занимать лидирующее положение на Дальнем Востоке.

Хронология событий

1904-1905

Русско-японская война

Россия признавала особые права Японии в Корее. Россия уступала Японии арендные права на Порт-Артур и Дальний. Россия уступала южную ветку КВЖД до станции Куанченцзы (часть, захваченная японцами в ходе боевых действий). Южная часть о. Сахалин по пятидесятой параллели передавалась во владения Японии.

Россия соглашалась дать Японии право на рыболовство в своих территориальных водах.

1906-1916

Русско-японское сотрудничество:

 

Договор об экономическом разделе Манчжурии на сферы влияния.

1907 г.

1910 г.

Соглашения о военном и политическом разделе Манчжурии.

1912 г.

Договор о разделе Внутренней Монголии на сферы влияния.

1916 г.

Соглашение о недопущении господства держав, враждебных к России и Японии на территории Китая.

 

В последствии все договоры были рассекречены большевиками и аннулированы в 1924 году.

1917-1922

Японская интервенция в России. Япония не признала власть большевиков и подобно западу приняла участие в военной интервенции со стороны Сибири и Дальнего Востока.

Вывод японских войск с территории РСФСР, осознание Японией необходимости ведения переговоров с новой властью.

1925

Установление дипломатических отношений Японии с СССР согласно Пекинскому договору.

Признание Японией восточных границ России.

1930-е

Этапы внешней политики

 

1. 1931-1933

Вторжение Японии в Манчжурию.

СССР берет курс на отказ прямой конфронтации с Японией.

2. 1933-1936

Создание Японией марионеточного государства Маньчжоу-го, которому СССР вынуждено продать права на владение КВЖД.

Заключение СССР договора о дружбе с МНР и ввод туда советских войск в 1936 году. Образование двух буферных государств, зависящих от Токио и Москвы.

3. 1937-1939

Начало полномасштабной войны в Китае, переход Японии к последовательной агрессивной политике в Восточной Азии.

Дабы избежать войны на два фронта, СССР берет курс на дипломатическое сдерживание, стремясь заключить пакт о ненападении с Японией.

1941 г.

Заключение пакта о ненападении между СССР и Японией.

Стороны обязуются поддерживать мирные отношения и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга.

1943 г.

Тегеранская конференция.

1945 г.

Ялтинская конференция.

СССР выразил готовность о вступлении в войну против Японии при условии возвращения Сахалина и Курильских островов.

1951

Договор в Сан-Франциско

Япония отказывалась от всех претензий на Курильские острова и Южный Сахалин. СССР отказался подписать договор, так как США не принимал суверенитет территорий, которые были приобретены в ходе Второй мировой войны в разрез с Ялтинской конференцией.

1956

Московская декларация

Прекращение состояния войны. Отсутствие вмешательства во внутренние дела друг друга и выстраивание взаимоотношений по принципам Устава ООН. Отказ от репараций. Возвращение японских граждан на родину. Вступление в силу конвенции о рыболовстве.

Обещание СССР территориальных уступок в виде островов Хабомаи и Шикотан.

1960-е – 1970-е

После подписания Московской декларации в Японии было сформировано новое правительство, основной ориентацией которого было налаживание дружественных отношений с США. Японцы также поскорее хотели решить территориальный вопрос и получить в свое владение острова, которые считали исконно японскими территориями. СССР же готов был отдать острова Итуруп и Кунашир, но лишь при условии вывода иностранных войск с территории Японии. Период 1960-х – начала 1970-х годов был отмечен серьезными положительными изменениями в международной обстановке.

Положительное влияние на ситуацию Азии оказало окончание войны во Вьетнаме, что привело к сокращению американского военного присутствия в регионе и стимулировало активность развивающихся стран, направленную на улучшение их экономического положения и укрепление международных позиций.

 Во второй половине 70-х советско-японские отношения развивались неровно. Камнем преткновения по-прежнему были вопросы нерешенные со времен Второй Мировой войны. Несмотря на попытки Советского союза подписать ряд договоров о добрососедстве и сотрудничестве, японское правительство отвергало его и ставило на первый план решение территориальных вопросов. Свою долю негатива добавлял договор, заключенный между Японией и Китаем о мире и дружбе, в который было включено положение о противодействии усилиям любой третьей страны установить гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, как известно, подразумевался СССР.

1980-е

Перемены в дипломатическом курсе Токио не могли не оказать воздействия на советско-японские отношения.

Так, например, оно поддержало кампанию 1980 г. США в связи с введением советских войск в Афганистан. Далее Япония решила бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Японское правительство отказалось выполнять положения Соглашения о товарообороте и платежах, предусматривающие ежегодные встречи представителей обеих стран на правительственном уровне. В политическом мире усилилась кампания территориальных притязаний к Советскому союзу.

Обстановка, сложившаяся в мире на рубеже 1970 — 1980-ых годов, не способствовала двустороннему сближению. Наработки 70-х годов, начавшееся экономическое сотрудничество и предварительные шаги в политическом диалоге периода разрядки сменились новой волной конфронтации между социалистическим и капиталистическим миром. Ситуация стала заметно меняться к середине 80-х, когда произошло обновление в советском руководстве и как следствие началось изменение и внутри- и внешнеполитического курса СССР.

В области внешнеполитических отношений после прихода Горбачева к власти была предложена концепция «нового политического мышления», суть которого сводилась к налаживанию сотрудничества (прежде всего с США) на базе общечеловеческих гуманитарных принципов, стоящих выше классовых и идеологических интересов. Впервые в истории советско-японских отношений была достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы по обсуждению мирного договора на уровне заместителей министров иностранных дел.

Примером подобного курса является «пятиэтапный план» решения территориального вопроса, выдвинутый в то время народным депутатом СССР Борисом Ельциным.

  • 1 этап: признание Советским Союзом наличия территориальной проблемы с Японией.
  • 2 этап: Южные Курилы становятся зоной свободной торговли, где осуществляется совместная экономическая деятельность СССР и Японии.
  • 3 этап: осуществление демилитаризации СССР Южных Курил.
  • 4 этап: подписание мирного договора
  • 5 этап: предусматривается несколько вариантов развития

а) следующее поколение передает Южные Курилы Японии

б) совместное владение Южными Курилами

в) выделение островов, как особой территории, не находящейся под чьим-либо суверенитетом

1990-е

Лондонское совещание «семерки» показало, что Япония сохранила курс на оказание СССР технической и интеллектуальной поддержки. Более того, такая линия стала общей для всех участников саммита. 16 июля 1991 года в политической декларации по итогам саммита было заявлено, что «дипломатия нового мышления Советского Союза внесла в большой вклад в дело смягчения напряженности между Востоком и Западом, а также в укрепление системы многосторонней безопасности».

После августовского государственного переворота Япония стала первой страной, направившей своего представителя с посланием. В нем говорилось, что «Япония полностью поддерживает борьбу Президента Ельцина за свободу и демократию, готова оказать эффективную помощь российским реформам и при этом надеется на скорейшее разрешение проблемы японо-советского мирного договора». В ответном послании Ельцин подчеркивал готовность российского руководства ускорить процесс заключения мирного договора и необходимость активизации «пятилетнего плана».

Для поддержаний намерений российского руководства было разработано «пять принципов Накаямы» (министр иностранных дел Японии)

  • Япония полностью поддерживает реформы в Советском Союзе и будет оказывать надлежащую помощь этим реформам.
  • Будет усиливаться и расширяться всестороннее сотрудничество со всеми республиками, входящими в состав СССР, прежде всего с Российской Федерацией.
  • Япония будет прилагать усилия, чтобы новый Советский Союз воспринимали в АТР как партнера, с которым возможно конструктивное сотрудничество.
  • Будет активно поддерживаться расширение сотрудничества СССР с международными экономическими организациями.
  • Главное, чтобы обе страны, опираясь на «принципы законности и справедливости», как можно скорее заключили мирный договор путем решения проблемы территориального размежевания и коренным образом улучшили двусторонние отношения.

В Московской декларации, подписанной 13 ноября 1998 года стороны договорились строить двусторонние отношения «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества». 

Несмотря на принятые меры в сфере торгово-экономических отношений, серьезного наращивания торгового оборота и увеличения японских инвестиций в 90-х не наблюдалось. Тем не менее, в тот период шаг за шагом создавались условия и основа для более динамичного и широкого взаимодействия двух стран в торгово-экономической деятельности.

Видео для более подробного изучения войн между Японией и Россией:


Использованная литература:

Гришачев С.В., История российско-японских отношений: XVIII — начало XXI века: Учеб. пособие для студентов вузов.

Оцените статью!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *