Развитие японо-российских отношений в 20 веке


В начале 1904 года японцы сообщили о разрыве дипломатических отношений с Российской империей. Сам по себе разрыв еще не был началом войны. Но факт того, что она вскоре начнется был неизбежен. В России преобладало мнение о необходимости «маленькой победоносной войны», поэтому наша сторона не особо шла на уступки. По итогам войны Япония полностью изменила политический расклад и стала занимать лидирующее положение на Дальнем Востоке.

Хронология событий

1904-1905

Русско-японская война

Россия признавала особые права Японии в Корее. Россия уступала Японии арендные права на Порт-Артур и Дальний. Россия уступала южную ветку КВЖД до станции Куанченцзы (часть, захваченная японцами в ходе боевых действий). Южная часть о. Сахалин по пятидесятой параллели передавалась во владения Японии.

Россия соглашалась дать Японии право на рыболовство в своих территориальных водах.

1906-1916

Русско-японское сотрудничество:

 

Договор об экономическом разделе Манчжурии на сферы влияния.

1907 г.

1910 г.

Соглашения о военном и политическом разделе Манчжурии.

1912 г.

Договор о разделе Внутренней Монголии на сферы влияния.

1916 г.

Соглашение о недопущении господства держав, враждебных к России и Японии на территории Китая.

 

В последствии все договоры были рассекречены большевиками и аннулированы в 1924 году.

1917-1922

Японская интервенция в России. Япония не признала власть большевиков и подобно западу приняла участие в военной интервенции со стороны Сибири и Дальнего Востока.

Вывод японских войск с территории РСФСР, осознание Японией необходимости ведения переговоров с новой властью.

1925

Установление дипломатических отношений Японии с СССР согласно Пекинскому договору.

Признание Японией восточных границ России.

1930-е

Этапы внешней политики

 

1. 1931-1933

Вторжение Японии в Манчжурию.

СССР берет курс на отказ прямой конфронтации с Японией.

2. 1933-1936

Создание Японией марионеточного государства Маньчжоу-го, которому СССР вынуждено продать права на владение КВЖД.

Заключение СССР договора о дружбе с МНР и ввод туда советских войск в 1936 году. Образование двух буферных государств, зависящих от Токио и Москвы.

3. 1937-1939

Начало полномасштабной войны в Китае, переход Японии к последовательной агрессивной политике в Восточной Азии.

Дабы избежать войны на два фронта, СССР берет курс на дипломатическое сдерживание, стремясь заключить пакт о ненападении с Японией.

1941 г.

Заключение пакта о ненападении между СССР и Японией.

Стороны обязуются поддерживать мирные отношения и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга.

1943 г.

Тегеранская конференция.

1945 г.

Ялтинская конференция.

СССР выразил готовность о вступлении в войну против Японии при условии возвращения Сахалина и Курильских островов.

1951

Договор в Сан-Франциско

Япония отказывалась от всех претензий на Курильские острова и Южный Сахалин. СССР отказался подписать договор, так как США не принимал суверенитет территорий, которые были приобретены в ходе Второй мировой войны в разрез с Ялтинской конференцией.

1956

Московская декларация

Прекращение состояния войны. Отсутствие вмешательства во внутренние дела друг друга и выстраивание взаимоотношений по принципам Устава ООН. Отказ от репараций. Возвращение японских граждан на родину. Вступление в силу конвенции о рыболовстве.

Обещание СССР территориальных уступок в виде островов Хабомаи и Шикотан.

1960-е – 1970-е

После подписания Московской декларации в Японии было сформировано новое правительство, основной ориентацией которого было налаживание дружественных отношений с США. Японцы также поскорее хотели решить территориальный вопрос и получить в свое владение острова, которые считали исконно японскими территориями. СССР же готов был отдать острова Итуруп и Кунашир, но лишь при условии вывода иностранных войск с территории Японии. Период 1960-х – начала 1970-х годов был отмечен серьезными положительными изменениями в международной обстановке.

Положительное влияние на ситуацию Азии оказало окончание войны во Вьетнаме, что привело к сокращению американского военного присутствия в регионе и стимулировало активность развивающихся стран, направленную на улучшение их экономического положения и укрепление международных позиций.

 Во второй половине 70-х советско-японские отношения развивались неровно. Камнем преткновения по-прежнему были вопросы нерешенные со времен Второй Мировой войны. Несмотря на попытки Советского союза подписать ряд договоров о добрососедстве и сотрудничестве, японское правительство отвергало его и ставило на первый план решение территориальных вопросов. Свою долю негатива добавлял договор, заключенный между Японией и Китаем о мире и дружбе, в который было включено положение о противодействии усилиям любой третьей страны установить гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, как известно, подразумевался СССР.

1980-е

Перемены в дипломатическом курсе Токио не могли не оказать воздействия на советско-японские отношения.

Так, например, оно поддержало кампанию 1980 г. США в связи с введением советских войск в Афганистан. Далее Япония решила бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Японское правительство отказалось выполнять положения Соглашения о товарообороте и платежах, предусматривающие ежегодные встречи представителей обеих стран на правительственном уровне. В политическом мире усилилась кампания территориальных притязаний к Советскому союзу.

Обстановка, сложившаяся в мире на рубеже 1970 — 1980-ых годов, не способствовала двустороннему сближению. Наработки 70-х годов, начавшееся экономическое сотрудничество и предварительные шаги в политическом диалоге периода разрядки сменились новой волной конфронтации между социалистическим и капиталистическим миром. Ситуация стала заметно меняться к середине 80-х, когда произошло обновление в советском руководстве и как следствие началось изменение и внутри- и внешнеполитического курса СССР.

В области внешнеполитических отношений после прихода Горбачева к власти была предложена концепция «нового политического мышления», суть которого сводилась к налаживанию сотрудничества (прежде всего с США) на базе общечеловеческих гуманитарных принципов, стоящих выше классовых и идеологических интересов. Впервые в истории советско-японских отношений была достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы по обсуждению мирного договора на уровне заместителей министров иностранных дел.

Примером подобного курса является «пятиэтапный план» решения территориального вопроса, выдвинутый в то время народным депутатом СССР Борисом Ельциным.

  • 1 этап: признание Советским Союзом наличия территориальной проблемы с Японией.
  • 2 этап: Южные Курилы становятся зоной свободной торговли, где осуществляется совместная экономическая деятельность СССР и Японии.
  • 3 этап: осуществление демилитаризации СССР Южных Курил.
  • 4 этап: подписание мирного договора
  • 5 этап: предусматривается несколько вариантов развития

а) следующее поколение передает Южные Курилы Японии

б) совместное владение Южными Курилами

в) выделение островов, как особой территории, не находящейся под чьим-либо суверенитетом

1990-е

Лондонское совещание «семерки» показало, что Япония сохранила курс на оказание СССР технической и интеллектуальной поддержки. Более того, такая линия стала общей для всех участников саммита. 16 июля 1991 года в политической декларации по итогам саммита было заявлено, что «дипломатия нового мышления Советского Союза внесла в большой вклад в дело смягчения напряженности между Востоком и Западом, а также в укрепление системы многосторонней безопасности».

После августовского государственного переворота Япония стала первой страной, направившей своего представителя с посланием. В нем говорилось, что «Япония полностью поддерживает борьбу Президента Ельцина за свободу и демократию, готова оказать эффективную помощь российским реформам и при этом надеется на скорейшее разрешение проблемы японо-советского мирного договора». В ответном послании Ельцин подчеркивал готовность российского руководства ускорить процесс заключения мирного договора и необходимость активизации «пятилетнего плана».

Для поддержаний намерений российского руководства было разработано «пять принципов Накаямы» (министр иностранных дел Японии)

  • Япония полностью поддерживает реформы в Советском Союзе и будет оказывать надлежащую помощь этим реформам.
  • Будет усиливаться и расширяться всестороннее сотрудничество со всеми республиками, входящими в состав СССР, прежде всего с Российской Федерацией.
  • Япония будет прилагать усилия, чтобы новый Советский Союз воспринимали в АТР как партнера, с которым возможно конструктивное сотрудничество.
  • Будет активно поддерживаться расширение сотрудничества СССР с международными экономическими организациями.
  • Главное, чтобы обе страны, опираясь на «принципы законности и справедливости», как можно скорее заключили мирный договор путем решения проблемы территориального размежевания и коренным образом улучшили двусторонние отношения.

В Московской декларации, подписанной 13 ноября 1998 года стороны договорились строить двусторонние отношения «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества». 

Несмотря на принятые меры в сфере торгово-экономических отношений, серьезного наращивания торгового оборота и увеличения японских инвестиций в 90-х не наблюдалось. Тем не менее, в тот период шаг за шагом создавались условия и основа для более динамичного и широкого взаимодействия двух стран в торгово-экономической деятельности.

Видео для более подробного изучения войн между Японией и Россией:


Использованная литература:

Гришачев С.В., История российско-японских отношений: XVIII — начало XXI века: Учеб. пособие для студентов вузов.

Оцените статью!

Не нашли нужного вам материала статьи? Не проблема, мы подготовим его для вас бесплатно. Оставьте свою заявку!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *