Поэтапный подход к решению территориального вопроса
С распадом СССР и появлением на мировой арене изменившейся России возникли условия для формирования нового характера российско-японских отношений.
Причины: исчезновение идеологических преград, приверженность общим демократическим ценностям, обновление властей в обеих странах, желание поставить точку в территориальном вопросе и подписать мирный договор.
События:
- 29 апреля 2000 г. – знакомство новых глав государств (В.В. Путин – Мори Ёсиро)
- 2 сентября 2000 г. – первый официальный визит Путина в Японию
Предложение Путина вернуться к обсуждению территориальной проблемы на основе декларации 1956 г. (СССР передает Японии острова Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора)
Последствие: Формирование в Японии «нового поэтапного подхода» к решению территориального вопроса, который рознился не только со старым «традиционным» японским подходом, но и с русским понятием выхода из ситуации.
Российский подход | «Поэтапный подход» | «Традиционный подход» |
---|---|---|
Предметом обсуждения могут быть только острова Хабомаи и Шикотан. При их передаче ставится окончательная точка в территориальном вопросе. Притом, передачу островов стоит рассчитывать, как добрая воля со стороны России, для установления мирных отношений. | «Поэтапное» обсуждение территориального вопроса. Заключение договора на основе декларации 1956 года путем возвращения островов Хабомаи и Шикотан. При этом заключение мирного договора должно было быть обусловлено договоренностью продолжить переговоры о принадлежности островов Кунашир и Итуруп. (конечная цель – возвращение всех четырех островов) | Одновременное возвращение всех четырех островов Японии и заключение мирного договора с Россией. |
Иркутское заявление 2001 г.
25 марта 2001 г. – Встреча глав государств в Иркутске
Итог: Подтверждено, что российско-японские отношения будут развиваться по трем направлениям: стратегическое взаимодействие на мировой арене, сотрудничество в торгово-экономической и научно-технических сферах, переговоры по мирному договору. В полной мере подтверждалась декларация 1956 г.
Российская сторона | Японская сторона |
---|---|
Иркутское заявление подписывалось с целью зафиксировать лишь свои обязательства по малой Курильской гряде. В свою очередь, не предусматривалось каких-либо дополнительных разъяснений экспертов по поводу территориального пункта в дальнейшем не планировалось. | Планировала решать территориальную проблему исходя из того, что Россия признает принадлежность Японии гряды Хабомаи и острова Шикотан, а переговоры продолжаются уже относительно островов Кунашир и Итуруп. (схема «два плюс два») |
Стоит отметить, что стремление заключить мирный договор до 2000 года оказалось нереализованным.
Японский премьер-министр Мори ушел в отставку, на его место пришел Коидзуми, при котором политический в курс в сторону России существенно поменялся. С приходом Коидзуми, Япония начала возвращаться к традиционной позиции по территориальному вопросу в российско-японских отношениях, что привело к определенной паузе, которая продолжилась до официального визита в Россию японского премьер-министра в середине января 2003 г.
Последующий российско-японский план действий
- 10 января 2003 г. – подписание Совместного заявления о принятии Российско-японского плана действий.
Итог: предусматривалось развитие двусторонних отношений по шести основным направлениям: политический диалог, переговоры по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество по линии оборонных и правоохранительных ведомств, культурные и личные обмены.
Хотя принадлежность южных Курильских островов вновь стала предметом обсуждения, это не выходило за рамки уже привычной декларации о намерении сторон.
- 20-22 ноября 2005 г. – визит Путина в Японию
Итог: Путин и Коидзуми подписали Программу действий России и Японии в области сотрудничества в борьбе с терроризмом.
- 1 ноября 2010 г. – Медведев посетил о. Кунашир. (демонстрация стремления оставить за собой контроль над этими территориями, выражавшаяся в стремлении реализовать Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов в период с 2007 по 2015 год»)
Итог: премьер-министр Японии Кан назвал непозволительной грубостью ноябрьскую поездку президента России Медведева на Кунашир. Несмотря на значительный накал атмосферы в двусторонних отношениях, визит японских дипломатов показал, что Токио готов развивать двусторонние экономические связи без особой оглядки на политические проблемы.
Серьёзным шагом к улучшению двусторонних отношений могло бы стать заключение Договора о добрососедстве и сотрудничестве. Такой договор не снимает вопроса о территориальном споре, но создает для его решения более приемлемые условия, которые соответствуют нынешней обстановке в мире и реалиям российско-японских отношений на данном этапе.
Видео о современных российско-японских отношениях для углубления в тему
Использованная литература:
Гришачев С.В., История российско-японских отношений: XVIII — начало XXI века: Учеб. пособие для студентов вузов
Российско-японские отношения долгое время оставались нерешенными из-за территориальных притязаний Японии на когда-то завоеванные у них земли. В последнее время Россия делает множество шагов на пути мирного урегулирования отношений с Японией, постепенно наращивая добрососедские отношения по всем фронтам.
Думаю, что российско-японские отношения не вышли из кризиса. Несмотря на слова обеих сторон о мире и желании экономически развиваться. Япония то дело и ждет высшей точки кризиса в России, чтобы в удобный момент «вернуть» себе Курильские острова и Сахалин, потерявшие 100 лет назад. Япония, как член G7 сохраняет экономические санкции против РФ, как и другие западные страны усугубляет положение России в мире. Поэтому ни о каких развивающихся русско-японских отношениях не может быть речи.
Проблема российско-японских отношений, если рассматривать ее в плоскости Истории, имеет корни в далеком прошлом. Никогда у двух стран не было дружеских отношений, ни между правителями, ни между народами. Япония всегда ненавидела Россию. Существующий территориальный вопрос, а также отсутствие мирного договора лишь верхушка айсберга. Надо России во главу угла ставить исключительно национальные интересы. Острова не отдавать. Единственный товар, который больше не производится — это земля.