Австрия обладает одной из самых старых в Европе систем всеобщего образования. Хотя за последние двести лет эта система претерпела ряд существенных изменений, ее общие черты остаются неизменными. К ним можно отнести безусловное доминирование государства на всех уровнях образования, разделение средней школы на реальную и гимназическую, а также направленность учебных программ на применение пройденного материала в реальной повседневной жизни.
Австрийская система всеобщего образования
Австрия вошла в ХIХ век с молодой системой обязательного светского начального образования. С 1775 года по указу императрицы Марии Терезии была создана сеть начальных общеобразовательных народных школ (Volksschule). Обучение в них было бесплатным и обязательным для детей обоего пола в возрасте от шести до двенадцати лет. Однако только мальчики могли продолжать обучение в средних, технических школах и в университетах.
Занятия в государственных учебных заведениях велись по унифицированным учебникам в соответствии с утверждёнными правительством программам. Многонациональная австрийская империя стала первой европейской страной, в которой этнические меньшинства получили возможность получать бесплатное образование на своих языках.
Платные церковные школы также продолжали существовать. До сих пор в них обучается около 10 % австрийских детей. До недавнего времени учителей католических школ готовили специальные заведения: академии религиозного образования.
Среднее образование в ХIХ и начале ХХ века
Начальные школы не давали полного образования. По окончании народной школы ребенок мог продолжить обучение либо в четырёхлетней средней школе (Hauptschule), либо в восьмилетней гимназии (AHS, Allgemeinbildende Höhere Schulen). Средняя школа давала реальное образование, а гимназия – гуманитарное. В конце гимназического курса ученик получал аттестат (Reifeprüfung или Matura), дававший право на поступление в университет. Представители дворянства, как правило отдавали детей в гимназии, а мещане и крестьяне – в реальные школы. Переход из реальной школы в гимназию и наоборот был невозможен.
В 1867–69 годах одновременно с преобразованием Австрийской империи в Австро-Венгерскую венское правительство провело образовательную реформу, которая упорядочила систему образования и унифицировала учебные программы. Средние школы теперь принимали детей с десяти лет, но срок обучения в этих школах оставался неизменным. Акт об образовании гарантировал равные права на среднее образование всем подданным империи независимо от пола, национальности, сословия и религии. Однако фактически женщинам по-прежнему был закрыт доступ к университетскому образованию. До 1918 года эта система не претерпела существенных изменений.
Реформы Глёкеля и школы межвоенного времени
После распада империи первым министром образования Австрийской Республики стал социал-демократ Отто Глёкель. Вскоре он ушёл из правительства, но до 1934 года оставался главой Венского государственного совета по делам школ (Stadtshulrat für Wien). По инициативе Глёкеля в средних школах было отменено обязательное обучение религии, а женщины получили право обучаться в университетах наравне с мужчинами. Для нужд бедных слоев населения были открыты государственные ясли и детские сады. В начале 20-х годов в Австрии была создана трудовых школ. Их программа была разработана с упором на потребности детей рабочих.
В 1918–20 года Глёкель и его единомышленники провели Венскую реформу школ (Wiener Schulreform). Школам было предоставлено право самоуправления. В городах был организованы методобъединения – школьные советы, состоявшие из учителей разных школ. Помимо учителей, в школах стали работать психологи, оказывавшие помощь «трудным детям». Венская реформа дала возможность частным лицам открывать свои экспериментальные школы. Так, 1929 году в Вене появилась первая в Австрии вальдорфская школа. Аншлюс Австрии Третьим Рейхом в 1938 году уничтожил достижения Венской реформы.
Мемориальная доска Отто Глёкелю в Вене
Образование в послевоенной и современной Австрии
Средние школы Австрии по-прежнему делятся на реальные и гимназические учреждения, но в послевоенные годы стал возможен переход и одного типа школы в другой. Выпускники реальных школ с 1962 года имеет право продолжать обучение на последних курсах гимназии, чтобы получить право поступления в университет. Существуют также «Высшие технические школы» (Höhere Technische Lehranstalten) , которые также дают такое право, и при этом дают реальное, а не гуманитарное образование. Однако их число невелико.
Для получения аттестата выпускник гимназии обязан сдать 3–4 устных и столько же письменных экзаменов. Обязательными экзаменами являются немецкий язык, математика и один из живых иностранных языков, а также защита написанной на последнем курсе письменной научной работы. Экзамен на аттестат можно сдавать и после окончания школы.
Австрийские школы в ХХI веке
В 2001 году Австрия выдала первую в истории страна лицензию частному университету. В 2016 году таких университетов было уже 12, но большинство студентов по-прежнему обучаются в государственных вузах. В 2007 году государство ликвидировало академии религиозного образования. С 2000 года в Австрии идут ожесточённые споры о единообразии средних школ. Социал-демократы требуют объединить уничтожить различия между гуманитарными и реальными школам, однако пока что эти различия сохраняются и служат визитной карточкой австрийской системы образования.
Довольно интересная система образования. Если бы в нашей стране ввели подобную, то это было намного лучше, чем правительство пытается заимствовать систему из Америки, она у нас не приживается и не будет существовать. А эта система вполне может прижиться.
Система образования в Австрии очень схожа с Германией. Хоть и высшее образование официально считается доступным, в действительности только небольшой процент доходит до высших ступеней. Большинство заканчивают свое обучение на уровне реальных училищ или гимназий. Зато приспособленность образования к жизни здесь намного выше. Если человек получил аттестат или диплом, он точно найдет работу по своей профессии. К России эти критерии, к сожалению, отнести нельзя. Получив ту или иную профессию, нет никаких гарантий трудоустройства в необходимой сфере.