Основание Киева и его исторические центры


Основание города

Существует предание о том, что Киев был построен на семи холмах. На самом деле, братьев-основателей было всего трое и каждый обосновался на одном холме. Кий на Старокиевской горе — там, где ныне стоит Андреевский собор. Младшие братья, Щек и Хорив, облюбовали себе природные возвышения в нижней части города, на Подоле. Это горы Щекавица и Хоревица.

Дело в том, что «гор» в Киеве не три, не семь, даже не девять, а значительно больше — одни в центре города, другие чуть подальше. Например, Лысая гора, куда на шабаши слетались ведьмы. Сейчас этот район по старинке называют Сталинским. А может, Усатый и сюда заглядывал во время своих ночных кремлевских бдений? У нечистой силы для стремительных перелетов есть множество способов.

Ну а противостоял Лысой горе с ее нечистыми силами (там и поныне на всех деревьях «ведьмины гнезда» — кусты омелы, да и колдовскую траву тирлич надо там собирать) златоверхий Михайловский собор, ныне наконец-то восстановленный, на другом киевском холме.

К слову сказать, Москва имеет вполне определенный и четкий план: от исторического центра — Кремля, словно от камешка, брошенного в спокойную воду, расходятся во все стороны концентрические «кольца»: Бульварное, Садовое, железнодорожное, кольцевая линия метро, кольцевые автострады… И все эти кольца радиально поделены на сегменты — исторические районы.

Киев — это «острова в океане»: исторические центры на холмах, с которых, причудливо извиваясь, сбегают вниз улочки. С непривычки постоянное хождение «вверх и вниз» утомляет, но киевляне привыкли. Наверное, они и не смогли бы жить в городе, построенном на равнине, с четкой планировкой: все видно сразу и до самого конца, все ясно, скучно, никакой тебе фантазии! А вот по родному Киеву они любят, в отличие от жителей некоторых городов, просто гулять. И делают они это с большим удовольствием в течение всей жизни.

Подол

Итак, в Киеве имеется множество центров. Один, может быть, самый древний, в нижней, прибрежной части города располагается на Подоле. Это издревле была портовая и торговая сторона. Славяне сюда привозили то, что вырастили на земле.

До сих пор подольский рынок называется Житным (жито — это пшеница, а в более широком смысле — то, что дает возможность жить). По реке прибывали: с севера — варяги, с юга — греки и евреи.

Поскольку иноземные гости, купцы, подолгу жили на Подоле, то создавали здесь свои храмы, церкви и молельные дома. Так, еврейский молельный дом, прозванный Субботкой — в честь Шаббата, дал название району. Естественно, что, кроме иноземных культовых сооружений, здесь были и свои, полянские капища.

На левой стороне Днепра, Оболони, был известный по летописи храм Велеса. Напротив него, на правом подольском берегу стоял храм его небесного оппонента, Перуна. На Подоле же находился и храм Лады. Теперь здесь стоит восстановленный храм Богородицы Пирогощей (надо понимать — хлебосольной, кормящей). Вообще, Подол во все времена не блистал архитектурными изысками, но слыл веселым и отчасти жуликоватым. Был здесь и собственный говор. За эти характерные черты Подол и прозвали «филиалом Одессы».

Верхний город

Нижнему Киеву противостоял Верхний город; простому торговому люду — правители и их челядь. Поначалу на Старокиевской горе обосновался Кий, а затем здесь возник «город Владимира». Олег Вещий, Игорь, Ольга, Святослав и Владимир Святославич жили в крепости-детинце. Здесь была площадь «Бабин Торжок», где красовалась женская греческая скульптура, добытая во время похода. Здесь Владимир устроил свой странный «Пантеон» богов, где вперемешку стояли как общеславянские, так и собственно русские боги. Поскольку эксперимент по созданию межконфессиональной веры окончился крахом, то изваяния богов были повержены, а Перуна, как известно, протащили по крутому Андреевскому (тогда Боричевому) спуску на Подол, где и отправили в вечное плавание по днепровским волнам. Впрочем, деревянная статуя Перуна выплыла и осталась лежать на берегу неподалеку. На этом месте был построен Выдубецкий монастырь. Не всегда, но очень часто на месте дохристианских святилищ возводились православные храмы. В «Граде Владимира» самым знаменитым храмом был Десятинный (десятая часть всех «налогов», собираемых князем с подданных, поступала церкви, отсюда и название).

«Ярославов город»

Другой исторический центр Киева, «Ярославов город», был построен при Ярославе Мудром спустя два века. Центром этой части города стала София Премудрость Божья — восприемница византийского храма. В новом центре Киева были устроены два монастыря с соборами, посвященными святой Ирине и Георгию Победоносцу. Во второй половине XI века великий князь Изяслав Ярославич (1057 — 1078) застроил вершину Михайловой горы.

Так, на холме в 1108 году возник каменный златоверхий Михайловский собор. Он был посвящен святому заступнику Киева — архангелу Михаилу. В 70-х годах XI века на Михайловой горе были построены также церковь Святого Петра и Дмитров монастырь.

Монастыри

Другими центрами города стали загородные (в XI-XII веках), растянувшиеся вдоль берегов Днепра с севера на юг монастыри: Кирилловский, Иорданский, Кловский, Печерский и уже упоминавшийся Выдубецкий. Стоит отметить, что монастыри в Киевской Руси были центрами духовной жизни народа, средоточием образования, летописания, науки и различных искусств.

Не будет преувеличением сказать, что они были Академией наук и Академией художеств, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно! Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси.

В последующие века часть монастырей исчезла, от других остались лишь фрагменты, третьи успешно существуют и в наши дни. Так, Кирилловский монастырь известен более всего по Кирилловской церкви, неоднократно перестраивавшейся и оказавшейся, в конце концов, рядом с территорией больницы для душевнобольных. В интерьере собора можно увидеть росписи, выполненные в 1884 — 1889 годах известным русским живописцем Михаилом Александровичем Врубелем. Художник, чувствуя приближение душевной болезни, оставил потомкам очень экспрессивные образы.

Киево-Печерская лавра дала имя большому району города — Печерску. Эта часть Киева сильно отличается как от исторических градов Владимира и Ярослава (в районе площади Богдана Хмельницкого и парка Владимирская горка), так и от Подола. Места по соседству с монастырем давно облюбовали высшие чиновники, преуспевающиие банкиры, прочие известные и богатые люди. Здесь всегда чисто, уютно и благоустроено.

От Кловского монастыря осталось только название — Кловский спуск. Выдубецкий монастырь был упразднен после Октябрьской революции, здесь располагались различные научные учреждения. Помимо древней Михайловской церкви Xl века, здесь можно увидеть и храмы более позднего времени в стиле украинского барокко: Георгиевский собор, трапезную и колокольню.

Распри между князьями и половецкие набеги, неизбежные в деревянном городе пожары и эпидемии болезней не наносили серьезного урона городу-красавцу.

Смертельную рану нанесли ему в 1240 году монголы. Город очень долго оправлялся от этой раны, и одно время казалось, что ему уже никогда не достичь прежнего величия и богатства.

Отчасти так и вышло, ведь с XIII века власть ушла из Киева на юго-запад и на северо-восток, в Галич и Владимир. А было время, когда практически все удельные князья и могущественные бояре держали в Киеве свои дворы. Приезжая в стольный град и живя здесь, они щедро жертвовали на украшение монастырей.

Киев возродился, продолжал расти, у него появлялись новые районы, как на правой, так и на левой стороне Днепра. Он и сейчас продолжает радовать своих горожан уютом и прекрасными древними сооружениями.

Оцените статью!

Не нашли нужного вам материала статьи? Не проблема, мы подготовим его для вас бесплатно. Оставьте свою заявку!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *