Основание города
Существует предание о том, что Киев был построен на семи холмах. На самом деле, братьев-основателей было всего трое и каждый обосновался на одном холме. Кий на Старокиевской горе — там, где ныне стоит Андреевский собор. Младшие братья, Щек и Хорив, облюбовали себе природные возвышения в нижней части города, на Подоле. Это горы Щекавица и Хоревица.
Дело в том, что «гор» в Киеве не три, не семь, даже не девять, а значительно больше — одни в центре города, другие чуть подальше. Например, Лысая гора, куда на шабаши слетались ведьмы. Сейчас этот район по старинке называют Сталинским. А может, Усатый и сюда заглядывал во время своих ночных кремлевских бдений? У нечистой силы для стремительных перелетов есть множество способов.
Ну а противостоял Лысой горе с ее нечистыми силами (там и поныне на всех деревьях «ведьмины гнезда» — кусты омелы, да и колдовскую траву тирлич надо там собирать) златоверхий Михайловский собор, ныне наконец-то восстановленный, на другом киевском холме.
К слову сказать, Москва имеет вполне определенный и четкий план: от исторического центра — Кремля, словно от камешка, брошенного в спокойную воду, расходятся во все стороны концентрические «кольца»: Бульварное, Садовое, железнодорожное, кольцевая линия метро, кольцевые автострады… И все эти кольца радиально поделены на сегменты — исторические районы.
Киев — это «острова в океане»: исторические центры на холмах, с которых, причудливо извиваясь, сбегают вниз улочки. С непривычки постоянное хождение «вверх и вниз» утомляет, но киевляне привыкли. Наверное, они и не смогли бы жить в городе, построенном на равнине, с четкой планировкой: все видно сразу и до самого конца, все ясно, скучно, никакой тебе фантазии! А вот по родному Киеву они любят, в отличие от жителей некоторых городов, просто гулять. И делают они это с большим удовольствием в течение всей жизни.
Подол
Итак, в Киеве имеется множество центров. Один, может быть, самый древний, в нижней, прибрежной части города располагается на Подоле. Это издревле была портовая и торговая сторона. Славяне сюда привозили то, что вырастили на земле.
До сих пор подольский рынок называется Житным (жито — это пшеница, а в более широком смысле — то, что дает возможность жить). По реке прибывали: с севера — варяги, с юга — греки и евреи.
Поскольку иноземные гости, купцы, подолгу жили на Подоле, то создавали здесь свои храмы, церкви и молельные дома. Так, еврейский молельный дом, прозванный Субботкой — в честь Шаббата, дал название району. Естественно, что, кроме иноземных культовых сооружений, здесь были и свои, полянские капища.
На левой стороне Днепра, Оболони, был известный по летописи храм Велеса. Напротив него, на правом подольском берегу стоял храм его небесного оппонента, Перуна. На Подоле же находился и храм Лады. Теперь здесь стоит восстановленный храм Богородицы Пирогощей (надо понимать — хлебосольной, кормящей). Вообще, Подол во все времена не блистал архитектурными изысками, но слыл веселым и отчасти жуликоватым. Был здесь и собственный говор. За эти характерные черты Подол и прозвали «филиалом Одессы».
Верхний город
Нижнему Киеву противостоял Верхний город; простому торговому люду — правители и их челядь. Поначалу на Старокиевской горе обосновался Кий, а затем здесь возник «город Владимира». Олег Вещий, Игорь, Ольга, Святослав и Владимир Святославич жили в крепости-детинце. Здесь была площадь «Бабин Торжок», где красовалась женская греческая скульптура, добытая во время похода. Здесь Владимир устроил свой странный «Пантеон» богов, где вперемешку стояли как общеславянские, так и собственно русские боги. Поскольку эксперимент по созданию межконфессиональной веры окончился крахом, то изваяния богов были повержены, а Перуна, как известно, протащили по крутому Андреевскому (тогда Боричевому) спуску на Подол, где и отправили в вечное плавание по днепровским волнам. Впрочем, деревянная статуя Перуна выплыла и осталась лежать на берегу неподалеку. На этом месте был построен Выдубецкий монастырь. Не всегда, но очень часто на месте дохристианских святилищ возводились православные храмы. В «Граде Владимира» самым знаменитым храмом был Десятинный (десятая часть всех «налогов», собираемых князем с подданных, поступала церкви, отсюда и название).
«Ярославов город»
Другой исторический центр Киева, «Ярославов город», был построен при Ярославе Мудром спустя два века. Центром этой части города стала София Премудрость Божья — восприемница византийского храма. В новом центре Киева были устроены два монастыря с соборами, посвященными святой Ирине и Георгию Победоносцу. Во второй половине XI века великий князь Изяслав Ярославич (1057 — 1078) застроил вершину Михайловой горы.
Так, на холме в 1108 году возник каменный златоверхий Михайловский собор. Он был посвящен святому заступнику Киева — архангелу Михаилу. В 70-х годах XI века на Михайловой горе были построены также церковь Святого Петра и Дмитров монастырь.
Монастыри
Другими центрами города стали загородные (в XI-XII веках), растянувшиеся вдоль берегов Днепра с севера на юг монастыри: Кирилловский, Иорданский, Кловский, Печерский и уже упоминавшийся Выдубецкий. Стоит отметить, что монастыри в Киевской Руси были центрами духовной жизни народа, средоточием образования, летописания, науки и различных искусств.
Не будет преувеличением сказать, что они были Академией наук и Академией художеств, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно! Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси.
В последующие века часть монастырей исчезла, от других остались лишь фрагменты, третьи успешно существуют и в наши дни. Так, Кирилловский монастырь известен более всего по Кирилловской церкви, неоднократно перестраивавшейся и оказавшейся, в конце концов, рядом с территорией больницы для душевнобольных. В интерьере собора можно увидеть росписи, выполненные в 1884 — 1889 годах известным русским живописцем Михаилом Александровичем Врубелем. Художник, чувствуя приближение душевной болезни, оставил потомкам очень экспрессивные образы.
Киево-Печерская лавра дала имя большому району города — Печерску. Эта часть Киева сильно отличается как от исторических градов Владимира и Ярослава (в районе площади Богдана Хмельницкого и парка Владимирская горка), так и от Подола. Места по соседству с монастырем давно облюбовали высшие чиновники, преуспевающиие банкиры, прочие известные и богатые люди. Здесь всегда чисто, уютно и благоустроено.
От Кловского монастыря осталось только название — Кловский спуск. Выдубецкий монастырь был упразднен после Октябрьской революции, здесь располагались различные научные учреждения. Помимо древней Михайловской церкви Xl века, здесь можно увидеть и храмы более позднего времени в стиле украинского барокко: Георгиевский собор, трапезную и колокольню.
Распри между князьями и половецкие набеги, неизбежные в деревянном городе пожары и эпидемии болезней не наносили серьезного урона городу-красавцу.
Смертельную рану нанесли ему в 1240 году монголы. Город очень долго оправлялся от этой раны, и одно время казалось, что ему уже никогда не достичь прежнего величия и богатства.
Отчасти так и вышло, ведь с XIII века власть ушла из Киева на юго-запад и на северо-восток, в Галич и Владимир. А было время, когда практически все удельные князья и могущественные бояре держали в Киеве свои дворы. Приезжая в стольный град и живя здесь, они щедро жертвовали на украшение монастырей.
Киев возродился, продолжал расти, у него появлялись новые районы, как на правой, так и на левой стороне Днепра. Он и сейчас продолжает радовать своих горожан уютом и прекрасными древними сооружениями.