Владимир Святославович
Максимального экономического и политического расцвета Киевская Русь достигла в конце X — начале XI вв. при князьях:
- Владимире Святославовиче (980 — 1015);
- Ярославе Мудром (1019 — 1054).
Начавшийся после этого процесс усиления феодальной раздробленности (1054 — 1113) был приостановлен князьями:
- Владимиром Мономахом (1113 — 1125);
- Мстиславом Владимировичем (1125 — 1132).
Данные князья временно возродили единство и величие Руси, но после смерти Мстислава в 1132 г. Киевская Русь окончательно распалась на удельные княжества. Владимир Святославович был сыном Святослава Игоревича (Завоевателя) и правнуком Рюрика. Владимир, как сын рабыни не имевший прав на престол, пришел к власти в результате войны против брата Ярополка, княжившего в 972 — 980 гг. Это был первый случай, когда внутри Руси началась война между князьями-братьями и престол был унаследован не по закону, а захвачен военной силой. Несмотря на это, Владимир в корне изменил судьбу страны. В 988 г. на Руси вместо язычества была принята общегосударственная религия — православное (византийское) христианство. Несмотря на неприятие христианства частью населения, крещение Руси:
- несло духовность, культуру и цивилизацию;
- стало объединяющим фактором для восточно-славянских племен;
- способствовало признанию Киевской Руси другими странами. Князь Владимир, успешно правивший на Руси 35 лет, был любим народом и получил прозвища «Владимир Святой’ и «Владимир Красное Солнышко».
Рассвет Киевской Руси при Ярославе Мудром
Не менее популярным князем был сын Владимира Ярослав Мудрый (1019 -1054).
Как и Владимир, Ярослав пришел к власти через междоусобицу. Один из сыновей Владимира — Святополк, захватил киевский престол, убив своих братьев Бориса и Глеба, за что получил прозвище «Святополк Окаянный». В 1015— 1019 гг. между Свя-тополком и Ярославом шла междоусобная война, которая завершилась свержением Святополка Окаянного и победой Ярослава. После этого началась война между Ярославом и другим братом — Мстиславом Тьмутараканским, который, как и Ярослав, был очень силен и авторитетен. Война между ними закончилась миром, после чего Киевская Русь была разделена на два удела — Ярослава и Мстислава, которые оба считались великими князьями и правили одновременно. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав 18 лет (до 1054 г.) правил единолично и получил прозвище «Ярослав Мудрый». При Ярославе Мудром:
- в Киевской Руси начался строительный бум — строились города, храмы, дороги (одним из лучших строений, символизирующим эпоху, стал Софийский собор в Киеве);
- распространялись христианство, культура, образование;
- в 1051 г. впервые был избран Митрополит Всея Руси — глава церкви, им стал Илларион, видный древнерусский священнослужитель и философ;
- принята Русская Правда — первый свод писаных законов Руси;
- Киевская Русь стала признанным всей Европой государством, дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за европейских монархов (так, дочь Ярослава Анна стала королевой Франции, другие дочери стали королевами Венгрии, Дании и Норвегии).
Русская Правда и ее значение
Русская Правда, ставшая первым сводом писаных законов, закрепила на Руси феодальные порядки.
Все население Киевской Руси приобрело строгую социальную (феодальную) иерархию:
- великий князь — первый военный руководитель (он же — первый феодал, держатель общегосударственной земли (домена);
- удельные князья — братья и родственники великого князя, получавшие уделы (целые области);
- бояре — феодалы из ближайшего окружения великого и удельных князей, военная и управленческая элита, превратившаяся в наследственную;
- «мужи » — свободные люди, живущие своим трудом;
- закупы — полусвободные люди. Закупами становились люди, взявшие в долг землю, деньги или иные ценности («купу») у состоятельных людей. Факт взятия в долг ограничивал свободу должника: до возвращения долга он становился как бы слугой кредитора, обязанным считаться с его мнением);
- холопы — несвободные люди (как правило, закупы, не отдавшие долг (переходили в полное подчинение кредитору), а также пленники).
Русская Правда также запрещала кровную месть, принцип «око за око» и впервые в истории Руси легально вводила имущественный выкуп за преступление — «виру». Значительная часть преступников, уплатившая «виру» за преступление, освобождалась от ответственности. Причем размер «виры» зависел от имущественного положения пострадавшего. Например, жизнь закупа оценивалась выше, чем жизнь холопа; жизнь «мужа» ценилась дороже, чем жизнь закупа и т. д.
Киевская Русь, даже в период своего расцвета была «клубком противоречий». Переход к феодальной раздробленности не был однозначно отрицательным явлением, так как стимулировал бурное развитие ремесел, городского и сельского хозяйства.
Интересно то, что любые изменения в Киевской Руси несли за собой множество, как отрицательных, так и положительных моментов. Нельзя однозначно оценивать любую из реформ. Кажется, что все было сделано ради процветания государства, но при этом и страдало достаточно много людей.