Рубеж XIX-го и XX-го столетий застал Россию на стадии бурного развития капитализма, в начальном периоде индустриализации. Невиданный рост валового внутреннего продукта шел в основном за счет монополизации отечественного капитализма и широкомасштабного привлечения иностранных инвестиций с технологиями. При этом основная часть Российской экономики еще оставалась в аграрном секторе, как и подавляющее большинство населения страны.
Мощным катализатором стремительного роста промышленного производства было, грандиозное по размаху, строительство железных дорог. В начале 90-х годов XX века, наряду с прокладкой железнодорожных магистралей между промышленными районами европейской России, началось строительство «Транссиба» — великого Сибирского железнодорожного пути.
Масштабные работы способствовали увеличению потребления продукции горнодобывающей, металлургической, машиностроительной промышленности. Заметно вырос спрос на строительные и другие сопутствующие материалы. В самом начале XX века Россия показала темпы роста:
Добыча угля и нефти выросла в 3 раза. Последствие – быстрые темпы развития отраслей экономики, связанных с этими видами топлива.
Тяжелой промышленности, увеличившей в 2,3 раза объем выпуска своей продукции.
Общий подъем уровня промышленного производства Российской экономики возрос до 8,1% — это был самый высокий мировой показатель на начало XX века.
Российский капитализм отличало наличие в государственной собственности значительных производственных мощностей. Государство полностью владело 30-ю крупнейшими казенными заводами, двумя третями железных дорог, почтой, телеграфом, телефоном, землями и лесными угодьями. Правительство не только управляло огромной государственной собственностью, но и активно вмешивалось в хозяйственную деятельность частных предприятий:
- Регулировало ценообразование.
- Вводило высокие пошлины на таможне, для защиты отечественной промышленности.
- Распределяла заказы казны по частным предприятиям.
- Предоставляло кредиты частным производителям через Государственный банк.
Кроме того, государство всячески поощряло привлечение в Россию иностранных инвестиций (денежная реформа С. Ю. Витте). Заграничный капитал охотно срастался с отечественным, опосредованно включая Россию в мировой производственный процесс. Но при этом, значительную долю прибыли иностранцы выводили за пределы России.
В то же время Россия показывала значительное отставание от промышленно развитых стран по части: во-первых, объемам выпуска промышленной продукции на душу населения. Во-вторых, технического оснащения промышленных предприятий и, следовательно низкой производительности труда. В-третьих, недостаточно модернизированный аграрный сектор.
В начале XX века наблюдались незначительные темпы проникновения капитализма в сельское хозяйство России:
- Усиливалось расслоение в крестьянской среде.
- Численно увеличилась свободная рабочая сила в деревне.
- Выросла товарность продукции земледелия.
- Расширился внутренний рынок для сельскохозяйственных товаров.
Однако для прорывного роста экономики такие изменения в сельском хозяйстве были недостаточны. Главным тормозом для развития капитализма в русской деревне оставалась община, мешавшая интенсификации сельскохозяйственного производства. Столыпинская реформа отчасти решила проблему общины, но осталась незавершенной.
Таким образом, несмотря на очевидные успехи, Россия имела многоукладную экономику и социально-экономическое развитие на уровне средней аграрно-индустриальной державы, с высоким потенциалом роста.
Разразившийся в начале XX века мировой экономический кризис и последовавшая вслед за ним I Русская революция 1905 – 1907 гг. и I Мировая война приостановили бурное промышленное развитие России. Последовавшие за ней революции 1917 г. и другие события полностью изменили ход экономического развития России.
Хотя какой-то рост промышленности в Российской империи и наблюдался, на самом деле наша промышленная политика была провальной. Более 70% промышленности контролировал иностранный капитал. Из-за свободной торговли станкостроение (а это ключевая отрасль) почти полностью отсутствовало – капиталисты предпочитали покупать станки за рубежом. Настоящая индустриализация началась только при большевиках.