Культура России в начале XX века



Начало XX в. было очень бурным временем. Для России (сначала Российской империи, затем РСФСР) оно ознаменовалось большим количеством перемен. Изменения в политике и экономике, полная смена государственного устройства, перемены во взаимоотношениях с другими странами – все это не могло не сказаться на развитии разных областей культуры и искусства. Огромные потрясения произошли в общественном сознании и в сознании отдельного взятого человека.

Литература

Наиболее остро реагирует на любые перевороты и переломы литература. В самом конце XIX в. появились новые течения, которые отражали пересмотр многими людьми традиционных взглядов. Поэты и писатели, чутко улавливая настроения в обществе, передавали это в своих произведениях.

К началу XX в. работа по переосмыслению ценностей была особенно напряженной. Все больше внимания писатели уделяли личности, человеку, все чаще обращали взгляд на индивидуальность каждого характера. Менялись привычки и предпочтения, менялись взгляды людей, ломались традиции – это высвобождало дорогу новому.

Зародились совершенно новые направления в поэзии. Этот период принято называть Серебряным веком, поскольку такого разнообразия произведений, такого количества молодых талантов Россия не знала со времени Золотого века – периода, когда творили Пушкин, Жуковский, Гоголь.

Наиболее яркие направления в прозе и поэзии:

Название нового стиля

Характерные черты

Представители

Реализм

Писатели и поэты ничего не «сочиняли»: они брали сюжеты прямо из жизни, описывали характеры, которые встречались им, обращались к темам, которые недавно считались «низкими»: жизнь бедняков, жалкое существование тех, кто «на дне» общества. Без излишней романтизации описывали и жизнь высших кругов.

М. Горький, Л. Толстой.

Символизм

Совершенно новое направление. Приверженцам этого направления реализм был будто бы тесен. Они стремились выйти за рамки дозволенного реализмом. Символисты словно предчувствовали грядущие перемены, они улавливали тревогу и грусть в обществе и облекали неясные думы современников в образы, в мыслеформы.

Символисты задумывались о том, какую роль играет писатель, художник в жизни общества, каково его предназначение.

В. Брюсов, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.

Символисты образовали свой творческий союз, просуществовавший с 1908 по 1916 гг. : «Альфы и скрипки».

Акмеизм

Предметность и материализм – эти черты можно считать наиболее точно характеризующими творчество акмеистов. В некотором смысле представители этого течения противопоставляли себя символистам.

Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, И. Мандельштам.

Футуризм

Новые картинки, новое мышление, новые слова – так можно описать это течение кратко. Футуристы занимались словотворчеством, увлеченно изобретая слова и выражения, каких не существовало в русском языке ранее. Новый человек – новое творчество – можно так обозначить девиз футуристов.

В. Маяковский, В. Хлебников.

Литература расцветала, поэты и писатели пользовались свободами, которые они не то чтобы получили – скорее сами разрешили себе. Это было время экспериментов.

Живопись

Не менее интересная ситуация складывалась в области изобразительного искусства. Здесь появились как «ответвления» существовавших ранее жанров, так и совершенно новые, буквально только что родившиеся жанры и стили.

Многие выдающиеся живописцы объединились в «Мир искусства» — это была крупная организация, где свободно высказывали свои мысли приверженцы различных течений. «Мир искусства» не был закосневшей структурой – он раскрывал объятия талантам, вне зависимости от того, импрессионист или реалист желали войти под его своды. В «Мире искусства» подвизались:

  • А. Бенуа;
  • Лейб Бакст;
  • И. Билибин;
  • Н. Рерих;
  • Б. Кустодиев

и многие другие.

Давно известный импрессионизм породил нечто новое: экспрессионизм. Если представители первого направления используют реальные сценки из жизни, передавая при этом свое личное впечатление, ощущение от происходящего, то приверженцы второго идут дальше: экспрессионисты «схватывают» и запоминают самое первое впечатление, передают на полотне яркие эмоции. Экспрессионисты отражают на холсте собственное эмоциональное состояние, которое может быть даже мимолетным, сиюминутным.

Абсолютно новым стало направление, получившее название «авангардизм». Картины авангардистов были очень необычны: эти художники использовали для выражения своих мыслей иносказательные средства, символы и знаки. В сущности, это был гипертрофированный символизм.

Ярчайшим художником-авангардистом был В. Кандинский. До наших дней гремит слава К. Малевича, создавшего знаменитый «Черный квадрат».

На равных правах с авангардизмом и другими стилями существовало также «искусство ради искусства» — стиль арт-декор (яркий представитель – Эрте). Характерные черты: изящество форм, гармония и обращение к полусказочным, полумифическим сюжетам.

Началу XX в. принадлежит открытие дизайна – направления, которое объединило в себе живопись, графику, поэзию, геометрию. Известным дизайнером был Эль Лисицкий. Он создавал проекты горизонтальных небоскребов (в XXI в. многие его идеи воплощены в «Сколково»).

Наряду с авангардистами и художниками-экспериментаторами работали и такие признанные мастера кисти, как Н. Рерих, М. Врубель, И. Билибин. Их работы были гораздо более понятны зрителю и находили большой отклик.

После появления РСФСР зарождается жанр «соцреализм» — художники, которые придерживались его, изображали на своих полотнах максимально реалистично современные им события и людей.

Театр

Разнообразие наблюдалось и в театральной жизни. Абсолютно новые принципы игры преподавали К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. Они обучали студентов такой игре, которая вызвала бы полное и безусловное доверие самого искушенного зрителя.

Был создан Московский Художественный театр. Новшества коснулись не только игры, но и оформления сцены: так, К. Коровин изготавливал декорации для театральных постановок и эскизы костюмов актеров в стиле импрессионизма, что было не принято ранее и поначалу вызвало отторжение: некоторые артисты даже сжигали свои костюмы. Однако вскоре эта тенденция прижилась, работы Коровина получили широкое признание.

В 1904 году открылся в Санкт-Петербурге театр нового типа – театр демократической интеллигенции. Руководила им В. Комиссаржевская, театр существовал в течение ее жизни. Ставили пьесы М. Горького, что было немыслимо еще несколько лет назад.

Музыка

Музыка переживала эпоху расцвета. Музыкальная жизнь буквально кипела, причем наряду с нестареющей классикой появлялись новые формы, например, музыканты старались «соединять несоединимое»: так, свою «светомузыку» придумал и воплотил А. Скрябин.

Довольно быстрыми темпами шло открытие новых консерваторий в разных городах страны. До этого времени получить высшее образование в консерватории можно было только в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь же представители талантливой молодежи могли поступать в открывшиеся консерватории в:

  • Саратове;
  • Одессе;
  • Киеве.

Возник и новый тип консерватории – народная. Первое такое учебное заведение появилось в Москве.

Внимание композиторов было обращено ко внутреннему миру человека, его душе, чувствам. Оригинальное концептуальное построение музыкальных пьес можно наблюдать у выдающегося композитора тех лет – С. Рахманинова.

Кино

В эпоху перемен в жизнь человека ворвалось нечто совершенно новое, необычный вид искусства – кино.

Одним из первых зрителей, описавших это невероятное для человека того времени зрелище, был М. Горький. Он работал в Нижнем Новгороде в газете «Нижегородский листок» журналистом – там и была размещена заметка молодого журналиста о посещении синематографа.

Первые фильмы, которые показывали в период зарождения синематографа, были примитивными и просто представляли собой сцены из реальной жизни: выход рабочих с фабрики или прибытие паровоза. Затем появилось почти современное кино: «Восстание на броненосце «Потемкин», «Коронация Николая II».

Изобретение братьев Люмьер быстро прижилось в России. Свои наработки в этой области тоже существовали, параллельно с «синематогрфом» Запада. Так, изобретатель Самарский придумал «хрономатограф», другой изобретатель, Акимов, — «стробограф». Однако ни первый, ни второй не получили развития из-за недостатка финансирования. Россия воспользовалась находкой братьев Люмьер.

Поначалу кино было очень простым, но по мере развития этого направления многие деятели искусства поняли, что его можно использовать в качестве нового инструмента для выражения собственных чувств и мыслей и «разговора» со зрителем на высоком уровне.

В начале XX в. культура и искусство в России развивались бурными темпами. Тот период можно охарактеризовать как чрезвычайно плодотворный, наполненный удачными творческими поисками. Художники, писатели, актеры и музыканты обращали внимание на внутренний мир отдельно взятого человека, пытались определить его место в меняющемся обществе и найти новые приоритеты и ценности, которые придут на смену старым, утерявшим свое былое значение.

Однако расцвет Серебряного века был прерван Первой Мировой войной, революционными событиями, последовавший Гражданской войной. На смену разнообразию и свободе пришел тоталитаризм 30-х гг., который быстро перекрыл кислород свободным художникам. Расцвет сменился единообразием, которое неминуемо влечет за собой стагнацию.


Использованная литература и дополнительные материалы по теме:

  1. Русская литература начала XXв.: учеб.-методич. пособие, М., 2008.
  2. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в. М., 1985.
5/5 - (2 голоса)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.