Русская культура Серебряного века


Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Категории

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Литература

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр и кино

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

Музыка, балет

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

Наука

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

Философия

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

Архитектура

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.



: 8 комментариев
  1. Олеся

    Я придерживаюсь позиции того, что если монарший род Романовых не был бы свергнут, страна достигла бы куда большего развития. Уровень культурного развития и авторитет русских ученых и писателей по всему миру в начале XX века это только доказывает. Незаслуженно высланные ученые, актеры и писатели могли бы стать гордостью страны, а в результате, их видели лишь с позиции врагов коммунистического режима.

    1. Марина

      Да, все же нельзя отрицать, что революция негативно сказалась на социально-культурном уровне государства, а последующая за ней Гражданская война практически уничтожила достижения в данной сфере. Наука, кино, живопись, архитектура, музыка… пострадали практически все области культуры.

  2. Олеся

    Спасибо за интересный и подробный материал. Как учитель истории могу отметить, что если бы тема излагалась в виде таблицы или хотя бы со списками и подзаголовками, усвоить материал было бы проще. Однако и в таком виде можно вычленить что-то новое и интересное для себя касательно вопроса.

  3. nehamster

    Вероятно, ни до, ни после той эпохи в России не было одновременно столько гигантов мысли и гениальных властителей дум. А Лев Толстой и Достоевский, кажется, до сих пор оказывают на русское мировоззрение большее влияние, чем кто-либо из ныне живущих писателей.

  4. Марина

    Да, все же нельзя отрицать, что революция негативно сказалась на социально-культурном уровне государства, а последующая за ней Гражданская война практически уничтожила достижения в данной сфере. Наука, кино, живопись, архитектура, музыка… пострадали практически все области культуры

    1. Rjvbccfh

      Напротив, революция расшевелила дремлющий культурный потенциал народа. В начале XX века культура уже не могла оставаться достоянием узкого круга привилегированных и приближенных к ним сословий. Перейдя из «золотого» в «серебряный» век, культура сама стала проводником радикальных идей этой революции.

  5. Марта

    Ох, и люблю я этот период, больше всего, конечно, за культуру. Один Маяковский и Антоша Чехонте чего стоят. читаешь их произведения, вдумываешься и понимаешь «а ведь с миром что-то не так, нужно что-то делать». А сколько эмоций принес модернизм и в литературе, и в художественном искусстве. До сих пор мы восхищаемся и не понимаем супрематизм Малевича в «Черном квадрате». А куча неологизмов в стихах Маяковского и символизм Блока заставляют рассмотреть проблему с множества сторон. Начало 20 века — для думающего человека, а что несет нам 21?… Донцову?

  6. Sandra

    В статье не отмечена роль русского балета в развитии культуры, хотя уже начиная с 19 века русский балет, и его балерины в частности, слыл одним из самых лучших, и до сих пор держит эту высокую марку.

  7. bukova.vika11

    Какие были великолепные художники того времени! Настоящие мастера своего дела. Живопись Левитана просто захватывает. Особое достижение – открытие Третьяковской галереи, где могут храниться работы великих художников.

  8. DDA90

    Русская культура Серебряного века — это словно оголенный нерв. Чего только стоят стихи Есенина и Маяковского! Как будто вся эпоха была пронизана атмосферой надвигающейся катастрофы в виде нескончаемых войн и революций.

  9. Aoidos

    Серебряный век русской поэзии оставил множество ярчайших имен. Особенно хороши, по мне, Брюсов, Гумилев, Ахматова. У Николая Гумилева кроме стихов есть очень красивые поэмы — «Гондла», «Дон-Жуан в Египте», «Поэма начала». В последней очень красивые и уместные сравнения.
    Дягилева у нас в Перми очень помнят и любят. Фестиваль его имени проводят.

  10. Rjvbccfh

    В конце XIX и начале последующего века классическое русское искусство, преодолевая трудности роста, становится достоянием широких масс народа. Причем те высоты и достижения стали возможны благодаря встречной подпитке народной культурой. Бурное развитие культуры было не самоцелью, а велением времени.

  11. Aoidos

    «В это время работают выдающиеся историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский»
    Еще Н.И. Костомаров и М.И. Богданович (военно-исторические работы). Весь XIX век шли попытки также создать универсальную энциклопедию на русском языке. В 1861-1863 гг. выходил «Энциклопедический словарь», в пять изданных томов которого вошли со слова на «А».

  12. Aoidos

    В исторической науке рубежа XIX-XX веков появилось очень много значимых имен. Среди них исследователи зарубежной истории. В.П. Бузескул написал «История Афинской демократии», которая стала классическим трудом. Д.М. Петрушевский в 1900-е начал писать о средневековой Англии и продолжил работать уже в советское время.

  13. Aoidos

    Сохранился портрет Шаляпина в одной из ролей. Художник А.Я. Головин замечательно изобразил его в роли полководца Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь».

    В биографии В.В. Каменского был эпизод, когда он познакомился с В.Я. Мейерхольдом. Поэт тогда странствовал по Крыму и играл в разных труппах, в основном невысокого уровня. Однажды он попал в труппу Мейерхольда, и разница была огромной. Всеволод Эмильевич, в частности, посоветовал ему посвятить себя поэзии, а не театру.

  14. Глафира

    Поистине золотой век культуры России. Сегодня есть чему поучиться нашим современникам в плане смысловой нагрузки, качества материала. Это касаемо и музыки, и балета.

  15. Ирина

    Серебряный век — это настоящий взрыв в искусстве на рубеже XIX-XX вв. Самое интересное, что там даже трудно выделить определенное направление: развитие шло разными путями, создавалось множество новых направлений. Марта, но и наш век нельзя считать бедным на культурные достижения. Просто соперничать с «золотым» и «серебряным», конечно, трудно.

  16. Ирина

    По поводу Соловьева и Ключевского: именно они были тружениками, продолжившими подвиг Карамзина, который первым, по выражению одного из поэтов 19 века, «открыл нам нашу историю».

  17. Стэйси

    Сразу видно как расцветала Россия в 19 века. Столько всего было сделано, столько выдающихся личностей. Хочется дополнить, что скульптор Опекушин так же выполнил фрагмент памятника Екатерине II, памятник Карлу Бэру. Интересно, что памятник Александру Пушкину был сначала на Тверском Бульваре, а потом его перенесли на Пушкинскую площадь.

  18. Ametist71

    По проекту М.О. Микешина был создан известный памятник Екатерине II, который в 1873 году был установлен в сквере напротив Александринского театра в Петербурге. Вокруг пьедестала монумента расположились фигуры девяти видных деятелей эпохи правления императрицы: П. Румянцев-Задунайский, Г. Потемкин, А. Суворов, Г. Державин, Е. Дашкова, А. Безбородко, И. Бецкой, В. Чичагов, А. Орлов-Чесменский.

  19. Стелла

    Русские балерины, после революции эмигрировавшие за границу, не только служили примером высочайшего профессионализма в балете, но и были эталоном красоты, женственности, грации. Некоторые из них стали «иконами стиля».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.