Петрашевцы


Петрашевцы и их мировоззрение

Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.

Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.

Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев

С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.

На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.

Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам

Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.

В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:

  • с октября 1848 г. по вторникам собирались у Н. С. Кашкина – русского общественного деятеля, сына декабриста. Кружок носил название «чистых фурьеристов», представители которого изучали труды французского экономиста-утописта;
  • с весны 1849 г. собирались у С. Ф. Дурова – поэта, прозаика, переводчика. В его состав входили братья Достоевские, поэты Плещеев и Пальм и другие выдающиеся представители русской интеллигенции.

Идеи и диспуты петрашевцев

Вопросы, поднимаемые петрашевцами:

  • уничтожение самодержания и установление в России республики,
  • отмена крепостного права,
  • изучение работ Герцена и Белинского,
  • изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
  • порядок проведения социальных реформ в России,
  • поиск своего места в народных выступлениях.

Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.

Политическая программа и «Словарь иностранных слов»

Чёткую политическую программу петрашевцы выработать не успели, но конкретные шаги были предприняты:

  • составили библиотеку из запрещённых в России книг зарубежных авторов — экономистов, философов, прогрессивных общественных деятелей;

  • основываясь на идеях утопического социализма, издали энциклопедический «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (впоследствии уничтоженный властями). Специально подобранные статьи были разбросаны по всему словарю с целью обойти цензуру. В завуалированной форме в словаре критиковались крепостное право; славянофилы, препятствующие сближению России и Запада; некоторые западные мыслители, считавшие, что только классовая борьба способна изменить общество. Особые статьи в Словаре посвящены французским материалистам (Дидро) и социалистам-утопистам (Фурье, Сен-Симону и др.), а также теории исторического развития человечества;

  • план создания тайного общества для серьёзной подготовки к будущим социальным изменениям и распространению революционных идей среди различных слоёв российского общества посредством издания нелегальной пропагандистской литературы.

Карательные меры правительства и аресты петрашевцев

В разгар деятельности петрашевцев, когда была собрана библиотека запрещённых писателей, опубликован «Словарь», подготовлены декламации для внедрения в общество, в ночь на 23 апреля 1849 г. правительство произвело аресты на квартире Петрашевского.

Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:

  • организация тайного общества,
  • подготовка политического заговора,
  • вероятность вооружения крестьян против помещиков,
  • подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
  • распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.

Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.

Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.

Инсценировка казни и приговор

Инсценировка казни – это вид психологического давления, при помощи которого можно добиться раскаяния или морального уничтожения личности. Такой вид пытки правительство Николая I применило в отношении Петрашевского и его коллег.

22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге всё было готово к казни. На осуждённых, которые до этого провели восемь месяцев в одиночном заключении, надели предсмертные рубахи, выполнили необходимые церемонии (переломили шпагу над дворянскими головами, предложили прочитать молитву, привязали с завязанными глазами к столбу), прочитали смертный приговор и озвучили команду целиться.

Десятиминутное ожидание превратилось в кошмар, прежде чем прискакавший царский офицер объявил об отмене смертной казни.

Осуждённым прочли окончательный приговор:

  • Петрашевский — бессрочная сибирская каторга,
  • Григорьев, Львов, Момбелли, Спешнев – 10-15 лет каторги,
  • Достоевский, Дуров – 4 года каторги и служба в армии рядовыми,
  • Плещеев – рядовой в оренбургский батальон,
  • Пальм – переведён из гвардии в армию в чине поручика.

Остальные получили наказание в виде ссылки, службы в арестантских ротах и службы рядовыми на Кавказе.

В 1856 году император Александр II издал Указ о помиловании части петрашевцев и смягчения участи каторжникам (замена каторги на поселение).

Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века

Идеи петрашевцев отразились в творчестве Ф. Достоевского («Бедные люди»), М. Салтыкова-Щедрина («Противоречия»), В. Майкова (журнальные статьи), поэзии Пальма, Плещеева, Дурова.

Под влиянием идей петрашевцев молодой Лев Толстой написал цикл «Из Кавказских воспоминаний. Разжалованный».

А. Герцен, высоко ценивший петрашевцев и публиковавший в своём «Колоколе» полученные из Сибири мемуары, считал их наследниками декабристов, которые на долгие годы стали символом гражданского мужества для прогрессивной интеллигенции России.

5/5 - (3 голоса)


: 3 комментария
  1. Sandra

    Участие Достоевского и Салтыкова – Щедрина в «пятницах», где активно пропагандировались социалистические идеи, отразилось в их творчестве раннего периода. Расправы с движением петрашевцев, и последующая каторга способствовали возникновению состояния душевного надлома у Достоевского. Это отразилось и в его последующих романах, где уже вместо социалистических, прослеживаются религиозные мотивы.

  2. Строгов 88

    Переворот в душе Достоевского произошел после «десяти ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти», у края могилы на Семеновском плацу. Это испытание убило в Федоре Михайловиче вольнодумца и зародило в Достоевском клерикального контрреволюционера и отчасти русского националиста.

  3. Alina

    Благодаря деятельности этого политического кружка мы и знаем Достоевского-писателя таким, какой он есть. В этом, а даже не в самих революционных идеях, и заключается главный вклад этого политического общества в русскую историю и культуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *