- 1 Петрашевцы и их мировоззрение
- 2 Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев
- 3 Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам
- 4 Идеи и диспуты петрашевцев
- 5 Политическая программа и «Словарь иностранных слов»
- 6 Карательные меры правительства и аресты петрашевцев
- 7 Инсценировка казни и приговор
- 8 Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века
Петрашевцы и их мировоззрение
Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.
Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.
Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев
С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.
На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.
Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам
Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.
В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:
- с октября 1848 г. по вторникам собирались у Н. С. Кашкина – русского общественного деятеля, сына декабриста. Кружок носил название «чистых фурьеристов», представители которого изучали труды французского экономиста-утописта;
- с весны 1849 г. собирались у С. Ф. Дурова – поэта, прозаика, переводчика. В его состав входили братья Достоевские, поэты Плещеев и Пальм и другие выдающиеся представители русской интеллигенции.
Идеи и диспуты петрашевцев
Вопросы, поднимаемые петрашевцами:
- уничтожение самодержания и установление в России республики,
- отмена крепостного права,
- изучение работ Герцена и Белинского,
- изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
- порядок проведения социальных реформ в России,
- поиск своего места в народных выступлениях.
Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.
Политическая программа и «Словарь иностранных слов»
Чёткую политическую программу петрашевцы выработать не успели, но конкретные шаги были предприняты:
составили библиотеку из запрещённых в России книг зарубежных авторов — экономистов, философов, прогрессивных общественных деятелей;
основываясь на идеях утопического социализма, издали энциклопедический «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (впоследствии уничтоженный властями). Специально подобранные статьи были разбросаны по всему словарю с целью обойти цензуру. В завуалированной форме в словаре критиковались крепостное право; славянофилы, препятствующие сближению России и Запада; некоторые западные мыслители, считавшие, что только классовая борьба способна изменить общество. Особые статьи в Словаре посвящены французским материалистам (Дидро) и социалистам-утопистам (Фурье, Сен-Симону и др.), а также теории исторического развития человечества;
план создания тайного общества для серьёзной подготовки к будущим социальным изменениям и распространению революционных идей среди различных слоёв российского общества посредством издания нелегальной пропагандистской литературы.
Карательные меры правительства и аресты петрашевцев
В разгар деятельности петрашевцев, когда была собрана библиотека запрещённых писателей, опубликован «Словарь», подготовлены декламации для внедрения в общество, в ночь на 23 апреля 1849 г. правительство произвело аресты на квартире Петрашевского.
Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:
- организация тайного общества,
- подготовка политического заговора,
- вероятность вооружения крестьян против помещиков,
- подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
- распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.
Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.
Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.
Инсценировка казни и приговор
Инсценировка казни – это вид психологического давления, при помощи которого можно добиться раскаяния или морального уничтожения личности. Такой вид пытки правительство Николая I применило в отношении Петрашевского и его коллег.
22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге всё было готово к казни. На осуждённых, которые до этого провели восемь месяцев в одиночном заключении, надели предсмертные рубахи, выполнили необходимые церемонии (переломили шпагу над дворянскими головами, предложили прочитать молитву, привязали с завязанными глазами к столбу), прочитали смертный приговор и озвучили команду целиться.
Десятиминутное ожидание превратилось в кошмар, прежде чем прискакавший царский офицер объявил об отмене смертной казни.
Осуждённым прочли окончательный приговор:
- Петрашевский — бессрочная сибирская каторга,
- Григорьев, Львов, Момбелли, Спешнев – 10-15 лет каторги,
- Достоевский, Дуров – 4 года каторги и служба в армии рядовыми,
- Плещеев – рядовой в оренбургский батальон,
- Пальм – переведён из гвардии в армию в чине поручика.
Остальные получили наказание в виде ссылки, службы в арестантских ротах и службы рядовыми на Кавказе.
В 1856 году император Александр II издал Указ о помиловании части петрашевцев и смягчения участи каторжникам (замена каторги на поселение).
Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века
Идеи петрашевцев отразились в творчестве Ф. Достоевского («Бедные люди»), М. Салтыкова-Щедрина («Противоречия»), В. Майкова (журнальные статьи), поэзии Пальма, Плещеева, Дурова.
Под влиянием идей петрашевцев молодой Лев Толстой написал цикл «Из Кавказских воспоминаний. Разжалованный».
А. Герцен, высоко ценивший петрашевцев и публиковавший в своём «Колоколе» полученные из Сибири мемуары, считал их наследниками декабристов, которые на долгие годы стали символом гражданского мужества для прогрессивной интеллигенции России.
Участие Достоевского и Салтыкова – Щедрина в «пятницах», где активно пропагандировались социалистические идеи, отразилось в их творчестве раннего периода. Расправы с движением петрашевцев, и последующая каторга способствовали возникновению состояния душевного надлома у Достоевского. Это отразилось и в его последующих романах, где уже вместо социалистических, прослеживаются религиозные мотивы.
Переворот в душе Достоевского произошел после «десяти ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти», у края могилы на Семеновском плацу. Это испытание убило в Федоре Михайловиче вольнодумца и зародило в Достоевском клерикального контрреволюционера и отчасти русского националиста.
Благодаря деятельности этого политического кружка мы и знаем Достоевского-писателя таким, какой он есть. В этом, а даже не в самих революционных идеях, и заключается главный вклад этого политического общества в русскую историю и культуру.