Крещение Руси


Легенда об Андрее Первозванном

По преданию первым крестителем русской земли был апостол Андрей Первозванный. Андрей стал первым из учеников Христа, за что и получил своё прозвище. После смерти и вознесения учителя он отправился во Фракию и  Скифию нести слово веры. Предрёк возникновение Киева и благословил холмы, водрузив там крест. Посетил Новгород и прилегающие земли, крестил их жителей, истреблял капища языческих богов.

Языческие верования Руси до принятия христианства

К концу Х века Киевская Русь раскинулась от Балтийского моря до Чёрного и от Буга до Оки. С Запада Русь граничила с католическими Польшей и Венгрией, с Востока – с мусульманской Булгарией, с Юго-востока с иудейской Хазарией, с Юга — с православной Византией. Русь же оставалась языческой.

Свод богов Древней Руси включал в себя более десятка Старших богов и ещё больше Младших. В их число входили духи и хранители, населявшие все сферы жизни наших предков. Духи жили везде: в доме, овине, лесу, реке. Именно они отвечали за урожай, удачу на охоте, благосостояние семьи. Им приносили требы, прося помощи во всех делах от судьбоносных — до ежедневных. Свои боги были у князя и дружины (Перун), у скотоводов (Велес), у женщин (Мокошь) и пр. Многие боги были схожи с божествами соседей – балтийских, западных и южных славян.

Негативные стороны язычества на Руси

Язычество было очень жёсткой и жестокой религией. В нём нет и речи о христианском человеколюбии, прощении, любви к ближнему своему. Напротив культ многих богов требовал человеческих жертвоприношений. С точки зрения построения государства внутренние распри и противостояние различных культов обостряли отношения среди разных племенных союзов. Поэтому Владимир попытался создать искусственный славянский языческий пантеон – Владимирово капище.

Религия государств окружавших Древнюю Русь

Русь окружали страны уже принявшие одну из мировых религий. Так Польша в 966 году во время правления князя Мешко из рода Пястов приняла крещение по латинскому обряду. Венгерский князь Иштван в 1000 году принял корону христианского короля из рук папы Сильвестра II. Булгарское царство приняло ислам в 922 году при царе Алмасе. Верхушка хазарского каганата, доживающего последние десятилетия своего существования под ударами русских князей – исповедовала иудаизм. Но самым мощным государством региона была православная Византийская империя.

Во всех новообращённых государствах религия проникала через правящие династии и группы. Именно им были необходимы единые государственные религии, которые должны были объединить племенные союзы в единые державы и освятить власть правителя.

Первые исторические факты крещения славян

Не стала исключением и Русь. Первые сообщения о принятии христианства относятся к концу VIII века, когда согласно византийскому источнику «Житие святого Стефана Сурожского» войско русов под началом князя Бравлина взяло на щит Судак (Сурож). Согласно легенде князь был наказан богом болезнью за разграбление города. Что бы спастись он принял христианскую веру.

Историки утверждают, что предшественники Олега и Игоря на киевском престоле князья Дир и Аскольд были христианами. Крестились они «с боярами» после похода на Царьград.

Первая русская святая

Первой русской святой и первой правительницей принявшей христианство византийского обряда стала княгиня Ольга. В 957 году она посетила Константинополь. Её лично крестили император Константин VII Багрянородный и патриарх Феофилакт. Наречена она была крестильным именем Елена. С обрядом связана красивая легенда.  Согласно ей император Константин восхитился умом и красотой Ольги и хотел взять её в жены. Но она возразила что, будучи язычницей, не может стать его женой и просила крестить её. Когда же он крестил её и опять завёл речь о женитьбе, Ольга ответила что она его крёстная дочь, а поэтому не может выйти за него. Восхищённый острым умом император наградил княгиню и отпустил восвояси.

После крещения Ольги православие постепенно распространялось среди населения Древней Руси. Это подтверждают находки археологов.

В начале XIII века Ольга была канонизирована, а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.

Легенда о выборе веры

В 980 году князь Владимир одержал победу в войне за наследство и утвердился на киевском столе. Тогда же он предпринял попытку создать свой собственный пантеон языческих богов – Владимирово капище. Большого эффекта это не возымело. Люди продолжали поклоняться своим старым богам.

Согласно «Повести временных лет» своих посланников к князю Владимиру присылали все конфессии.

Магометане

Первыми были мусульмане из Волжской Булгарии. Они увещевали правителя Руси принять ислам, обещая ласки прекрасных гурий в загробном царстве. Но строгие ограничения в еде и питье (отказ от свинины и вина) и необходимость делать обрезание оказались неприемлемы. Летопись цитирует князя Владимира так:

«Руси веселье питье, не можемъ безъ того быти»

Католики (латиняне)

Следующими пришли посланцы Папы Римского (нѣмци от Рима […] послани от папежа»). Следует отметить что окончательный, Великий раскол на римско-католическую церковь на Западе и православную — на Востоке с центром в Константинополе произошёл позже в 1054 году. Но уже в конце Х века это фактически были две церкви, противопоставлявшие себя друг другу. Очевидно, это был не первый визит христиан западного обряда на Русь. Отказ князя в летописи зафиксирован так:

«Идете опять, яко отци наши сего не прияли суть»

Иудеи

Узнав о неудаче предшественников, в Киев прибыли иудеи из Хазарского каганата (жидове козарьстии). Попытка была заведомо провальной, потому что это побеждённые принимали религию победителей, а не наоборот. А каганат рушился под ударами русичей. Отец Владимира Святослав не так давно разорил Хазарию. Сам Владимир в 985 году воевал с ними и обложил их данью. Князь спросил у иудеев: где их земли. Те отвечали, что бог прогневался на них и рассеял среди народов. Владимир возмутился: как могут они учить других, если сами отвержены богом. Или они хотят такой же судьбы и его народу?

Православные

В противопоставление с делегациями иноверцев византийский священник показан одиноким философом. Но он увлёк князя пересказом Ветхого и Нового завета, ответил на все вопросы о вере и поразил красноречием. Так же философ показал Владимиру красочную картину Страшного Суда.

«Хорошо праведникам, горе грешникам!» — сказал князь.  

«Крестись, и ты будешь в раю с первыми» — ответил греческий проповедник.

«Испытание вер» Владимиром

Выслушав всех посланников, князь послал десять людей «добры и смыслены» к латинянам, магометанам и грекам испытать веру их и службу. Когда же они вернулись, Владимир велел: скажите дружине. Посланцы раскритиковали булгар и латинских немцев. Но очень хорошо отзывались о вере греческой, и сказали: «Кто пробовал сладкое – не приемлет горького».

Володимѣръ, рече: «То кде кресщение приимемь?». Они же рѣша: «Кдѣ ти любо»

Вопрос выбора места был не маловажный: ехать в Константинополь в качестве просителя означало заранее поставить себя в зависимое положение. Крестить его в Киеве не торопились сами греки. Решение было принято простое, но эффективное – Владимир собрал войско и взял Корсунь (византийский Херсонес).

Крещение в Корсуни

Есть две версии похода русского войска на Херсонес. По одной из них Владимир, как верный союзник византийского басилевса  Василия II Болгаробойцы, вернул под его руку мятежный город. Херсонес примкнул к восстанию полководца Варды Фоки, отложился от Византии, и взятие города было не войной с басилевсом, а наоборот – помощью против бунтовщиков.

По другой версии Владимир действительно помогал Василию II во внутриусобной войне против Варды Фоки, для чего отрядил войско в 6000 воинов. Взамен ему был обещан союз и династический брак с сестрой императора, принцессой Анной. Этот союз ставил его на один уровень с византийскими басилевсами. Но император не торопился выполнять своих обязательств. Поэтому русское войско захватило Корсунь, что бы продемонстрировать серьёзность своих намерений.

Как бы то ни было, после взятия Корсуни Владимир дождался Анны с церковниками и принял крещение. После чего он сочетался браком и отправился в Киев. Покидая Херсонес, он вывез все иконы, утварь и мощи святых, а также греческие медные статуи. Но оставил после себя церковь святого Иоанна Предтечи.

Уничтожение киевского капища, крещение киевлян

Вернувшись в Киев Владимир, повелел разрушить капище, которое сам воздвиг в 980 году. И если идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши он приказал изрубить и бросить в огонь, то Перуна наказали особо. По воле князя его воле привязали к хвосту коня и тащили к реке, избивая палками. Отряженные Владимиром люди спустились до днепровских порогов, не давая идолу пристать к берегу. Так символически его изгнали за пределы Руси.

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 гг.

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896 гг.

Расправившись с бывшими богами, Владимир повелел киевлянам прийти на берег Днепра для Крещения:

«Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом»

Согласно летописи большинство киевлян с радостью пришли к Днепру, говоря, что если греческая вера была бы плоха — её не приняли бы князь и бояре. Помимо этого христианская община города к тому времени уже была многочисленной.

Крещение Великого Новгорода

Следующим важным центром Руси был Господин Великий Новгород. Это был крупнейший город северной Руси, первая столица Древней Руси Рюриковичей. Ещё был важный экономический аспект – это были северные ворота пути «из варяг в греки».

Христианские общины в Новгороде существовали уже давно. Они мирно уживались с основной массой языческого населения. Но креститься по воле Киева новгородцы наученные волхвами не хотели. Поэтому Владимир направил со священниками войско во главе со своим дядей воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Церковную миссию возглавил Иоаким Корсунянин.

Крещение сопровождалось «сечей злой». Несмотря на численное превосходство новгородцев Путяте удалось обезглавить восстание. А когда Добрыня поджёг город, язычники запросили мира. С тех пор о крещении Новгорода говорят:

«Путята крестил мечом, а Добрыня огнём»

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

После крещения двух главных центров Руси, христианство распространялось по другим землям и городам. В 997 году была учреждена Киевская метрополия, подчинённая Константинопольскому патриархату. В неё входили епархии: Новгородская, Ростовская и Суздальская, Черниговская и Новгород-Северская, Владимир-Волынская и Ковельская, Полоцкая и Глубокская, Туровская и Мозырская.

Первыми епископами и митрополитами  Руси были греки, богослужебные книги на старославянском языке везли из Болгарии. Первые каменные храмы строили приглашённые из Византии мастера. В 990 году была заложен первый кафедральный собор Руси – Десятинная церковь. Строили её греческие и русские мастера на протяжении 6 лет. Своё название она получила от того что князь выделил на её содержание десятую долю от своих доходов (десятину).

Бунты волхвов и двоеверие

Язычество отступало перед христианством медленно. Так даже в Новгороде крещение проходило в три этапа. Новгородцы выдавали себя за крещёных, но тайно почитали старых богов. Тогда Добрыня обязал всех носить нательные кресты.

Христианство оставалось верой городов, в глухих сёлах язычество держалось веками. Вплоть до XII века вспыхивали так называемые восстания волхвов. Уже в 1534 году митрополит Макарий жаловался Ивану Грозному, что ещё при его отце Василии Ивановиче.

«Во многих русских местах скверные мольбища идольские сохранялись»

Последствия крещения Руси

Значение крещения для развития Руси огромно. В первую очередь это политическое. Единая государственная религия позволила объединить множество племенных союзов в Державу. Вятичи, кривичи, древляне и множество других племён стало русичами.

В международной политике крещение поставило Киевскую Русь на один уровень со всеми другими странами Европы и Азии. Великие князья заключали династические браки с королями и императорами. Что было бы немыслимо с языческим государством.

С точки зрения экономики – объединённая страна существенно упрощала прохождение торговых караванов.  Христианское государство было более безопасным для развития купцов и ремесленников. Христианские монастыри стали центрами производства и применения новых технологий.

Самым большим было значение для культуры. Появление большого числа церквей требовало грамотных людей, которые могли бы читать церковные книги. При храмах и монастырях образовывались школы, библиотеки и мастерские по переписыванию книг. Вся наша история того времени опирается на монастырских летописях. Строительство церквей подтолкнуло каменное зодчество.

Закон божий изменил во многом уклад жизни. Появились понятия сострадания и человеколюбия. Исчезли человеческие жертвоприношения и тризны. Теперь то, что ждало человека после смерти определялось не числом убитых врагов и богатыми погребениями, а тем как жил умерший. Был ли он грешником или добрым христианином.


Использованная литература:

  1. Соловьёв С.М. Сочинения: В 18 кн. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.
  2. Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет» 1984 г.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.