Земская реформа Ивана Грозного – изменения, проведенные в ходе реформ Избранной рады, касающиеся местного управления. Вошла в историю в качестве события, ассоциирующегося с отменой кормлений в 1552-56 гг. Ознаменовалась появлением выборных должностей земских старост (в уездах) и излюбленных голов (в городе), заведовавших сбором налогов, руководством населением и работой судов на местах.
Предыстория вопроса
До преобразований, начатых указанным правителем, волостелем (полновластным правителем) какой-либо русской земли считался тот, кому она была дарована государем в кормление. Т.е. во владение с целью получения откупа, работников и воинской силы из населения. В отдаленных наместничествах сохранялись правители, ведущие род еще с племенных времен.
На уровне крупных территориальных единиц бывших Новгородской и Псковской Земли уже прошла Губная реформа (устройство судебной власти в пределах каждой такой единицы – губы).
Данный опыт Избранная Рада (орган, на который опирался Иван IV с 1550 года) решила применить и к уголкам всего царства. Всюду оставались кормления и родовые князьки. Эта ситуация мешала централизации управления страной – внутренняя политика части регионов оставалась вне контроля.
К тому же никогда не была известна сумма собранных феодалом денег (фиксированная часть которых должна была попасть в государственную казну). Возможно, волостель уже грабил люд.
Цели
Во-первых, для разного вида учета требовалось более четкое административно-территориальное деление (в котором сельские общины сравнялись бы по значимости с городскими, получив свой собственный орган управления). В итоге преобразования стали инструментом для вот этих целей:
- внедрения во все волости Русского царства наместников, напрямую подчиненных царю;
- появления подотчетных этим чиновникам авторитетных людей, избранных общинами мелких административных единиц (земств) для связи общин с центральной властью;
- получения земствами не только верховных представителей и общинных старост, но и выборных судей (иначе к наместнику люди приходили бы даже с незначительным спором);
- введения в новом административном органе взаимного контроля (наместник не мог судить без выборных земскими старостами судей и иных представителей, но и наоборот).
Это основные вопросы, вставшие перед царем и его Радой к 1550 году. На самом деле Земская реформа, длившаяся почти 6 лет, решила и множество побочных задач. Как же она проходила?
Создание структуры земств
В 1550 – 1553 гг разными указами родилась новая структура вертикального управления на местах. В царской уставной грамоте на этот счет было указано: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».
Во-первых, сельскую общину приравняли в правах с городской. Чтобы унифицировать все органы. Далее по велению Избранной Рады было разработано устройство самого земства, состоявшее из:
Земских старост («излюбленная голова» – выборная из среды представителей дворянства и купечества должность, подразумевающая участие в раскладке и сборе подати – налога);
Выборных судей (община избирала «лучших людей» из каждого сословия для участия в судебных процессах под контролем наместника или волостеля, также имеющего голос; но под исключение попадали разбойные дела, которыми занималось особое ведомство).
В городах (где проживало не только крестьянское, но и население иных прослоек) были отдельные земские старосты. Их избирали особым составом (город не делился на общины). Потому что сельская земская власть могла судить лишь тяглый («черный») люд. Представители всех земств подчинялись более высокой в юридическом отношении «общеволостной» структуре.
Откупная грамота подразумевала создание таких выборных должностей: излюбленных старост, излюбленных голов, земских старост, выборных старост и выборных (излюбленных) судей. Функции нескольких вакансий из приведенного списка современникам, увы, уже непонятны.
Что касается процесса избрания старост и судей, то в них должен был принять участие (отдать свой голос) каждый член общины. Для того времени и места это выглядело сверх демократично.
В 1552 г. с помощью юридического рычага исчезло последнее кормление. Волостели и наместники отвечали перед верховной властью страны, а все решения принимали, согласуя с представителями описанного органа самоуправления. Например, с выборными судьями.
Права внутри городских и сельских общин
Кроме разрешения собственного суда внутри земства и коллектирования налога («раскладки и сбора податей»), состав низшего органа получил право надзора за порядком во всех зонах, куда распространялась его юрисдикция (на карте страны все было расчерчено на отдельные кусочки).
Как было сказано выше, по своим возможностям и правам сельская община равнялась городской, хотя набор сословий там и там значительно различался. Однако все было справедливо. Среди судей оказывались члены всех прослоек, проживающих в зоне юрисдикции общины. Одна только чернь не могла судить, к примеру, купца или члена ремесленной артели. Разве что пожаловаться.
Общинный орган имел право расчлениться по собственной вертикали. Под главным (земским) «головой» были старосты («излюбленные головы»): десятские (отвечали за зону, где проживало 10 человек), пятидесятские, сотские и дворские. Разумеется, «излюбленный голова» всего земства был представителем поместной дворянской или купеческой знати (последний вариант в городах). Все официально считались состоящими на государевой службе. Отвечали перед царем.
Общины и наместники
Во избежание смут с 1554 по 1556 годы был продуман еще один принципиальный момент. Во все время правления Ивана IV (несправедливо названного историками Грозным) общины наделялись возможностью просить освобождения от волостелей или наместников. Ведь поведение и интересы некоторых из них шли вразрез с решениями общинников. Любое земство могло свободно обратиться к царскому представителю по этому вопросу. Как правило, упомянутые просьбы удовлетворялись. В ответ любовь и уважение к царской власти укреплялись.
Но помазанник (и Рада была с ним согласна) ставил освобожденному земству условие: самому вносить налоги в государственную казну. Как вы поняли, изначально сия миссия была возложена на волостелей или наместников. Если земство не справлялось с задачей, присылали волостеля.
География реформы
Хотя описанное преобразование велось одновременно по всей нашей Родине, лучшего качества этот процесс достиг в северо-восточных землях (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Кострома). Дело в том, что в только что завоеванных бывших ордынских землях, на русском юге и на бывшей Новгородчине аборигены обладали несколько иным менталитетом. А главное – своими традиционными формами управления. Отказываться от них долгое время было не с руки.
Значение реформы
Система самоуправления, получившая название «земской», просуществовала в русских землях более 150 лет. В результате появления четкой связи общин с центральной властью повысилось самосознание русских людей как единой нации – жителей, объединенных в рамках государства. Новшество прошло проверку, дав результаты в годы политического кризиса начала 17 века (Смуты). Ведь именно собранные на местах ячейки народного ополчения спасли Россию в 1612 г.
С экономической точки зрения введение единого налога с каждой волости позволило ослабить финансовый гнет. Это дало возможность общинам развиваться. С другой стороны в казну теперь уже стабильнее поступали ресурсы. Верховная власть получила шанс планировать расходы на годы вперед, выгодно затрачивая все скопленное на завоевание бывших ордынских земель.
Юридический аспект (суды при участии избранных народом представителей) позволил большему количеству простых людей надеяться на справедливые решения в спорных вопросах. Начал существенно снижаться градус классового противостояния (доверие царю стало безграничным).
Список используемой литературы:
- Ключевский В. О. Курс русской истории. Альфа-книга. М.: 2019.
- Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. Соцэкгиз. М.: 1960.