Смерть Елены Глинской 1538 году стала большой неожиданность и для великого князя Ивана – в восемь лет он остался круглым сиротой — и для многих бояр, начинавших понимать пользу проводимых ей реформ. Естественной она была или насильственной – официальная наука до сих пор не дает на этот вопрос однозначного момента.
«Университеты жизни» великого князя
Моральное воспитание
Период с 1538 до 1545-47 годов характеризовался абсолютной властью сменявших друг друга бояр, когда-то назначенных отцом Ивана Василием III в опекунский совет.
После многочисленных интриг и подковерной борьбы во главе опекунского совета встают князь Василий и Иван Шуйские. О них впоследствии царь вспоминал в весьма негативном ключе: по сохранившимся записям известно, что будущего царя Шуйские «держали в черном теле».
Открыто ссорясь, устраивая заговоры и не гнушаясь особо подлыми приемами, бояре фактически боролись за власть над государством, так как никто из не воспринимал всерьез тихого мальчика – великого князя. С раннего детства пребывая в атмосфере интриг и заговоров, Иван впитал в себя все щедро демонстрируемые окружающими приемы. Столь тяжелая и сложная атмосфера не могла не оказать влияния на формирование характера будущего царя.
Духовное воспитание
1542 год стал весьма значимым в жизни малолетнего великого князя. С Новгорода в Москву был переведен митрополит Макарий, тот самый священник, который впоследствии оказал огромное влияние на формирование религиозных мировоззрений Ивана. Вместе с Макарием в Москве, у княжеского престола, оказались и многие его сподвижники и соратники, и в первую очередь Сильвестр, впоследствии сыгравший немаловажную роль в истории страны.
С начала сороковых годов начинается литературное образование Ивана IV. Князь очень много читает, а его живой и пытливый ум позволяет не только быстро запоминать прочитанное, но и вникать в саму суть текстов. Большая часть литературы того времени была религиозной направленности, а потому и мировоззрение великого князя формировалось под воздействием имевшихся богословских книг.
Обширная библиотека, привезенная еще бабкой Ивана Грозного, а впоследствии значительно расширенная им самим, до сих пор представляет одну из величайших загадок русской истории – причины таинственного исчезновения столь большого количества книг и их местоположение на сегодняшний день до сих пор не разгаданы. Библиотека Ивана Грозного была, по мнению большинства историков и исследователей, одним из самых больших собраний книг не только в Европе, но и в большинстве цивилизованных государств мира.
Способный и умеющий размышлять юноша довольно быстро усвоил все те идеи, которыми можно было бы считать передовыми и наиболее реакционными на тот момент. И высказывая их перед москвичами, будущий царь весьма умело показывал себе не только образованным и начитанным юношей, но и понимающим чаянья простого народа правителем.
Таким образом, начало сороковых годов XVI века можно считать временем образования будущего царя, временем развития его разума, расширения знаний и развития красноречия. А вот моральное образование – к сожалению, как бы ни хотелось этого говорить – было получено им намного раньше, в наблюдении за сварами и склоками бояр, за их попытками захватить под себя как можно больше. И потакание жестким, а подчас и жестоким, проявлениям характера будущего царя сформировало в нем осознание вседозволенности.
Видя эти две составляющие полученного образования – жестокость и потакание собственным прихотям вместе с начитанность и величием ума, закономерно напрашивается вывод – духовная составляющая оказалась выше и светлее, чем моральное воспитание. И противоречивость этих двух начал в будущем царе, не контролируемая никем, в том числе и самим Иванов, и стала причиной той глобальной двойственности как характера самого царя, так и стиля его правления на протяжении всей его жизни.
Выводы
Многие исследователи биографии Ивана Грозного в попытках дать характеристику правления великого царя не перестают удивляться: как в одном человеке соединяется столько глубокая и искренняя набожность, столь ясный, живой и прогрессивный ум вместе с небывалой жестокостью, подозрительностью и скрытностью? Если обратиться в детство будущего царя, то причины столь противоречивого и сложного характера становятся ясны и понятно. Изначально поощряемый боярами в проявлении жестокости, выросший в удушливой атмосфере бесконечных интриг и недоверия мальчик просто не мог стать благородным и справедливым.
Однако влияние митрополита Макария и отца Сильвестра все же смогло – хотя бы на начальном этапе – смягчить характер царя, подарив ему огромные возможные, что открывают книги. Став одним из образованнейших людей своего времени, получив обширные знания, впитав в себя мудрость древних авторов, будущий царь сумел развить свой ум, отточив его возможности до совершенства.
Опекуны не стеснялись и прибегать к насилию в присутствии юного царя. Впрочем, уже скоро он начал платить им тем же: уже в 13 лет одного из Шуйских, князя Андрея Михайловича, он сам приказал убить.