Преподобный Серафим Саровский и митрополит Московский Филарет
Положение Русской Православной Церкви в России и ее общественная роль регулировались законом, в котором говорилось, что православная вера есть первенствующая и господствующая в России. Император провозглашался верховным защитником и хранителем догматов господствующей Церкви и блюстителем правоверия и всякого в Церкви благочиния.
К середине XIX в. численность духовенства достигала примерно 60 тыс. человек, делившегося на черное (7 тыс.) и белое (все остальные).
Черное духовенство включало монахов и монахинь, из круга которых назначались архиереи, т. е. высшие должностные лица церковного управления, — епископы, архиепископы и митрополиты.
Белое духовенство состояло из приходских священников и низших служителей прихода — диаконов и псаломщиков.
Церковное управление делилось на епархии, размеры которых примерно соответствовали территориям губерний. Во главе епархии стоял архиерей.
Имелась система духовно-учебных заведений, состоявшая из училищ, семинарий и четырех академий — Киевской, Петербургской, Московской и Казанской.
Среда православного духовенства всегда выдвигала подвижников и ревностных хранителей веры православной. Не стал в этом смысле исключением и XIX в.
Большую известность получил монах Саровской пустыни (монастыря, расположенного в Тамбовской губернии) Серафим (1759—1833). Он родился в городе Курске в семье купца Сидора Мошкина. При крещении его назвали Прохором. В 1778 г. он стал послушником (так называли тех, кто готовился стать монахом) Саровской пустыни. Через 8 лет был пострижен в монахи и получил имя Серафима, в 1793 г. рукоположен в иеромонахи. Добровольно удалившись в одинокое затворничество, он все время проводил в постах, трудах и молитвах.
Его безупречная, богоугодная жизнь и преданность вере Христовой вызывали восхищение. Ежегодно многие тысячи людей стекались в это удаленное место, надеясь увидеть известного старца, услышать его наставление. Серафим Саровский доносил до людей слово Спасителя, утешал множество душ, а иных излечивал от тяжелых недугов. Люди называли его преподобным. Так обычно именовали монахов, своей деятельностью заслуживших высочайший моральный авторитет.
В 1903 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Серафим Саровский был причислен к лику святых.
Широкую известность в первой половине XIX в. получило имя митрополита Московского (с 1821) Филарета (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783—1867). Это был выдающийся ученый-богослов, общественный деятель, талантливый проповедник.
Он родился в городе Коломне Московской губернии в семье священника. В восьмилетнем возрасте был отдан учиться в Коломенскую духовную семинарию, где сразу выделился среди учеников своими блестящими способностями. Продолжил обучение в семинарии Троице-Сергиева монастыря, где его разносторонние знания и усердие отмечали все преподаватели. После окончания курса был оставлен в семинарии преподавателем греческого и древнееврейского языков. В 1808 г. Василий Дроздов принял монашество под именем Филарета и был назначен инспектором петербургской духовной академии.
С этого времени началась широкая проповедническая деятельность Филарета. Ни одно сколько-нибудь важное государственное событие не проходило без его пастырского слова. В 1812 г. Филарет, имея сан архимандрита, стал ректором Петербургской духовной академии и получил шание профессора богословских наук.
Когда началась Отечественная война 1812 г., Филарет множество раз выступал со своими речами-проповедями, призывая русский народ дать отпор ненавистному врагу. Победу России в войне Филарет объяснял единством духа и воли народа, его верой православной, преданностью делам предков и своему государю.
В 1821 г. Филарет был переведен в Москву в сане митрополита. В декабре 1825 г., во время волнений на Сенатской площади, Филарет всецело взял сторону властей. Позднее он выступал перед прихожанами с напутствиями строго следовать священным установлениям власти.
С именем митрополита Филарета связано большое событие в духовной жизни страны — перевод текстов Священного Писания на русский язык. Ранее различные части Библии существовали или на греческом, или на старославянском языке, и знакомство с ними было доступно далеко не всем. Этой работе Филарет отдал несколько десятилетий своей жизни, но завершить ее не успел. Филарету принадлежит также перевод на русский язык Евангелия от Иоанна.
В ряду заслуг митрополита Филарета находится еще одно дело огромного исторического значения. По поручению императора Александра II он составил текст манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
В 1840-е гг. в России появляется теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступали люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Их идеи были глубоко враждебны существовавшему общественному строю. Они являлись сторонниками революции и полного изменения всего устройства государства, выступая против идеализации прошлого страны, беспощадно громя славянофилов. Критиковали они и западников за их преклонение перед порядками буржуазной Европы, однако западники не стали главной мишенью их пафосной критики.
Им казалось, что в России государственное устройство следует организовать на принципах, распространенных в русской деревне, в мире сельской общины. Там не существовало деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами регулировались не столько государственными законами, сколько старыми традициями и обычаями. Родоначальниками и известнейшими деятелями этого направления общественной мысли являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
ВТ. Белинский (1811—1848) родился в семье флотского лекаря. Учился в пензенской гимназии, но курса не кончил. В 1829—1832 гг. обучался за казенный счет на словесном (филологическом) отделении Московского университета, откуда был отчислен ввиду «слабого здоровья и ограниченных способностей». Зарабатывал на жизнь домашними уроками, сотрудничал с московскими и петербургскими журналами, стал ведущим критиком в «Отечественных записках» (1839—1846) и «Современнике» (с 1846). Писал Белинский и литературные произведения (стихи, баллады, драмы, повести и рассказы), которые успеха не имели, хотя сам Белинский был уверен в своей чрезвычайной даровитости, считал себя соперником Жуковского.
Известность Белинский получил как обозреватель литературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Эмоциональность его критических статей и заметок создала ему в кругах западников репутацию выдающегося критика.
Выступая в качестве литературного и художественного обозревателя, Белинский все произведения искусства рассматривал с точки зрения их идейной направленности. Художественные достоинства самого произведения имели для него лишь второстепенное значение. Главное — социальная идея, общественное звучание. Чем резче направлено оно против существующей действительности, тем лучше.
Такая точка зрения привела к тому, что Белинский в конце жизни даже творчество Пушкина, которого ранее ставил выше всех остальных авторов в России, начал считать «вчерашним днем». В поэзии великого поэта и мыслителя он не находил выражения «современного сознания, современной думы о значении и цели жизни, о путях человечества, о вечных истинах бытия».
А. И. Герцен
Другим известным представителем революционного направления общественной мысли являлся А. И. Герцен (1812—1870), происходивший из семьи богатого помещика. Он получил хорошее образование, окончил физико-математическое отделение Московского университета.
Герцен и его дальний родственник и друг И. П. Огарев постоянно размышляли о будущем России. В 1828 г. на Воробьевых горах в Москве они поклялись друг другу ивечной дружбе и в том, что посвятят себя без остатка служению свободе. Что такое свобода, они так и не смогли определить, но уже тогда были уверены, что надо полностью перестроить весь окружающий мир.
Герцен сдержал свою клятву и действительно большую часть жизни посвятил борьбе с политической властью и России.
Еще в годы обучения в университете А. И. Герцен увлекся социалистическими учениями А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Постепенно сложился кружок его единомышленников, где страстно обсуждались политические вопросы, планы переустройства жизни. В 1834 г. власти раскрыли эту нелегальную ячейку и самого Герцена выслали в Пермь, а затем в Вятку, где он служил чиновником в губернской канцелярии. Ссылка была отменена в 1840 г., и Герцен был принят на службу в канцелярию Министерства внутренних дел в Петербурге.
Государственная служба оказалась ему не интересна, карьера чиновника его не манила. Герцен продолжал читать запрещенную литературу, встречаться с людьми, заслужившими у властей репутацию неблагонадежных, за что снова был выслан в провинцию. Через некоторое время ему разрешили вернуться, но на государственную службу Герцен больше не поступал. Он занялся литературным творчеством. Ему принадлежат несколько произведений, в том числе роман «Кто виноват?», где автор высказывал свои соображения относительно крепостного права и общественных порядков в России вообще.
В 1847 г. А. И. Герцен уехал за границу и на Родине больше не бывал. Имея огромные личные средства, полученные от продажи семейных владений в России, Герцен безбедно жил в разных странах. В 1852 г. в Лондоне он создал Вольную русскую типографию, где печатались листовки и брошюры, направленные против самодержавия. Здесь в 1857—1867 гг. выходили и два журнала — «Полярная звезда» и «Колокол». «Колокол» стал наиболее известным эмигрантским изданием своего времени. В каждом его номере содержались резкие нападки на общественное и политическое устройство в России. К этому времени у Герцена сформировалась собственная теория общественного устройства страны.
Не принимая буржуазные порядки Европы, А. И. Герцен считал, что Россия должна идти другим путем. Народ обязан свергнуть царскую власть и крепостное иго, утвердить общественный строй, прообразом которого является крестьянская община. В сельскохозяйственной артели и сельской сходке Герцен видел эмбрион, из которого должна в будущем произрасти «самая широкая общественность».
Взгляды А. И. Герцена на общину легли в основу теоретического фундамента будущего народничества.
Еще одним известным представителем русского социализма являлся Н.Г.Чернышевский (1828—1889). Он родился в Саратове в семье священника. Учился в саратовской 1853 г. сотрудничал в известных петербургских журналах «Отечественные записки» и «Современник», где продолжал линию Белинского, подчинявшую художественное творчество задачам политической борьбы.
Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 г. В эти годы его радикальные взгляды проступили вполне четко. Он ратовал за крестьянскую революцию, выступал за начало работы по it осуществлению. Чернышевский был убежден, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства сжито государства, что основу этого государства непременно составит общинная организация.
Чернышевский считал, что общинный строй, не лнавший частной собственности и имущественного нера-шчн-гва, станет основой будущего социалистического устпства в стране. Он резко выступал против самодержавного государства, не переставая критиковал царское правительство за его политику вообще и в крестьянском вопросе в частности. Власти его арестовывали, ссылали к Сибирь, где он находился несколько лет. Последние годы .ки;иш Чернышевский провел в Саратове.
Нее русские революционеры-демократы, или социализм-утописты, показали себя страстными и часто талант-шимми критиками политического и общественного троя России. Но их предложения по переустройству жизни носили идиллический характер. Не зная в действительности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть, — имущественную уравниюнку, взаимопомощь, отсутствие группового эгоизма. Па самом деле такой общины не существовало. Хотя все указанные признаки и имелись в наличии, но рядом с ними непременно встречались и такие черты, которые не позволяли считать крестьянскую общину эталоном общественного устройства страны.
В условиях общины трудно было выделиться наиболее трудолюбивым и предприимчивым, она принуждала всех существовать на уровне необходимой, минимальной достаточности. Здесь в самом деле не было частной собственности на землю. Земля считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с наличием членов (едоков) в той или иной семье. Это неизбежно подрывало стимулы к производительному труду.
Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если со временем он может перейти к кому-нибудь еще? Именно община оказалась одной из главных причин бедности крестьянских урожаев, низкого жизненного уровня крестьянства. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не сумел толком ни вырастить урожай, ни собрать его? Такие настроения порождали иждивенчество.
Поэтому новые, более производительные приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. В середине XIX в. здесь были распространены все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того. Община спасала крестьянина от голода, но мешала появлению больших и крепких индивидуальных хозяйств. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Революционные же демократы считали ее зародышем нового общественного устройства.
Русская православная церковь в XVIII веке подверглась не только имущественной секуляризации, ее существенно ограничили и в других сферах жизни общества, но в начале XIX века она нашла себя в новой ипостаси старчества.