Русская Православная Церковь XIX века


Преподобный Серафим Саровский и митрополит Московский Филарет

Положение Русской Православной Церкви в России и ее общественная роль регулировались законом, в котором говорилось, что православная вера есть первенствующая и господствующая в России. Император провозглашался верховным защитником и хранителем догматов господствующей Церкви и блюстителем правоверия и всякого в Церкви благочиния.

К середине XIX в. численность духовенства достигала примерно 60 тыс. человек, делившегося на черное (7 тыс.) и белое (все остальные).

Черное духовенство включало монахов и монахинь, из круга которых назначались архиереи, т. е. высшие должностные лица церковного управления, — епископы, архиепископы и митрополиты.

Белое духовенство состояло из приходских священников и низших служителей прихода — диаконов и псаломщиков.

Церковное управление делилось на епархии, размеры которых примерно соответствовали территориям губерний. Во главе епархии стоял архиерей.

Имелась система духовно-учебных заведений, состоявшая из училищ, семинарий и четырех академий — Киевской, Петербургской, Московской и Казанской.

Среда православного духовенства всегда выдвигала подвижников и ревностных хранителей веры православной. Не стал в этом смысле исключением и XIX в.

Большую известность получил монах Саровской пустыни (монастыря, расположенного в Тамбовской губернии) Серафим (1759—1833). Он родился в городе Курске в семье купца Сидора Мошкина. При крещении его назвали Прохором. В 1778 г. он стал послушником (так называли тех, кто готовился стать монахом) Саровской пустыни. Через 8 лет был пострижен в монахи и получил имя Серафима, в 1793 г. рукоположен в иеромонахи. Добровольно удалившись в одинокое затворничество, он все время проводил в постах, трудах и молитвах.

Его безупречная, богоугодная жизнь и преданность вере Христовой вызывали восхищение. Ежегодно многие тысячи людей стекались в это удаленное место, надеясь увидеть известного старца, услышать его наставление. Серафим Саровский доносил до людей слово Спасителя, утешал множество душ, а иных излечивал от тяжелых недугов. Люди называли его преподобным. Так обычно именовали монахов, своей деятельностью заслуживших высочайший моральный авторитет.

В 1903 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Серафим Саровский был причислен к лику святых.

Широкую известность в первой половине XIX в. полу­чило имя митрополита Московского (с 1821) Филарета (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783—1867). Это был выдающийся ученый-богослов, общественный деятель, талантливый проповедник.

Он родился в городе Коломне Московской губернии в семье священника. В восьмилетнем возрасте был отдан учить­ся в Коломенскую духовную семинарию, где сразу выделился среди учеников своими блестящими способностями. Продолжил обучение в семинарии Троице-Сергиева монастыря, где его разносторонние знания и усердие отмечали все преподаватели. После окончания курса был оставлен в семинарии преподавателем греческого и древнееврейского языков. В 1808 г. Василий Дроздов принял монашество под именем Филарета и был назначен инспектором петербургской духовной академии.

С этого времени началась широкая проповедническая деятельность Филарета. Ни одно сколько-нибудь важное государственное событие не проходило без его пастырского слова. В 1812 г. Филарет, имея сан архимандрита, стал ректором Петербургской духовной академии и получил шание профессора богословских наук.

Когда началась Отечественная война 1812 г., Филарет множество раз выступал со своими речами-проповедями, призывая русский народ дать отпор ненавистному врагу. Победу России в войне Филарет объяснял единством духа и воли народа, его верой православной, преданностью делам предков и своему государю.

В 1821 г. Филарет был переведен в Москву в сане митрополита. В декабре 1825 г., во время волнений на Сенатской площади, Филарет всецело взял сторону властей. Позднее он выступал перед прихожанами с напутствиями строго следовать священным установлениям власти.

С именем митрополита Филарета связано большое событие в духовной жизни страны — перевод текстов Священного Писания на русский язык. Ранее различные части Библии существовали или на греческом, или на старославянском языке, и знакомство с ними было доступно далеко не всем. Этой работе Филарет отдал несколько десятилетий своей жизни, но завершить ее не успел. Филарету принадлежит также перевод на русский язык Евангелия от Иоанна.

В ряду заслуг митрополита Филарета находится еще одно дело огромного исторического значения. По поручению императора Александра II он составил текст манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Русский утопический социализм. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский

В 1840-е гг. в России появляется теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступали люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Их идеи были глубоко враждебны существовавшему общественному строю. Они являлись сторонниками революции и полного изменения всего устройства государства, выступая против идеализации прошлого страны, беспощадно громя славянофилов. Критиковали они и западников за их преклонение перед порядками буржуазной Европы, однако западники не стали главной мишенью их пафосной критики.

Им казалось, что в России государственное устройство следует организовать на принципах, распространенных в русской деревне, в мире сельской общины. Там не существовало деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами регулировались не столько государственными законами, сколько старыми традициями и обычаями. Родоначальниками и известнейшими деятелями этого направления общественной мысли являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

ВТ. Белинский (1811—1848) родился в семье флотского лекаря. Учился в пензенской гимназии, но курса не кончил. В 1829—1832 гг. обучался за казенный счет на словесном (филологическом) отделении Московского университета, откуда был отчислен ввиду «слабого здоровья и ограниченных способностей». Зарабатывал на жизнь домашними уроками, сотрудничал с московскими и петербургскими журналами, стал ведущим критиком в «Отечественных записках» (1839—1846) и «Современнике» (с 1846). Писал Белинский и литературные произведения (стихи, баллады, драмы, повести и рассказы), которые успеха не имели, хотя сам Белинский был уверен в своей чрезвычайной даровитости, считал себя соперником Жуковского.

Известность Белинский получил как обозреватель ли­тературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Эмоциональность его критических статей и заметок создала ему в кругах западников репутацию выдающегося критика.

Выступая в качестве литературного и художественного обозревателя, Белинский все произведения искусства рассматривал с точки зрения их идейной направленно­сти. Художественные достоинства самого произведения имели для него лишь второстепенное значение. Главное — социальная идея, общественное звучание. Чем резче направлено оно против существующей действительности, тем лучше.

Такая точка зрения привела к тому, что Белинский в конце жизни даже творчество Пушкина, которого ранее ставил выше всех остальных авторов в России, начал считать «вчерашним днем». В поэзии великого поэта и мыслителя он не находил выражения «современного сознания, современной думы о значении и цели жизни, о путях человечества, о вечных истинах бытия».

А. И. Герцен

Другим известным представителем революционного направления общественной мысли являлся А. И. Герцен (1812—1870), происходивший из семьи богатого помещика. Он получил хорошее образование, окончил физико-математическое отделение Московского университета.

Герцен и его дальний родственник и друг И. П. Огарев постоянно размышляли о будущем России. В 1828 г. на Воробьевых горах в Москве они поклялись друг другу ивечной дружбе и в том, что посвятят себя без остатка служению свободе. Что такое свобода, они так и не смогли определить, но уже тогда были уверены, что надо полностью перестроить весь окружающий мир.

Герцен сдержал свою клятву и действительно большую часть жизни посвятил борьбе с политической властью и России.

Еще в годы обучения в университете А. И. Герцен увлекся социалистическими учениями А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Постепенно сложился кружок его единомышленников, где страстно обсуждались политиче­ские вопросы, планы переустройства жизни. В 1834 г. вла­сти раскрыли эту нелегальную ячейку и самого Герцена выслали в Пермь, а затем в Вятку, где он служил чиновни­ком в губернской канцелярии. Ссылка была отменена в 1840 г., и Герцен был принят на службу в канцелярию Министерства внутренних дел в Петербурге.

Государственная служба оказалась ему не интересна, карьера чиновника его не манила. Герцен продолжал читать запрещенную литературу, встречаться с людьми, заслужившими у властей репутацию неблагонадежных, за что снова был выслан в провинцию. Через некоторое время ему разрешили вернуться, но на государственную службу Герцен больше не поступал. Он занялся литературным творчеством. Ему принадлежат несколько произведений, в том числе роман «Кто виноват?», где автор высказывал свои соображения относительно крепостного права и общественных порядков в России вообще.

В 1847 г. А. И. Герцен уехал за границу и на Родине больше не бывал. Имея огромные личные средства, полученные от продажи семейных владений в России, Герцен безбедно жил в разных странах. В 1852 г. в Лондоне он создал Вольную русскую типографию, где печатались листовки и брошюры, направленные против самодержавия. Здесь в 1857—1867 гг. выходили и два журнала — «Полярная звезда» и «Колокол». «Колокол» стал наиболее известным эмигрантским изданием своего времени. В каждом его номере содержались резкие нападки на общественное и политическое устройство в России. К этому времени у Герцена сформировалась собственная теория общественного устройства страны.

Не принимая буржуазные порядки Европы, А. И. Герцен считал, что Россия должна идти другим путем. Народ обязан свергнуть царскую власть и крепостное иго, утвердить общественный строй, прообразом которого является крестьянская община. В сельскохозяйственной артели и сельской сходке Герцен видел эмбрион, из которого должна в будущем произрасти «самая широкая общественность».

Взгляды А. И. Герцена на общину легли в основу теоретического фундамента будущего народничества.

Еще одним известным представителем русского социализма являлся Н.Г.Чернышевский (1828—1889). Он родился в Саратове в семье священника. Учился в саратовской 1853 г. сотрудничал в известных петербургских журналах «Отечественные записки» и «Современник», где продолжал линию Белинского, подчинявшую художественное творчество задачам политической борьбы.

Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведе­ния крестьянской реформы 1861 г. В эти годы его радикальные взгляды проступили вполне четко. Он ратовал за крестьянскую революцию, выступал за начало работы по it осуществлению. Чернышевский был убежден, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства сжито государства, что основу этого государства непре­менно составит общинная организация.

Чернышевский считал, что общинный строй, не лнавший частной собственности и имущественного нера-шчн-гва, станет основой будущего социалистического устпства в стране. Он резко выступал против самодержавного государства, не переставая критиковал царское правительство за его политику вообще и в крестьянском вопросе в частности. Власти его арестовывали, ссылали к Сибирь, где он находился несколько лет. Последние годы .ки;иш Чернышевский провел в Саратове.

Нее русские революционеры-демократы, или социализм-утописты, показали себя страстными и часто талант-шимми критиками политического и общественного троя России. Но их предложения по переустройству жизни носили идиллический характер. Не зная в действительности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть, — имущественную уравниюнку, взаимопомощь, отсутствие группового эгоизма. Па самом деле такой общины не существовало. Хотя все указанные признаки и имелись в наличии, но рядом с ними непременно встречались и такие черты, которые не позволяли считать крестьянскую общину эталоном общественного устройства страны.

В условиях общины трудно было выделиться наиболее трудолюбивым и предприимчивым, она принуждала всех существовать на уровне необходимой, минимальной достаточности. Здесь в самом деле не было частной собственности на землю. Земля считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с наличием членов (едоков) в той или иной семье. Это неизбеж­но подрывало стимулы к производительному труду.

Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если со временем он может перейти к кому-нибудь еще? Именно община оказалась одной из главных причин бедности крестьянских урожаев, низкого жизненного уровня крестьянства. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не сумел толком ни вырастить урожай, ни собрать его? Такие настроения порождали иждивенчество.

Поэтому новые, более производительные приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. В середине XIX в. здесь были распространены все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того. Община спасала крестьянина от голода, но мешала появлению больших и крепких индивидуальных хозяйств. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Революционные же демократы считали ее зародышем нового общественного устройства.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Мишин

    Русская православная церковь в XVIII веке подверглась не только имущественной секуляризации, ее существенно ограничили и в других сферах жизни общества, но в начале XIX века она нашла себя в новой ипостаси старчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *