- Может быть приведена другая точка зрения, альтернативная представленной в задании, например:
— к распаду СССР привели объективные причины — сложные процессы формирования и развития такого многонационального государства, как СССР, просчеты руководства СССР в национальной политике в течение десятилетий, резкое ухудшении экономического положения, обострение межнациональных отношений в период перестройки, развитие центробежных сил в союзных республиках.
- Экзаменуемый может выбрать одну из названных или любую другую точку зрения, но при этом должен привести факты, положения в качестве подтверждающих его аргументы, например:
При выборе оценки, изложенной в задании:
— начавшийся в 1989-1990 гг. «парад суверенитетов» проявил сепаратистские тенденции во многих союзных республиках, которые в скрытом виде имелись в и их и раньше;
— в условиях проведения демократизации политической системы СССР, политики «гласности» национальные элиты, лидеры республик почувствовали ослабление центральной союзной власти, стали проводить политику национального и регионального изоляционизма;
— многие республики во главе с лидерами национальных элит, в том числе и России, приняли декларации о государственном суверенитете;
— в Беловежской пуще состоялось оформление намерений лидеров трех славянских республик прекратить существование СССР, заявить о создании нового содружества государств.
При выборе альтернативной точки зрения:
— накопившиеся за многие годы проблемы национальных отношений с особой остротой выявились в период перестройки в условиях кризисного состояния экономики, проведения системных реформ;
— ослабление позиций КПСС, центральной союзной власти освободило национальные номенклатуры от существовавшего до этого давления центра;
— во многих союзных республиках возникали межнациональные конфликты;
— экономические реформы М. С. Горбачева потерпели неудачу;
— отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и союзных республик;
— во многих республиках сепаратизм национальных элит нашел поддержку у широких слоев населения;
— закрепленные в Конституции СССР право свободного выхода республик из Союза и принципы территориально-государственного деления страны способствовали созданию правовой базы распада СССР.
Указания к оцениванию | Баллы |
Названа оценка, альтернативная представленной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 подтверждающих ее аргумента | 4 |
Названа оценка, альтернативная представленной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1-2 подтверждающих ее аргумента | 3 |
Альтернативная оценка не названа, но приведены 2-3 положения, факты, свидетельствующие о том, что учащийся, по существу, придерживается определенной точки зрения | 2 |
Альтернативная оценка названа, но положения, подтверждающие одну из оценок, не приведены, ИЛИ альтернативной оценки нет, приведено 1 положение | 1 |
Все элементы названы неверно | 0 |
Если ответ отсутствует, то в протокол проставляется «х» | |
Максимальный балл | 4 |
Нетрудно заметить, что тестируемые выпускники, абитуриенты и студенты должны очень многое знать по истории России и уметь пользоваться своими знаниями, представляя их в той форме, которая предлагается тестирующими инстанциями. Многие учащиеся считают, что дать по всем частям теста и всем заданиям правильные ответы практически невозможно. У этих опасений есть серьезные основания.
Во-первых, очень большой объем материала. Учебники по истории России, рассчитанные на изучение в течение учебного года, включают, как правило, около 300 страниц. И это лишь по одному какому-то историческому периоду. Учебные пособия для поступающих в вузы достигают 800 страниц. Довольно большие объемы для изучения предлагаются и в вузовских учебниках.
Во-вторых, в тестовых материалах немало заданий, построенных на фактах, датах, лицах, которые в учебных пособиях упоминаются мельком, один раз. В некоторых учебниках даты, понятия, персоны не выделены каким-то специальным образом, например полужирным шрифтом или курсивом. В этой ситуации учащимся трудно отличить наиболее важную информацию от сведений дополнительных, второстепенных. Так, о многих деятелях культуры и их творениях сказано по несколько слов, а в тестовых материалах предлагается соотнести деятелей культуры с определенной отраслью, в которой они работали или с произведением, название которого лишь один раз, через запятую и наряду с другими сведениями, промелькнуло в тексте. К сожалению, рассчитывать на общекультурную подготовку учащейся молодежи не приходится. Телевидение, за исключением канала «Культура», культурным просвещением занимается очень мало. О многих писателях, поэтах, художниках, музыкантах, ученых учащиеся узнают из учебных курсов литературы, физики, химии и т.д. Но «мобилизовать» свои знания во время тестирования у части учащихся не получается.
В-третьих, большим испытанием для тестируемых являются задания из части 3 — CI— С7. Они предполагают не только наличие серьезных знаний, но и умение четко их излагать.
Возникает вопрос: что делать? как пройти тестирование с минимальными потерями баллов и с максимально возможным результатом?
Вот для кого это ЕГЭ вообще придумали? От нас столько требуют! Я просто уверен, что в будущем мне эта история вообще не пригодится! Да, знаю, что каждый гражданин должен знать историю своих предков и все такое. Но, так по мне, это слишком!