Предмет, метод курса истории России


1. Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.

Предмет истории России — аналогичное изучение развития России с древнейших времен до настоящего времени.

2. При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):

— формационный;

— модернизированный формационный;

— цивилизационный;

— религиозный;

— классовый;

— личностный;

— всемирно-исторический;

— локально-исторический;

— комбинированный и иные методы.

Формационный метод (доминировал в советское время) исходил из деления всего развития человечества на пять последовательно сменяющих друг друга экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социалистическую), и построения всего исторического развития как процесса смены этих формаций. Модернизированный формационный метод ближе к классическому марксистскому с той разницей, что выделяются не пять, а три формации — доиндустриальная (аграрная), индустриальная, постиндустриальная (информационная). Цивилизационный метод за основу берет не формации, а последовательную смену разных цивилизаций и их сосуществование.

Религиозный метод рассматривает исторический процесс через призму развития религии и как результат деятельности Бога.

Личностный метод воспринимает историю как результат волевых действий отдельных выдающихся личностей, которые ведут за собой массы.

Локально-исторический метод изучает историю развития какой-либо страны в отрыве от остальных событий в мире (частично этот подход господствовал в советскую эпоху при "изучении СССР как особого государства, живущего по своим законам развития).

Всемирно-исторический метод рассматривает конкретные исторические события в контексте всемирно-исторического процесса (например, можно рассматривать опричнину как расправу Ивана Грозного с личными врагами, а можно — как один из эпизодов общеевропейской борьбы монархов с крупными феодалами и т. д.).

Комплексный метод совмещает различные методы.

3. Наука «История России» отличается от соответствующей учебной дисциплины.

Наука — это глубокое теоретическое знание, которое всесторонне исследует процессы, события, явления в их взаимосвязи, общие закономерности развития.

Учебная дисциплина — первичное знание для ознакомления с наукой.




  1. Замполит

    Формационный метод изучения истории наиболее четко выстраивал картинку прошлого. Модернизация метода размыла границы этапов доиндустриальной истории и усложнила и сделала менее интересной индустриальную и постиндустриальную формации. Другие методы по-своему интересны, но не дают полноты картины мира.

  2. изяслав

    Все эти методы не могут дать полноценную оценку событий по отдельности друг от друга. Зачастую за ними стоит влияние политической и идеологической группы людей, отстаивающих свои интересы. Зато в независимости от метода, историю изучают все равно по древним документам и археологическим исследованиям. А результаты исследований можно потом отнести к любому методу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.