Основные деятели и достижения российской культуры XVIII — начала XX века


За последние 300 лет русская культура прошла огромный путь и стала важнейшей составляющей мировой культуры. В ХVIII веке большой рывок сделала российская наука: при содействии энциклопедиста М. Ломоносова были созданы научные учреждения европейского типа. В то же время активизировалось и стало более системным стало исследование малозаселённых регионов империи. В ХIХ веке творчество Пушкина, а позже Льва Толстого и Достоевского вывело на мировой уровень русскую литературу. Сеть университетов, созданных в середине ХIХ века, укрепила академическую науку в регионах империи. На рубеже ХIХ и ХХ веков в России были совершены эпохальные научные открытия, в том числе открытие периодического закона Д. Менделеевым, разработка теории винта Н. Жуковским, изобретение радио И. Поповым. Параллельно благодаря развитию сети начальных и профессиональных школ рос общий уровень образованности населения. В начале ХХ века Россия внесла большой вклад в развитие модернистской литературы и нового театрального искусства.

XVIII век

Первая половина XIX века

Вторая половина XIX века

Начало XX века

Организация цифирных (начальных) училищ, появление профессиональных школ, первая газета, первый музей, создание Российской академии наук, открытие Московского университета и Академии художеств.

Создание системы начального, среднего и высшего образования, образовано министерство народного просвещения, открытие государственной Публичной библиотеки, издательско-просветительская деятельность Смирдина.

Создана система земских школ, университетский устав 1863 г. (принцип университетской автономии), высшие женские курсы (проф. Гертье в Москве и Бестужевские в Петербурге), Политехнический и Исторический музеи, Третьяковская галерея.

Увеличение процента грамотных с 21% до 30%, возникновение народных университетов (университет Шанявского) и просветительских рабочих обществ, по количеству издаваемых книг Россия вышла на III место в мире.

Камчатские экспедиции Беринга, составление «Атласа Российской империи», техническое изобретательство Ползунова и Кулибина, исторические труды Татищева и Щербатова, научная деятельность Ломоносова, создание Вольного экономического общества. Создание неэвклидовой геометрии (Лобачевский), открытия в физике Петрова и Якоби, в области химии — Зимина, кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского, экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, Литке, Невельского, «История государства Российского» Карамзина. Достижения в области математики (Чебышев, Ляпунов), химии (периодический закон Менделеева), физиологии (Сеченов и Тимирязев), медицины (Пирогов, Боткин, Мечников), экспедиции Семенова — Тянь-Ша некого, Пржевальского, Миклухо-Маклая, изобретательская деятельность Можайского, Жуковского, Попова, Яблочкова, исторические труды Соловьева и Ключевского. Достижения в области математики (Чебышев, Ляпунов), химии (периодический закон Менделеева), физиологии (Сеченов и Тимирязев), медицины (Пирогов, Боткин, Мечников), экспедиции Семенова- Тянь-Ша некого, Пржевальского, Миклухо-Маклая, изобретательская деятельность Можайского, Жуковского, Попова, Яблочкова, исторические труды Соловьева и Ключевского.
Становление нового литературного языка, публицистика Прокоповича, силлабо-тоническое стихосложение Тредиаковского, произведения Фонвизина, Державина, Радищева, публицистика Новикова Учреждение первого государственного театра (труппа Ф. Волкова), пьесы Сумарокова, актриса Жемчугова-Ковалева Военные марши, танцевальная музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечест­венной композитор­ской школы (Фомин, Пашкевич) Создание ансамбля Петербурга — Леблон, Трезини, Б. Растрелли, Коробов, Еропкин, Земцов — стиль Петровского барокко, позднее барокко — Ф. Растрелли (Зимний дворец), классицизм — Баженов (дом Пашкова), Казаков (дом Благородного собрания), Старов (Таврический дворец) Произведения Глинки, Алябьева, Варламова, Бортнянского, Даргомыжского, оперное искусство («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Каменный гость») «Золотой век» русской литературы: произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Гоголя, Тютчева, Батюшкова, Некрасова, литературная критика Белинского. Основное направление — критический реализм, произведения Тургенева, Толстого, Достоевского, Салтыкова- Щедрина, Лескова, Некрасова, Фета, драматургия Островского и Чехова, литературная критика Чернышеского, Добролюбова и Писарева. «Серебряный век» русской литературы: произведения Толстого, Чехова, Горького, Короленко, Бунина, Куприна, Волошина, символизм Мережковского и Блока, акмеизм Гумилева и Ахматовой, футуризм Бурлюка, Маяковского, Северянина.
Классицизм -Воронихин (Казанский собор), Захаров (Адмиралтейство), Росси (ансамбль Дворцовой площади в Петербурге), Бове (Большой театр), Монферран (Исаакиевский собор). Центры театральной культуры — Большой и Малый театры в Москве, Александрийский в Петербурге, драматургия Грибоедова, Гоголя и Островского, русско-византийский стиль — Тон (Храм Христа-Спасителя) «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков), оперы и симфонии Чайковского, Петербургская консерватория (Рубинштейн), Эклектика — Мейсмахер (здание архива Госсовета), Крокау (Балтийский вокзал), неорусский стиль — Померанцев (здание Верхних торговых рядов) и Семенов (Исторический музей) Творчество Римского-Корсакова, Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Танеева, Ляпунова, расцвет русской оперы (Шаляпин), Модерн — Шехтель (особняк Рябушинского) и Валькот (гостиница Метрополь); неорусский стиль — Щусев. Центры театральной культуры — Малый и Александрийский театры, драматургия Островского, актеры Ермолова, Садовский, Стрепетова, Мартынов (Казанский вокзал) и Шехтель (Ярославский вокзал, MXAT), не- оклассицизм — Рерберг (Музей изобразительных искусств). МХАТ Станиславского и Немировича-Данченко, пьесы Чехова, Горького, актеры Юрьев и Комиссаржевская, расцвет русского балета — Мариинский театр и «русские сезоны» Дягилева, танцовщики Павлова, Нижинский.
Гравюры Зубова, портреты работы Никитина, Матвеева, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, пейзажи Щедрина, скульптура Козловского и Фальконе. Портреты и пейзажи Брюллова, портреты Тропинина и Кипренского, пейзажи Венецианова, бытовые картины Федотова, работы мариниста Айвазовского, скульптуры Мартоса и Клодта. Передвижники — Крамской, Перов, Маковский, Мясоедов, Шишкин, Ге, Репин, Суриков, Васнецов; пейзажная живопись — Поленов, Саврасов; портреты Перова, Репина, Ге; историческая живопись Сурикова и Репина, батальные картины Верещагина, работы Врубеля, скульптура Антокольского, Опекушина и Микешина. Портреты Репина и Серова, объединение «Мир искусства» (Бенуа, Рерих, Сомов), товарищество передвижников (Касаткин, Васнецов, Бродский), авангардисты (общество «Бубновый валет») — творчество Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина, Фалька, Шагала, Филонова, скульптура Трубецкого, Голубкиной, Коненкова.

 




  1. Асият

    Мне по истории нужно заполнить таблицу, туда входит отрасль литература, образование, архитектура, наука и деятели культуры и их достижения, помогите плиииииз!

  2. Анна

    Думается, лучше в некоторых разделах таблицы уточнять эпоху правления. Например, что цифирные и профессиональные школы были созданы при Петре I. Что касается последних, то это были конкретно: Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. В цифирных же школах давали начальные навыки в математике. Первый музей был тоже открыт при Петре и назывался Кунсткамера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.