За последние 300 лет русская культура прошла огромный путь и стала важнейшей составляющей мировой культуры. В ХVIII веке большой рывок сделала российская наука: при содействии энциклопедиста М. Ломоносова были созданы научные учреждения европейского типа. В то же время активизировалось и стало более системным стало исследование малозаселённых регионов империи. В ХIХ веке творчество Пушкина, а позже Льва Толстого и Достоевского вывело на мировой уровень русскую литературу. Сеть университетов, созданных в середине ХIХ века, укрепила академическую науку в регионах империи. На рубеже ХIХ и ХХ веков в России были совершены эпохальные научные открытия, в том числе открытие периодического закона Д. Менделеевым, разработка теории винта Н. Жуковским, изобретение радио И. Поповым. Параллельно благодаря развитию сети начальных и профессиональных школ рос общий уровень образованности населения. В начале ХХ века Россия внесла большой вклад в развитие модернистской литературы и нового театрального искусства.
XVIII век | Первая половина XIX века | Вторая половина XIX века | Начало XX века |
---|---|---|---|
Организация цифирных (начальных) училищ, появление профессиональных школ, первая газета, первый музей, создание Российской академии наук, открытие Московского университета и Академии художеств. | Создание системы начального, среднего и высшего образования, образовано министерство народного просвещения, открытие государственной Публичной библиотеки, издательско-просветительская деятельность Смирдина. | Создана система земских школ, университетский устав 1863 г. (принцип университетской автономии), высшие женские курсы (проф. Гертье в Москве и Бестужевские в Петербурге), Политехнический и Исторический музеи, Третьяковская галерея. | Увеличение процента грамотных с 21% до 30%, возникновение народных университетов (университет Шанявского) и просветительских рабочих обществ, по количеству издаваемых книг Россия вышла на III место в мире. |
Камчатские экспедиции Беринга, составление «Атласа Российской империи», техническое изобретательство Ползунова и Кулибина, исторические труды Татищева и Щербатова, научная деятельность Ломоносова, создание Вольного экономического общества. | Создание неэвклидовой геометрии (Лобачевский), открытия в физике Петрова и Якоби, в области химии — Зимина, кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского, экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, Литке, Невельского, «История государства Российского» Карамзина. | Достижения в области математики (Чебышев, Ляпунов), химии (периодический закон Менделеева), физиологии (Сеченов и Тимирязев), медицины (Пирогов, Боткин, Мечников), экспедиции Семенова — Тянь-Ша некого, Пржевальского, Миклухо-Маклая, изобретательская деятельность Можайского, Жуковского, Попова, Яблочкова, исторические труды Соловьева и Ключевского. | Достижения в области математики (Чебышев, Ляпунов), химии (периодический закон Менделеева), физиологии (Сеченов и Тимирязев), медицины (Пирогов, Боткин, Мечников), экспедиции Семенова- Тянь-Ша некого, Пржевальского, Миклухо-Маклая, изобретательская деятельность Можайского, Жуковского, Попова, Яблочкова, исторические труды Соловьева и Ключевского. |
Становление нового литературного языка, публицистика Прокоповича, силлабо-тоническое стихосложение Тредиаковского, произведения Фонвизина, Державина, Радищева, публицистика Новикова Учреждение первого государственного театра (труппа Ф. Волкова), пьесы Сумарокова, актриса Жемчугова-Ковалева Военные марши, танцевальная музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечественной композиторской школы (Фомин, Пашкевич) Создание ансамбля Петербурга — Леблон, Трезини, Б. Растрелли, Коробов, Еропкин, Земцов — стиль Петровского барокко, позднее барокко — Ф. Растрелли (Зимний дворец), классицизм — Баженов (дом Пашкова), Казаков (дом Благородного собрания), Старов (Таврический дворец) Произведения Глинки, Алябьева, Варламова, Бортнянского, Даргомыжского, оперное искусство («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Каменный гость») | «Золотой век» русской литературы: произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Гоголя, Тютчева, Батюшкова, Некрасова, литературная критика Белинского. | Основное направление — критический реализм, произведения Тургенева, Толстого, Достоевского, Салтыкова- Щедрина, Лескова, Некрасова, Фета, драматургия Островского и Чехова, литературная критика Чернышеского, Добролюбова и Писарева. | «Серебряный век» русской литературы: произведения Толстого, Чехова, Горького, Короленко, Бунина, Куприна, Волошина, символизм Мережковского и Блока, акмеизм Гумилева и Ахматовой, футуризм Бурлюка, Маяковского, Северянина. |
Классицизм -Воронихин (Казанский собор), Захаров (Адмиралтейство), Росси (ансамбль Дворцовой площади в Петербурге), Бове (Большой театр), Монферран (Исаакиевский собор). | Центры театральной культуры — Большой и Малый театры в Москве, Александрийский в Петербурге, драматургия Грибоедова, Гоголя и Островского, русско-византийский стиль — Тон (Храм Христа-Спасителя) «Могучая кучка» (Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков), оперы и симфонии Чайковского, Петербургская консерватория (Рубинштейн), Эклектика — Мейсмахер (здание архива Госсовета), Крокау (Балтийский вокзал), неорусский стиль — Померанцев (здание Верхних торговых рядов) и Семенов (Исторический музей) Творчество Римского-Корсакова, Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Танеева, Ляпунова, расцвет русской оперы (Шаляпин), Модерн — Шехтель (особняк Рябушинского) и Валькот (гостиница Метрополь); неорусский стиль — Щусев. | Центры театральной культуры — Малый и Александрийский театры, драматургия Островского, актеры Ермолова, Садовский, Стрепетова, Мартынов (Казанский вокзал) и Шехтель (Ярославский вокзал, MXAT), не- оклассицизм — Рерберг (Музей изобразительных искусств). | МХАТ Станиславского и Немировича-Данченко, пьесы Чехова, Горького, актеры Юрьев и Комиссаржевская, расцвет русского балета — Мариинский театр и «русские сезоны» Дягилева, танцовщики Павлова, Нижинский. |
Гравюры Зубова, портреты работы Никитина, Матвеева, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, пейзажи Щедрина, скульптура Козловского и Фальконе. | Портреты и пейзажи Брюллова, портреты Тропинина и Кипренского, пейзажи Венецианова, бытовые картины Федотова, работы мариниста Айвазовского, скульптуры Мартоса и Клодта. | Передвижники — Крамской, Перов, Маковский, Мясоедов, Шишкин, Ге, Репин, Суриков, Васнецов; пейзажная живопись — Поленов, Саврасов; портреты Перова, Репина, Ге; историческая живопись Сурикова и Репина, батальные картины Верещагина, работы Врубеля, скульптура Антокольского, Опекушина и Микешина. | Портреты Репина и Серова, объединение «Мир искусства» (Бенуа, Рерих, Сомов), товарищество передвижников (Касаткин, Васнецов, Бродский), авангардисты (общество «Бубновый валет») — творчество Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина, Фалька, Шагала, Филонова, скульптура Трубецкого, Голубкиной, Коненкова. |
Мне по истории нужно заполнить таблицу, туда входит отрасль литература, образование, архитектура, наука и деятели культуры и их достижения, помогите плиииииз!
Думается, лучше в некоторых разделах таблицы уточнять эпоху правления. Например, что цифирные и профессиональные школы были созданы при Петре I. Что касается последних, то это были конкретно: Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. В цифирных же школах давали начальные навыки в математике. Первый музей был тоже открыт при Петре и назывался Кунсткамера.
Таблица вроде и содержательная, но при этом в ней не хватает сути: при правлении какого деятеля все это происходило. Тогда определенные достижения будут увязываться с исторической особой.