Церковь и государство в XVII веке


К началу 40-х годов XVII века в России наметился явственный церковный раскол, связанный со стремлением церковнослужителей к централизации духовной власти, отделением ее от светской и постановке выше по рангу последней.  В это время церковь утратила ведущие позиции, занимаемые ею во времена Смуты и первые годы правления Михаила Романова.  Несмотря на то что Филарет – первый Российский митрополит, стремился скорее к превращению России в теократическое государство, этого не произошло.

Между богословами зародился спор о необходимости подправить некоторые аспекты церковного служения, повышения нравственного облика представителей духовной власти и поиске средств для противодействия проникновению в духовную среду светских канонов.

В этот период в Москве начинает действовать общество ревнителей благочестия, куда входят будущий патриарх Никон и его оппонент в духовных вопросах – Аввакум. Никон предлагал взять за образец для подражания в будущем церковном реформировании греческую церковь, Аввакум же отстаивал необходимость возвращения к старорусским обрядам.

Так возник первый церковный раскол, обострившийся после того как Никон получил патриаршую власть. Никон, как и его предшественник, стремился превратить страну в теократическое государство, но спустя 8 лет борьбы, был лишен сана и отправлен в ссылку.  С уходом Никона раскол не только не прекратился, но продолжился с новой силой, поскольку намеченных им преобразований никто не отменял. Несогласных с Никоном и его последователями стали называть старообрядцами.

Церковный раскол

Реформа

Ее последствия

1. Упорядочение и централизация церковной (а шире – всей духовной жизни) вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.

Нужная, но неумело, поспешно и жестоко осуществленная реформа вызвала Раскол (в него ушло от ¼  до 1/3 русских людей).

Социальный и духовный переворот, вторая после смуты национальная трагедия.

2. Не затрагивались основы православия, только обрядовая сторона (крестный ход по ходу Солнца, 2→3 перстное крещение, «аллилуйя» — трижды, а не дважды).

3. Борьба за укрепление авторитета церкви;

Социальный мотив

  • возвращение к старине;
  • протест против существующих порядков (крепостничество, централизация, гнет правительства);
  • унификация, социокультурные последствия;

Выход спора за церковные рамки, перенос борьбы в массы→ феномен старообрядчества.

Духовный мотив

Недовольство вызвал сам факт вмешательства светской власти в духовные дела, в традиционную культуру. Духовный мир воплощался в «истинной вере». И обрядовая сторона в любой религии чрезвычайно важна.

Истинное православное царство (третий Рим) повредилось.

4. Спор об образцах (древнерусские или греческие книги).

Принципиальный выбор между византийским и западным наследием, а в конечном счете между Россией и Европой.

Конфликт Никона со светской властью (действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для второй половины XVII века).

1658г. – отставка, принятая с неприличной поспешностью.

1666г. – Церковный собор подтвердил отставку.

Старообрядчество:

Сложное, противоречивое явление, отразившее различные идейные воззрения и социальные интересы.

Впервые ИДЕЯ разделила граждан одного государства. Она встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды. Среди старообрядцев были бояре, священники, крестьяне и др.

Характерные черты:

  1. фанатическая преданность старине и идее «Третьего Рима»;
  2. непримиримо-враждебное отношение к власти, светскому знанию, всему новому;
  3. отказ от общения с инакомыслящими, со всеми, кто не разделяет их взгляды;
  4. часто – изуверская форма протеста (коллективное самосожжение).

Старообрядцы увидели в реформе:

  • стремление европеизировать, латинизировать государство;
  • подрыв веры в особую историческую роль России и ее великое будущее;
  • покушение на истинную веру – веру предков, подмену сущности вероучения, ибо государственной властью и церковным руководством овладел Антихрист.

Значение:

Раскол всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Раскол произошел и между официальной светской и духовной властью т значительной частью общества. Он дал толчок общественной мысли, подготовил почву для грядущих преобразований.




  1. Марина

    Отличная таблица! Все четко, кратко, последовательно. Спасибо за такое наглядное и последовательное изложение материала по церковной реформе!

  2. Юлия Носова

    Самые бессмысленные революции и войны совершаются именно из-за веры. В те времена многие даже покинули страну. На месте царя, я бы пресекла все это. Церковь желала стать выше светской власти, иметь больше власти, к тому же мешала развитию и политике. Это было в силах правящей власти, но увы.

  3. belonog-2016

    Народ никогда спокойно не примет церковные реформы. Хотя отделение церкви от светской власти могло бы послужить хорошим образцом проведения таких реформ. Церковь всегда была подчинена государству и неразрывно с ним связана. Можно было бы показать людям другую сторону веры. А вообще такая вещь, как вера в душе каждого человека априори отрицает понятие реформы. Отсюда и приверженность старообрядческву и сопротивление со стороны больших масс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.