Они могут трансформироваться друг в друга и также выполнять функции, первоначально принадлежащие станам-погостам. «Дружинные лагеря» в Подесенье – Шестовицы к западу от Чернигова, Сновск (средний по размерам) – к северу от него, и Левенка (самая маленькая) – возле Стародуба. Все они выполняли функцию концентрации и защиты собранной дани с окружающих племен. Так как автор уже рассмотрел их функциональные, топографические и археологические характеристики в специальных работах, мы не будем приводить их здесь. Более того, эти «дружинные лагеря» совпадают с рассмотренными ранее станамипогостами. Мы можем только подчеркнуть их сходство с «королевскими крепостями» или лагерями викингов в Дании. Постоянные лагеря римских легионеров и краали зулусов тоже очень схожи с ними функционально. Некоторые «дружинные лагеря» выполняли также роль пограничных крепостей. Так, Синин Мост в восточном пригороде Стародуба возник на границе «Росии» и северских «вождеств» на Десне (их столицей был ранее упомянутый «град» Кветунь). В конце Х в. это была небольшая крепость на высоком холме у слияния реки Рассуха и Вабля, которая имела весьма мощные естественные и искусственные укрепления. Рядом находилось площадка с печами для плавления железа из местных руд, необходимого для срочного производства и ремонта вооружения. Позднее, в XI-XII вв. эта крепость с укрепленным посадом – «окольным городом», переросла в небольшой город Синин Мост, упомянутый в летописи под 1155 г. как место встречи суздальского князя Юрия Долгорукого с северским князем Святославом Ольговичем
Находки с Рябцевского археологического комплекса:
В XII в. цепь крепостей (Синин Мост, Росусь, Старый Почеп, Воробийна и другие) располагалась вдоль границы Черниговского и Смоленского княжеств.18 Часть из них превратилась в небольшие города, такие как Синин Мост. Это — крепости на внутренних пограничьях Руси, никак не связанные с обороной от кочевников.
В то же время в южной, украинской и курской частях Подесенья существуют несколько пограничных с кочевниками крепостей, часть которых также стала небольшими городами, а два из них – Путивль и Курск (несмотря на средние размеры) становятся княжескими резиденциями.
Археологические находки удивительны, но я не понял, чем это раньше было? Под номером 52 какие-то кружки, что это? А номер 9?
Такие поселения, по сути, исполняли не только оборонительные функции, но и разведывательные, как например поиски естественных припасов, рек, лесов. Плюс поиски возможных торговых партнеров
А Псков разве нельзя отнести к категории пограничных крепостей? Столько веков он, бедный, принимал на себя атаки со стороны западных завоевателей…
Извините, но Псков никогда не был пограничной крепостью. Во-первых, он не входил ни в одну систему пограничных укреплений (наподобие описанной в статье Подесенской), а во-вторых, Псков до правления князя Довмонта (1266 — 1299 годы) не имел полноценных укреплений, зато на берегу Плесковы всегда стоял обширный рынок. Таким образом, можно сделать вывод, что Псков начинал свою историю не как пограничная крепость, а как посёлок купцов и крупный перевалочный пункт на торговом пути «из варяг в греки» и лишь вторжение немецких крестоносцев в Прибалтику сделало его военным оплотом на западных границах Руси, хотя торгового значения он не потерял.