В 1929 г. была организована крупная антисоветская провокация на Китайско-Восточной железной дороге (Маньчжурия), являвшейся собственностью Советского Союза и управлявшейся на паритетных началах представителями СССР и Китая. Непосредственными исполнителями провокации были северокитайские милитаристы, действовавшие по указаниям гоминьдановского правительства.
10 июля 1929 г. мукденские войска и отряды русских белогвардейцев совершили налет на правление КВЖД в Харбине и на все ее учреждения по всей линии дороги до станции Пограничная. Советская часть управления дороги была насильственно отстранена от выполнения своих функций, советские рабочие арестованы и избиты.
Мукденские и нанкинские власти не шли на мирное урегулирование вопроса и предпринимали все новые насилия на КВЖД в отношении советских граждан. В августе 1929 г. были разорваны дипломатические отношения между СССР и гоминьдановским Китаем. Мукденские войска и русские белогвардейцы начали военные действия против советских войск на Амуре и в Забайкалье. Части Особой Дальневосточной армии (ОДВА) Советского Союза вступили на территорию Дунбэя и разгромили китайских и русских белогвардейцев.
22 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан советско-китайский протокол о восстановлении прежнего положения на КВЖД. Китайское правительство взяло на себя обязательство разоружить белогвардейцев в Китае и выслать из Дунбэя их вожаков. Немедленно после восстановления прежнего положения на КВЖД части ОДВА ушли с территории Северо-Восточного Китая.
Часть проживавших на территории конфликта советских граждан приняла китайскую сторону, другая же оказала сопротивление. Люди увольнялись, организовывали отряды самообороны. Велась пропагандистская деятельность, проводились также и диверсии.
Это была чистого рода провокация, ведь никто в мире не хотел видеть СССР и Китай союзниками. Для обеих стран хорошо то, что они смогли подавить этот мятеж и восстановить прежние отношения.