Развертывание строительства в СССР


В первом году пятилетки началось крупное промыш­ленное строительство. В Донбассе строились Краматорский и Горловский машиностроительные заводы, новые шахты и доменные печи, шла реконструкция Луганского паровозостроительного завода. На Урале сооружались Уральский завод тяжелого машиностроения, Березниковский и Соликамский химические комбинаты, крупнейший Магнитогорский металлургический завод и другие предприятия.

Быстрыми темпами продвигалось строительство Турксиба — Туркестано-Сибирской железной дороги — протяженностью более 1500 км. В год укладывалось до 800 км пути (против 300 км в дореволюционной России и 700 км в Соединенных Штатах Америки). В строительстве этой дороги принимало также участие ме­стное население. В 1929 г. казахи составляли до 80% неквалифицированных и 15% квалифицированных рабочих. 15 тыс. этих недавних батраков и беднейших крестьян стали членами профсоюзов. В районе Турксиба была создана сеть школ, организованы курсы для подготовки машинистов, кондукторов, шоферов и других квалифицированных рабочих.

В 1929 г. началось строительство огромного трак­торного завода имени Ф. Э. Дзержинского около Сталинграда. Страна с напряженным вниманием следила за сооружением первенца советского тракторостроения. Строители превышали мировые рекорды производительности труда. Сборку железных конструкций механосборочного цеха они осуществили за 28 дней вместо 163 дней, намечавшихся американскими инженерами-консультантами. Кладка началась в конце июля, а закончить выполнение плана нужно было к октябрю — ноябрю, так как существовало опасение, что внезапные ранние морозы могут сорвать работу. Ввиду этого приходилось мак­симально сокращать срок бетонирования. Американские и немецкие консультанты сомневались в возможности выполнения такой, как им казалось, непосильной задачи. Однако советские рабочие и инженеры справились с ней.

Между строителями правого и левого берегов Днеп­ра развернулось социалистическое соревнование, охватившее до 10 тыс. рабочих. Комсомольские ударные бригады удвоили производительность камнедробильного завода и почти утроили выработку бетона. Уже в сентябре был побит мировой рекорд кладки бетона: за месяц было уложено 57 тыс. кубометров бетона, тогда как самым быстрым до этого времени считался достигнутый в Соединенных Штатах темп — 52 330 кубометров бетона в месяц.

Развитие социалистического соревнования и ударни­чества способствовало крутому подъему производительности труда: в 1928/29 г. по сравнению с 1927/28 г. она выросла в первом полугодии на 10%, а во втором — на 20,2%. В августе 1929 г. рабочие Луганска выдвинули идею досрочного выполнения пятилетки. Эту инициативу вскоре поддержали рабочие Москвы, Ленинграда, Донбасса и других районов Советского Союза. Состоявшийся в декабре первый Всесоюзный съезд ударных бригад призвал выполнить пятилетку в четыре года.

В 1928/29 г. валовая продукция крупной социалистической промышленности возросла на 23,7% (против 21,4%, намеченных по плану), в том числе продукция тяжелой индустрии на 29,8% (против 25,6% по плану). В связи с этим на 1929/30 г. было предусмотрено увеличение контрольных цифр по основным отраслям промышленности.

В мае 1930 г. началось сквозное движение на Туркестано-Сибирской железной дороге, связавшей хлебные и лесные районы Сибири с хлопководческими районами Средней Азии. В дни первомайского праздника на ленинградском заводе «Электросила» состоялось торжественное открытие нового турбогенераторного корпуса, построенного на 5 месяцев раньше намеченного срока. В Мариуполе в эти же дни был досрочно введен в строй огромный завод цельнокатаных труб для нефтяной промышленности, с пуском которого Советский Союз избавился от необходимости ввозить такие трубы из-за границы. 14 июня — на год раньше срока — закончилось строительство гигантского завода сельскохозяйственного машиностроения в Ростове-на-Дону. 17 июня — на 5,5 месяцев раньше срока — был пущен тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского.

2/5 - (1 голос)


: 1 комментарий
  1. Кирилл Громов

    Это всё конечно замечательно, ударные темпы строительства и прочее, но какими силами это всё достигалось, никого на тот момент не волновало. Хотя отрицать большого прогресса в те годы также нельзя, некоторые из построенных тогда заводов функционируют до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *