Реформация – духовный предвестник конца феодализма


Реформация (от лат. reformare – исправление, преображение) – массовое движение против засилья католической церкви и феодальных порядков в средневековой Европе первой половины XVI века. Реформация положила начало протестантскому движению, в определенном смысле первой европейской буржуазной революции. В период реформации отмечается широкоформатное выступление буржуазии и передовой части дворянства с антиклерикальных позиций против феодальных пережитков.

Первостепенными причинами Реформации стали:

  1. Процесс преодоления последствий феодальной раздробленности.

  2. Формирование централизованных европейских государств.

  3. Кризис экономики натурального хозяйства, спровоцированный:

    • неконтролируемым притоком латиноамериканского золота;

    • изобретением амальгамирования – процесса извлечения благородных металлов из бедных руд или даже песка;

    • разорение банков (ростовщических кредитных организаций) и т. п.

  4. Массовое недовольство в Европе моральным разложением католической церкви.

  5. Церковные поборы перешли грани разумного.

Реальным поводом для начала открытого неповиновения главе католической церкви послужило расширение продаж «райских квитанций» — индульгенций в Германии. Это обстоятельство, наряду с законной «десятиной» и полулегальной практикой продажи церковных должностей превысило кредит доверия большой части верующих и ряд прогрессивных священнослужителей к официальному «папизму».

Реформация началась в 1517 году в городе Виттенберге, там монах-профессор местного университета Мартин Лютер, прибил к двери церкви замка свои «95 тезисов». Следом за германскими княжествами реформация охватила Англию, Голландию, Данию, Норвегию, Швецию, Швейцарию, а так же Венгрию и Чехию. Возникшие в ходе реформации несколько видов протестантских церквей, в общем, стали менее затратными и более простыми. Протестанты внесли демократичные начала в богослужебную практику.

Возглавлявшие Реформацию Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли и другие выступали не против религии вообще и христианства в частности. В основу Реформации они заложили принципиальную перестройку католической церкви в интересах разных социальных слоев и субъектов политики того времени:

  1. Короли и владетельные князья хотели бы вывести церковь из непосредственного подчинения «Святому престолу» и переподчинить ее себе.
  2. Феодалы-рыцари желали бы забрать себе церковные земли.
  3. Горожане вели борьбу за закрытие монастырей и уменьшение церковных поборов.
  4. Бедняки стремились ликвидировать наряду с феодальными порядками и саму католическую церковь.

Реформация привела к расколу Католической церкви на два, как минимум, недружелюбных лагеря. Католики утратили значительную часть своего имущества, а хуже того значительной доли постоянных доходов. Очень серьезно был подорван авторитет Папы Римского в глазах всей европейской общественности.

Попытки «контрреформации», религиозные войны и «кровавые гонения» (например Варфоломеевская ночь 1572 года) не смогли остановить распространение Реформации по Европе и за ее пределами. Католическая церковь сумела отстоять Испанию, Италию, юг Германии, Польшу и Латинскую Америку, потому что здесь феодализм дольше сохранял свои позиции.

В целом, реформация способствовала переходу от феодализма к капиталистической социально-экономической формации.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.