Иго – в истории это система политической, экономической, культурной и социальной зависимости одного государства, завоёванного другим. Чаще всего термин “иго” употребляется по отношению к ситуации, сложившейся на Руси в XIII – XV веках, когда монголо-татарские войска в ходе военного нашествия установили политическую и экономическую зависимость на русских землях.
Иго в широком смысле – это угнетающая, подавляющая и порабощающая властная сила. В узком смысле игом называют угнетение завоевателями покоренных народов.
В мировой истории есть множество примеров этого явления. Победитель получал право разнопланового угнетения поверженной страны (группы народов). Иго, как длительное порабощение, навязанное извне, задерживало всестороннее развитие народов и государств режимом систематического террора, демографического и экономического опустошения подвластных земель.
Варианты использования термина «иго»
В другом варианте слово «иго» использовалось для унижения побежденного противника. Так, у древних римлян был ритуальный обычай, прогонять под арочной конструкцией из копий, сдавшихся в плен полководцев и воинов неприятельской армии. Несчастные поодиночке, лишенные воинских регалий и отличий, без оружия проходили «под иго» на виду у ликующих победителей. Справедливости ради, стоит отметить, что подобной процедуре «ига» не раз подвергались и сами римские легионеры и военачальники.
Когда идет речь об угнетении порабощенных народов, тогда к слову «иго» прибавляют уточняющее прилагательное, например: «персидское иго», «турецкое иго» и, применительно к нашей стране «монголо-татарское иго». Этим понятием иллюстрируется более чем двухвековые отношения с Золотой Ордой. Устоявшаяся в историческом дискурсе концепция «монголо-татарского ига» в определенной мере условна.
Турецкое иго
Турецкое иго – система зависимости болгарского государства от Османской Империи в XIV – XIX веках. Долгое время Болгария находилась под влиянием турецкого султана и была вынуждена участвовать во всех внешнеполитических конфликтах Турции, предоставляя в распоряжение османских войск своих солдат.
Отличительной чертой турецкого ига считается нетерпимость к местной христианской религии. В период ига на территории Болгарии была установлена власть константинопольского патриарха.
Болгарский народ не смог смириться с зависимостью и оказывал сопротивление захватчикам. Наиболее известными восстаниями являются восстание Константина и Фружина, Первое и Второе Тырновские восстания, а также восстание Карпоша. Все эти восстания были подавлены, однако в 1878 году в ходе национально-освободительной революции Болгария получила независимость.
Персидское иго
Персидским игом называется ситуация, сложившаяся на территории Армении в XVII – XVIII веках. В это время государство было разделено на две части – одна находилась под властью Турции, другая в персидском владении.
В каждой части были установлены административные и налоговые органы, осуществлявшие управление и сбор податей с завоёванного населения. Но к концу XVIII века положение Армении начало улучшаться – особое развитие получило сельское хозяйство и торговля.
Особенности «монголо-татарского ига»
Словосочетание «монголо-татары» возникло в первой половине XIX века в связи со стремлением официальных историографов устранить несоответствие в историко-географической традиции. Топоним «Монголия» — очаг агрессии и общепринятое в средние века название этноса «татары» привели к появлению словообразования «монголо-татары». В сочетании со словом «иго» получилось общеизвестный термин – «монголо-татарское иго».
Угнетенные жители покоренных монголо-татарами русских княжеств жители в эпоху зависимости Руси от Орды не пользовались словом «иго». Хотя само понятие довольно широко использовалось для обозначения угнетающего подавления, поклажи, ноши, узды, хомута, ярма и т.п. («работное иго», монашеское «иго Христово»). Слово «иго» в описаниях русско-ордынских отношений впервые появляется в польских хрониках Яна Длугоша от 1479 года. В самой России про «иго» стали говорить во второй половине XVI века, и то в «работном» смысле.
Слово «иго» по отношению к периоду монголо-татарского владычества в России применил Николай Карамзин. Желая усилить впечатление читателей, он привел слово иго в изначальном значении «хомута» надетого на шею обобщенной Руси.
«Последний летописец» (Н. М. Карамзин) использовал термин «иго» как художественный эпитет, понятие «монголо-татарское иго» введено в исторический лексикон после публикации «Истории государства Российского».
Монголо-татарское иго
Монголо-татарское иго установилось в результате военного нашествия кочевников в 1237-1242 годах. Зависимость устанавливалась неравномерно и имела различную силу в разных княжествах.
Русский народ был вынужден платить монголо-татарам налоги – их сбором занимались особые ханские представители баскаки. Часто сбор налогов происходил жестокими способами, так как местное население оказывало значительное сопротивление.
Зависимость выражалась также и в назначении князей в отдельных княжествах. Ханы выдавали ярлыки на княжение, что означало их поддержку и одобрение кандидата. Именно в этот период особого расцвета достигло Московское княжество. Политика московских князей была нацелена на сохранение хороших отношений с монголо-татарским правительством, что позволяло развивать московские земли, не боясь набегов со стороны завоевателей.
Особенностью монголо-татарского ига была лояльность ханов к местной религии и культуре. В этот период не наблюдалось особого давления на церковь и духовенство – это позволило русскому народу сохранить свою самобытную и развитую культуру, несмотря на долгие годы ига.
Русские князья всё же пытались оказать сопротивление и свергнуть монголо-татарское иго. Освободительная борьба проходила в несколько этапов и растянулась на долгие столетия.
Так, в 1301 году князь Даниил Александрович одержал победу над монголо-татарским войском под Переяславлем-Рязанским, что позволило присоединить Коломну к Московскому княжеству. Именно это территориальное изменение положило начало дальнейшему росту и расширению границ Московских земель.
Значимым событием также была битва на Воже в 1378 году, в которой войско Мамая было разгромлено дружиной князя Дмитрия Ивановича.
Переломным моментом монголо-татарского ига была Куликовская битва 1380 года. Победа Дмитрия Донского отмечена во многих исторических и поэтических книгах – она стала толчком для пробуждения русского народа к освободительной борьбе.
Окончательное свержение монголо-татарского ига произошло только через 100 лет в 1480 году в Стоянии на реке Угре.
А как именно Армения получила освобождение в период персидского ига? По поводу монголо-татарского ига могу сказать, оно хоть и навредило нам, но культура не была угнетена, народ научился объединяться. Я даже думаю, что именно это стало как бы обучением, в будущем мы также сильно сплачивались.
Конечно, изначально это не выглядело как иго, потому что славянские народы сами принимали помощь или продовольствие. Интересно, что такое сотрудничество в определенный момент привело к полной зависимости славян. Если бы это иго было насильственным и наброшенным на народ сразу же, в один миг, то было бы сопротивление. Здесь же все иначе. Порабощение было постепенным.