Иго – тяжкая порабощающая сила, нравственный гнет


Иго в широком смысле – это угнетающая, подавляющая и порабощающая властная сила. В узком смысле игом называют угнетение завоевателями покоренных народов. В мировой истории есть множество примеров этого явления. Победитель получал право разнопланового угнетения поверженной страны (группы народов). Иго, как длительное порабощение, навязанное извне, задерживало всестороннее развитие народов и государств режимом систематического террора, демографического и экономического опустошения подвластных земель.

Варианты использования термина «иго»

В другом варианте слово «иго» использовалось для унижения побежденного противника. Так, у древних римлян был ритуальный обычай, прогонять под арочной конструкцией из копий, сдавшихся в плен полководцев и воинов неприятельской армии. Несчастные поодиночке, лишенные воинских регалий и отличий, без оружия проходили «под иго» на виду у ликующих победителей. Справедливости ради, стоит отметить, что подобной процедуре «ига» не раз подвергались и сами римские легионеры и военачальники.

Когда идет речь об угнетении порабощенных народов, тогда к слову «иго» прибавляют уточняющее прилагательное, например: «персидское иго», «турецкое иго» и, применительно к нашей стране «монголо-татарское иго». Этим понятием иллюстрируется более чем двухвековые отношения с Золотой Ордой. Устоявшаяся в историческом дискурсе концепция «монголо-татарского ига» в определенной мере условна.

Особенности «монголо-татарского ига»

Словосочетание «монголо-татары» возникло в первой половине XIX века в связи со стремлением официальных историографов устранить несоответствие в историко-географической традиции. Топоним «Монголия» — очаг агрессии и общепринятое в средние века название этноса «татары» привели к появлению словообразования «монголо-татары». В сочетании со словом «иго» получилось общеизвестный термин – «монголо-татарское иго».

Угнетенные жители покоренных монголо-татарами русских княжеств жители в эпоху зависимости Руси от Орды не пользовались словом «иго». Хотя само понятие довольно широко использовалось для обозначения угнетающего подавления, поклажи, ноши, узды, хомута, ярма и т.п. («работное иго», монашеское «иго Христово»). Слово «иго» в описаниях русско-ордынских отношений впервые появляется в польских хрониках Яна Длугоша от 1479 года. В самой России про «иго» стали говорить во второй половине XVI века, и то в «работном» смысле.

Слово «иго» по отношению к периоду монголо-татарского владычества в России применил Николай Карамзин. Желая усилить впечатление читателей, он привел слово иго в изначальном значении «хомута» надетого на шею обобщенной Руси. «Последний летописец» (Н. М. Карамзин) использовал термин «иго» как художественный эпитет, понятие «монголо-татарское иго» введено в исторический лексикон после публикации «Истории государства Российского».


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.