Для решения вопроса о русско-турецких отношениях в Москве был созван в 1642 г. Земский собор.
- Выборные люди единогласно соглашались оставить Азов за Россией, но одновременно жаловались на свое тяжелое положение.
- Дворяне в свою очередь обвиняли приказных людей в вымогательствах при раздачах поместий и денег.
Таким образом, Земский собор превращался в место для выяснения отношений между представителями различных сословных групп населения. Тяжкие повинности и денежные платежи обостряли общественные отношения.
В провинции ходили слухи о скорой «смуте» в Москве. Население в тяжелых условиях того времени фактически было готово к всеобщему восстанию против бояр. Положение внутри государства было настолько тревожным, что нельзя было и думать о войне с Турцией.
Правительство отказалось от защиты Азова и предложило казакам оставить город. Казаки были вынуждены покинуть крепость, разорив ее до основания. Оборона Азова оставила глубокий след в русском фольклоре, в прозаических и поэтических повестях. В одной из таких повестей есть слова, как бы подытоживающие неравную и героическую борьбу за Азов: «Была казакам слава вечная, а туркам укоризна вечная».
Летом 1655 г. русские войска при поддержке украинских казачьих отрядов двинулись на запад и в течение осени освободили от польско-шляхетского гнета западноукраинские земли вплоть до Львова.
Азов нам нужен, но воевать за него мы не хотим. Нам нужен выход к Чёрному морю, но сражаться за него мы не будем. Крымские татары постоянно разоряют наши земли, но бороться мы с ними не будем. Интересная политика Михаила Фёдоровича.
Вот если бы земский собор регулярно созывался, то не было бы такого конфликта между сословиями, и Азов бы сохранили, и заставили бы турок бояться.
Именно на этом Соборе стали очевидные противоречия между сословиями и необходимость в сосредоточении власти в единоличных руках царя, что и произошло вскоре, так как в середине 17 века Земские Соборы собираться перестали.