Основной причиной роста массовой народной борьбы являлось возраставшее разложение крепостного хозяйства и развитие капиталистических отношений. Помещик усиливал крепостническую эксплуатацию: увеличивал барщину и оброк, расширял барскую запашку за счёт крестьянской земли. Росло обезземеление крестьянства. Голодные 1820—1823 годы сыграли свою роль в росте крестьянского движения. Аграрный кризис 20-х годов ещё более ухудшил положение крестьян: затруднения в сбыте хлеба обострили нужду помещика в деньгах; чтобы получить недостающие ему денежные суммы, помещик усиливал эксплуатацию крестьян.
Рост феодальных повинностей и наступление помещиков на крестьянскую землю были основными причинами роста крестьянских волнений. По далеко не полным данным И. Игнатович, в течение первой четверти XIX в. произошло не менее 281 волнения помещичьих крестьян, причём более двух третей этого количества падает на послевоенные годы (1813—1825). Волнения распространялись на целые волости и уезды с числом участников в несколько тысяч человек, всё чаще вводились войска для усмирения крестьянских выступлений. Особенно значителен был размах крестьянских выступлений в 1815—1820 гг. Если до Отечественной войны ежегодно происходило по 7—9 волнений помещичьих крестьян в год, то в 1815—1820 гг.—по 17—25 волнений в год.
Возрастали волнения затяжного характера, длившиеся по нескольку лет. В связи с ростом оброка в 1817 г. вспыхнули волнения в имении помещика Кашталинского в Порховском уезде, Псковской губернии, длившиеся пять лет и подавленные вооружённой силой. Резкое увеличение оброка привело в 1817— 1819 гг. к восстанию двадцати деревень в имении помещицы Грибоедовой в Костромской губернии; восставшие крестьяне вооружились 300 ружьями и даже одной пушкой и вступили в схватку с присланными против них карательными войсками. С 1813 по 1820 г. длились волнения в имении помещика Мещанинова в той же Костромской губернии, охватившие девять соседних деревень; в 1820 г. волнения перекинулись в соседнее имение помещицы Абалдуевой, где восстало более тысячи крестьян. Крупнейшим волнением этого времени было восстание крестьян на Дону, длившееся с 1818 по 1820 г.
В конце XVIII в. царское правительство особыми указами закрепило земли по Дону и его притокам за казацкой старшиной и приравняло казацкие чины к общеармейским. Указом 1796 г. крестьяне, записанные по 5-й ревизии на землях того или иного помещика, признавались его крепостными. В силу этого казачьи чины (командный состав) фактически оказались новым дворянством, получили землю и крепостных. Новые донские помещики резко усилили эксплуатацию крестьянства. В начале XIX в. войсковой атаман начал созывать съезды донского дворянства, распространять на него права дворянского самоуправления. На Дону к этому времени скопились значительные массы крестьян-новосёлов, большей частью украинцев, искавших тут спасения от крепостной неволи и вновь попавших в крепостное состояние. Усиление крепостного угнетения особенно остро чувствовалось крестьянами при сравнительной новизне крепостных отношений на Дону. В этой обстановке и возникло донское крестьянское движение против крепостного права.
Александр I опирался на старое дворянство и не был склонен расширять привилегированное сословие за счёт новых донских дворян. В 1819 г. был учреждён особый донской комитет для упорядочения землевладения на Дону. Царский рескрипт, в котором упоминалось о злоупотреблениях крепостным правом, получил в толковании крестьян значение чуть ли не «освободительной» грамоты и послужил поводом для усиления стихийных крестьянских волнений.
Волнения начались по реке Салу, левому притоку Дона, перекинулись на правую сторону Дона, охватили весь Миусский округ, часть Донецкого, а также некоторые уезды Екатеринославской губернии. В движении участвовало более 45 тыс. крестьян. Во многих деревнях крестьяне отказывались работать на помещика, выбирали сами своих начальников из крестьян, оказывали вооружённое сопротивление усмирительным отрядам. Усмирением крестьян руководил генерал-адъютант Чернышёв. В 256 селениях волнения были подавлены только при помощи военной силы. После подавления волнений к суду было привлечено около 400 человек. Расправа была чрезвычайно жестокой: 263 человека были присуждены к телесным наказаниям — кнуту, плетям, многие сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь.
Волнение крестьян в этот период носили самые разнообразные формы. Часто они писали общие петиции в вышестоящие инстанции, веря в справедливость царского суда, совершали самовольные переселения, отказывались от выполнения распоряжений начальства, от уплаты новых налогов. Но именно выступления крестьян 1825 года отличаются массовостью, сплоченностью и единством требований.
Про массовость возражений нет, а вот про «сплоченность» и «единство требований» не соглашусь, достаточно вспомнить отзывы бунтовавших крестьян о наказании декабристов были в основном одобрительными, сетовали только на то, что кнутом их не отходили, как самих крестьян.