В конце XIX – начале XX вв Россия переживала небывалый экономический подъем. Несмотря на то, что страна оставалась преимущественно аграрной, помимо сельскохозяйственного сектора бурно развивалась промышленность. Столь активный рост получил название индустриализации.
Большую роль в становлении промышленность сыграло развитие железнодорожных путей сообщения. В сущности, именно железная дорога стала тем необходимым стимулом, подстегнувшим рост и машиностроения, и металлургии, и деревообрабатывающей промышленности. Однако процесс модернизации в России начала XX века носил лишь догоняющий характер, то есть империя пыталась достичь уровня развитых европейских стран.
Среди особенностей российской экономики особенно стоит отметить высокую роль государства в ее становлении. Выражалось это в участии казны в большом количестве промышленных предприятий – так, в 1900 году государственные компании принесли немногим менее половины годового дохода государства. Однако в целом этот аспект оборачивался скорее минусом, чем плюсом – в результате такой активности снижалась конкуренция, а следовательно, и развитие экономики в целом, так как в тех отраслях промышленности, где участие государства было наиболее высоко, практически не появлялся частный бизнес.
Еще одним минусом от высокой активности государства в промышленности была минимализация политической роли буржуазии. Новым промышленникам было нечего противопоставить официальной политической доктрине, а потому никакого веса в формировании внутренней политики государства они не имели.
Сильные и слабые стороны российской экономики:
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Особенности экономики России
- ставка на ж/д строительство
- техническая отсталость при высокой степени концентрации производства
- монополии – вследствие узости рынка, Ане порождение свободной рыночной стихии; следствие политики государства
- борьба двух тенденций – развитие свободной рыночной конкуренции и искусственное ее сдерживание (разрушение механизмов, стимулировавших технический прогресс)
- совпадение по времени индустриализации и монополизации
- наличие кустарной промышленности
Три главных особенности:
- сжатые сроки
- смешение этапов
- противоречивая роль государства
Несмотря на все плюсы, к сожалению, стране не удалось выйти на более высокий уровень. Да, развитие железной дороги сыграло одну из важных ролей, но сегодня железная дорога вновь дала «трещину».
Возможно, выйти не получилось из-за отсутствия времени и возможности у некоторых политиков. Здесь сразу вспоминается Столыпин…
Говоря о, казалось бы, избыточной роли государства в экономике, не следует забывать про то, что мультиэтническое, многоконфессиональное, имеющее самую большую в мире территорию государство должно сохранять свой суверенитет. Опыт показал, что рыночные реформы подорвали стабильность в огромной стране.