Складывание государства с центром в Москве, преобразования в сфере общества и политики стали предпосылками к конкуренции разнообразных идей и теорий, направленных на удовлетворение потребностей различных слоев русского государства. Интересно то, что, пытаясь найти решение определенной проблемы, авторы различных теорий обращались не к религии, а разуму. Но несмотря на это религиозное мировоззрение оставалось превалирующим и им приходилось искать пути решения оставаясь в жестких рамках.
Публицистика
Шестнадцатый век часто именуют временем расцвета публицистики, но это скорее преувеличение, чем правда. Самые ожесточенные распри охватили только начало шестнадцатого века и угасли под конец правления Ивана 4. Ведь довольно проблематично высказать свое мнение, учитывая тот факт, что тебя могут легко казнить. Более того, начало проведения политики опричнины означало конец плюрализма мнений и отсутствие возможности находить недостатки и преимущества в различных путях развития государства.
Так или иначе споры публицистов стали почвой для реформ, которые в последствии проведут члены Избранной рады. Но, к сожалению, Избранная рада не мыслила так широко, поэтому факт того, что затрагиваемые публицистами темы, были намного шире, чем реформы 1550-15560 годов остается фактом.
Публицист | Идеи |
---|---|
Матвей Башкин | Отрицание церковных обрядов, тайной исповеди, поклонения иконам; осуждение холопства (считал, что это противоречит идеям христианства и отпустил на волю всех подчиненных холопов). |
Феодосий Косой | Отрицание официально принятой церкви; все люди равны. |
Федор Карпов | Государство и общество стоит основывать опираясь на соблюдении законодательства. |
Иван Пересветов | Образование государства дворян во главе которого будет стоять монарх с абсолютной властью; в ведении царя находятся жизнь и имущество всех подчиненных, но править он должен, по правде. |
Андрей Курбский
| Сословно-представительская монархия, присутствие выборных из разных слоев общества на Земском соборе. Осуждение репрессий без суда и массовым казням Ивана Грозного. |
(см. «Исторические деятели»)
Просвещение и книгопечатание
Теория и её освоение были однотипными для каждого, кто решился взяться за учебу. Обучение начиналось с юных лет, поначалу материал просто заучивался и воспроизводился много раз. Научившись читать азбуку, люди брались за Часослов, в котором находился свод молитв и ряд церковных текстов; далее изучали Псалтирь, письмо, и в заключение нотную грамоту. Математика заканчивалась простыми арифметическими операциями по типу сложения и вычитания, иногда – умножения и деления. Полноценных учебников тогда не было, тем не менее имелись краткие справочники по грамоте и математике.
Большой вклад в развитие культуры внесло распространение книгопечатания. Напечатанные на первых станках книги стоили дорого. Возникновение таких книг было приурочено прежде всего к нуждам церковным. Печать церковной литературы позволяла предотвратить многочисленные ошибки, возникавших при переписи рукописных изданий. С ходом времени книгопечатание станет корнем просветительской деятельности.
Зодчество
Благодаря поиску новых решений в архитектурном искусстве, возник новый для России шатровый стиль. Новый стиль предполагал венчание храмов шатром, определяющий во многих аспектах композиционное решение всей постройки. Нет одного конкретного мнения, из какой страны в русскую архитектуру пришел шатер. Многие культурологи предполагают, что это вероятнее всего Италия, но существует также мнение, что этот стиль мог быть перенят с деревянной архитектуры северной Руси. Самым известным храмом этого стиля является храм Вознесения в Коломенском, построенный по случаю рождения Ивана Грозного.
Следующий шедевр зодчества, безоговорочно можно венчать памятником и символом целой эпохи правления Ивана Грозного – популярный не только в России, но и за её пределами, Покровский собор на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, построенный в честь взятия Казанского княжества. (см. раздел «Осада и штурм Казани в 1552 г.»)
Характерные особенности культуры при Иване Грозном
В шестнадцатом веке продолжалось формирование великорусской народности, что во многом предопределило дальнейший характер развития историко-культурного процесса. Создается духовная и культурная среда для появления памятников общенационального значения, целью которых было увековечить могущество самодержавной власти и торжество православия.
Видео для лучшего усвоения материала:
Использованная литература:
История России: учебник/ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2014. – 528 с.