Законы царя Хаммурапи


Законы Хаммурапи — один из древнейших памятников права, появление которого относится к последним годам царствования Вавилонского правителя – царя Хаммурапи и датируется сер. XVIII в. до н. э.

История создания законов Хаммурапи

Хаммурапи – правитель Вавилона, живший в 1792-1750 гг. до н. е. В правление он получил небольшую страну, которая включала в себя кроме Вавилона ещё несколько крупных городов. Царю удалось захватить практически всю Месопотамию. Он показал себя как хороший политик и военный стратег.

До появления законов Хаммурапи общество управлялось на основании обычного права – неписаных законов, эти законы могли сильно отличатся в разных регионах страны. Для эффективного управления был необходим единый кодекс законов. Основой для него послужили ранние кодексы, более узкой направленности и нормы обычного права.

Законы выбиты клинописью на аккадском языке на каменной стеле. Верх стелы украшает рельефный рисунок и изображением бога солнца Шамаша, сидящего на троне и самого Хаммурапи. Шамаш протягивает к царю некий предмет. Данный рисунок словно подтверждал богоизбранность царя и, соответственно, сами законы переданы богами, а не придуманы людьми.

Общая характеристика и структура законов

Текст закона включает в себя пролог, основную часть, состоящую из 282 пунктов и эпилог. 35 пунктов из 282 затёрты на самой стеле, но исследователи смогли их восстановить часть из них по глиняным табличкам с текстами законов, найденных в Сузах и Ниневии.

Законы Хаммурапи составлены максимально продуманно. Они охватили все сферы жизни и все слои населения. Именно эти законы стали основным источником информации, наряду с археологическими находками, позволившими систематизировать знания по организации власти и общества, а так же, быт жителей древнего Вавилона. Все статьи можно условно разделить на несколько частей по смысловому значению.

  • 1- 5, основные принципы правосудия;
  • 6- 126, право собственности и договоры;
  • 127 – 195, семейное право и порядок наследования;
  • 196 – 214, преступления против личности;
  • 215 – 282, кража имущества и договорные отношения.

Пролог и эпилог написаны в эпическом стиле. Пролог даёт божественное обоснование прав Хаммурапи на престол. В эпилоге подчёркивается божественное начало в самих законах. Кроме наказания, установленного в кодексе, тем, кто не чтит и не исполняет кодекс, сами боги пошлют кару. К тем же, кто законы почитает, боги будут благоволить.

Принципы правосудия

Первые несколько статей посвящены основным принципам правосудия. Так, человек, обвинивший другого, был сам наказан, если не предоставлял доказательств вины обвинённого. За ложные обвинения в самых страшных преступлениях, таких как убийство или колдовство и наказание было максимально жестокое – смерть.

Чтобы судья внимательно относился к каждому делу, для него тоже предусматривалось наказание. В случае, если судья изменит решение, он должен выплатить сумму иска в двенадцатикратном размере и лишался своего судейского места пожизненно.

Общинная, храмовая и царская собственность

Кража храмового или дворцового имущества непосредственно с территории каралась смертной казнью. Та же участь постигала мародёров во время пожаров и стихийных бедствий. За создание пролома в стене с целью проникнуть на территорию, виновного казнили и закапывали прямо на месте преступления.

Если вор украл царское или храмовое имущество вне территории дворца или храма, его обязывали выплатить нанесённый ущерб в тридцатикратном размере. За кражу у мушкенумов — свободных общинников, вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если у преступника не было денег для возмещения ущерба, наказание – смертная казнь.

Земельные наделы воинов

Недвижимость военного класса особо защищалась законом. Речь идёт именно о той земле, которую воин получал за службу, кроме этого, он мог иметь собственный земельный надел, на косоротый распространялись те же правила, что и на общинные земли.

Землевладение, давали за службу без права распоряжения. Надел можно было передать по наследству только с условием несения службы наследником. Если воин отсутствовал более трёх лет, надел отчуждался, его могли передать наследнику, или забрать. Если воин отсутствовал менее года, своё имущество он получал обратно без всяких разбирательств. В индивидуальном порядке рассматривались случаи, когда воин отсутствовал от 1 до 2 лет.

Если воин находился в плену, то ему возвращается поле и сады, не зависимо от времени отсутствия. В это время его наделом может управлять сын, если он уже способен нести службу, если нет, жене давалась лишь треть надела, до тех пор, пока сын не вошёл в возраст.

Правонарушения и операции с недвижимостью

Большое внимание в законах Хаммурапи отводится вопросам земельной собственности и отношениям между арендатором и арендодателем. В аренду задавались территории пахотного земледелия и сады. В условиях жаркого климате Вавилона основной была ирригационная система земледелия, поэтому в стране тщательно следили за надлежащим использованием всех пригодных земель.

Если арендатор не обработал землю, он обязывался выплатить арендатору ущерб, в размере возможного урожая. Если урожай погибал, независимо от причины, до уплаты аренды все убытки нёс арендатор, после уплаты – убыток делился пополам между арендатором и владельцев земли.

За безответственное ведение хозяйства тоже следовало наказание. Каждый землепользователь обязан следить за частью ирригационной системы, на его участке. Если по халатности заливало соседские поля, он обязан был выплатить полный ущерб. Ущерб так же в полной мере возмещался, в случае потравы урожая скотом.

Особые условия были по аренде садов. Основной садовой культурой была финиковая пальма. Дерево требует постоянного ухода, и начинает плодоносить лишь на 10 – 15 год с момента высадки, поэтому и аренда садов стоила намного больше, чем участков под вспашку.

За вырубку дерева без ведома хозяина, полагался штраф в размере 0.5 мины серебра (примерно 250 гр.). Если урожай оказался плохим из-за плохого ухода, он полностью отдавался владельцу земли. Однако, закон защищал и простого человека, так запрещалась сдавать в кабальную аренду финиковые сады. Земледельцу давали отсрочку до созревания урожая и получения прибыли в уплату долга.

Торговля и коммерческая деятельность

Многие записи из этой категории были разрушены и не восстановлены. Законом ограничивался рост процентов по займу. Заёмщику разрешалось расплачиваться не только деньгами, но и натурой. Злоупотребления со стороны кредитора ограничивались. Контролировалась и деятельность корчемниц. Такие, казалось бы, несерьёзные нарушения, как отказ принимать в уплату за сикеру зерно, или использование гирь с повышенным весом карались смертной казнью.

При получении долго в залог можно было оставить члена семьи или раба. Если в залог был оставлен свободный человек, после трёх лет служения его отпускали, раба же могли перепродать дальше. Заложника запрещали убивать, но если он умирал по естественным причинам, кредитору это ничем не грозило.

Распространена была практика отдавать на хранение вещи или зерно, за определённую плату. Акт передачи подкреплялся договором и проводился при свидетелях. Без договора претензии не принимались. В случаи кражи имущества хранителем или отказа от факта передачи, при доказательствах хранитель обязывался возместить все в двойном размере. Если хранимое имущество украли воры, хранитель должен возместить утерянное. Если человек заявлял о краже, которой не было, с него взималось указанное им в двойном размере в пользу общины.

Наследство и семейные отношения

Статьи, касающиеся семейного права, ярко показывали патриархальный уклад общества. Развод разрешался только в случае измены со стороны жены или её отказа от близости. Если муж попадал в плен, жена имела право на новое замужества только в случае крайней нищеты, но когда возвращался первый супруг, она обязывалась вернуться к нему. Если же жена повторно вышла замуж, а вернувшийся муж мог доказать, что пропитание у неё было, это приравнивалось к измене и виновницу топили.

В то же время, закон защищал женщин. За изнасилование карали смертной казнью. Женщина имела право на имущество, и его не могли забрать за долги мужа. Вдова могла распоряжаться имуществом мужа, пока не вырастали наследники мужского пола. Вопрос о повторном замужестве решался только через суд.

Закон защищал права детей от рабынь и приёмных детей. Бесплодная женщина могла позволить рабыне родить сына, и он считался законным наследником. Ребёнок, которого приютили в младенчестве, навсегда оставался в приёмной семье. Если же ребёнок усыновлён в сознательном возрасте, он мог вернуться к найденным родителям.

Защита прав личности

В случае нанесения побоев в драке или убийства наказание зависело от сословного положения потерпевшего. За авилума наказание давалось по принципу «око за око», за мушкенума наказание ограничивалось соразмерным штрафом. Рабы относились к категории собственности и рассматривались как ущерб имуществу.

За телесные повреждения женщине наказаний не предусматривалось, кроме особого случая. Если у избитой беременной произошёл выкидыш, на избивавшего налагался штраф, размер которого зависел от социального положения женщины. За убийство свободной женщины наказанием было убийство, а более низкого ранга – соответствующий штраф.

Правила найма и рабского труда

Сюда относятся правила регулирующие следующие отношения:

  • Ответственность за лечение врачей и ветеринаров и оплата их работы;
  • Правила работы строителей и корабельщиков;
  • Правила аренды сельскохозяйственного инвентаря, скота и судна;
  • Установленные тарифы найма разных категорий работников и оплата труда. Сельхоз работники получали оплату зерном, все остальные – серебром;
  • Купля продажа рабов.

В данном разделе чётко фиксировалась оплата за любой наёмный труд и здесь же прописывалась ответственность за проделанную работу, или порчу арендуемого скота. К примеру, самым распространённым наказанием для рабов было отрезание мочки уха. За некачественную работу наказание было разнообразным, от компенсации убытков и наложения штрафа, до смертной казни. Смертью, к примеру, карались строители, если поствоенный ими дом рушился, и хозяин при этом погибал.

Историческая ценность законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи являются важным источником для изучения истории древнего востока. Он дал возможность углубить и расширить умение расшифровывать клинописные тексты. Кодекс снабдил исследователей обширным материалом для исследований.

Из него узнали не только о восточном праве. Здесь сконцентрирован огромный пласт информации о классовой структуре общества, сведения о хозяйственной деятельности, торговле, семейных отношениях. Сегодня исследователи продолжают работу по восстановлению затёртых статей по другим, дошедшим до нас спискам.


Литература и дополнительные материалы по теме:

  • Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М. 1994.
  • Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952.
  • Кузищин В.И. История древнего востока. М. 2003.
  • Кузищин В.И. История древнего востока. Тексты и документы. М. 2002.
5/5 - (2 голоса)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *