Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана


В ноябре 1930 г. председателем Госплана СССР был назначен В. В. Куйбышев, а председателем ВСНХ СССР — Г. К. Орджоникидзе. Деятельность этих организаторов народного хозяйства способствовала решению задач социалистической реконструкции промышленности.

Отсталость технического оборудования, изношенность подвижного состава привели к тому, что железнодорожный транспорт стал узким местом в быстро развивав­шемся народном хозяйстве страны. Пленум ЦК Компартии, состоявшийся в июне 1931 г., дал директиву произвести коренную техническую реконструкцию железных дорог, ведущим звеном которой должна была стать элек­трификация, а также построить ряд новых железнодорожных линий, повысить заработную плату железнодорож­никам, улучшить их жилищно-бытовые условия и т. д.

Пленум принял также решение «О московском го­родском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР». В нем намечались перспективы реконструкции столицы Советского Союза Москвы и других важнейших старых промышленных городов, а вместе с тем и строительства новых социалистических городов.

По мере создания новых предприятий, оснащенных передовой техникой, все более острой становилась задача освоения этой новой техники. Между тем в стране не хватало квалифицированных, технически грамотных кадров. Тракторный завод имени Ф. Э. Дзержин­ского, построенный с учетом последних достижений науки и техники, долгое время работал с большим отставанием от плана выпуска тракторов. Одной из причин этого было слабое знание новой техники руководителями, инженерами и рабочими, неумение их слаженно работать в условиях поточного производства. Трудности подобного рода наблюдались и на многих других предприятиях. Коммунистическая партия выдвинула лозунг «Техника в период реконструкции решает все!». Это был призыв к овладению техникой, к организации ра­боты на социалистических предприятиях поновому. Чтобы ускорить подготовку инженеров и техников из среды рабочих и трудящихся крестьян, была расширена сеть промышленных академий, в которых обучались руководящие работники социалистической промышлен­ности, и в несколько раз увеличено количество высших и средних технических учебных заведений. Правитель­ство пошло на то, чтобы готовить кадры в самом процессе производства и эксплуатации машин на новых предприятиях.

В 1930—1931 гг. были «раскрыты и разгромлены вредительские организации, тормозившие развитие народного хозяйства: «Промышленная партия», кулацко-эсеровская «Трудовая крестьянская партия», меньшевистское «Союзное бюро РСДРП» и др. В то время их состав и деятельность характеризовались следующим образом. «Промпартия» объединяла верхушку старой буржуазной технической интеллигенции и занималась вредительством преимущественно в промышленности. Главари «Промпартии» Пальчинский, фон Мекк и др., состоя на службе в советских учреждениях, старались разрушать отдельные участки народного хозяйства, намеренно тормозили развитие важнейших отраслей про­мышленности. «Промпартия» была тесно связана с бывшими русскими капиталистами, находившимися за гра­ницей, которые в свою очередь поддерживали связь и с иностранными империалистическими кругами, разрабатывая совместно с ними планы интервенции против Советской страны. «Трудовая крестьянская партия» вредительствовала в области сельского хозяйства. Возглавлявшие ее антисоветские элементы яростно отстаивали интересы кулачества, боролись против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Вредительская организация, объединившая охвостье меньшевистской партии и действовавшая под названием «Союзное бюро РСДРП», обосновалась в Госплане, ВСНХ, Центросоюзе, Госбанке и некоторых других учреждениях. Участники этой вредительской группы проводили свою подрывную работу главным образом в области пла­нирования народного хозяйства».

«Контрреволюционные вредительские организации» были ликвидированы также на Украине, в Белоруссии и других республиках.

Исключительно остро стоял вопрос об обеспечении предприятий рабочей силой. Результатом текучести кадров были частые поломки и простои машин, их преждевременный износ, уменьшение выработки, повышение себестоимости продукции.

Предприятия перешли к организованному набору рабочей силы в порядке договоров с колхозами. Были так­же приняты меры к механизации тяжелых и трудоемких производственных процессов, преодолена существовавшая ранее уравнительность в оплате труда, когда почти одинаково оплачивался труд квалифицированный и не­квалифицированный, тяжелый и легкий.

До конца первой пятилетки не удалось полностью преодолеть текучесть рабочей силы в промышленности, но осуществленные мероприятия обеспечили ускоренный темп развития социалистической промышленности. В 1931 г. в строй вступили предприятия с основным капиталом на сумму в 3,5 млрд. рублей, что равнялось основному капиталу предприятий, построенных за предшествующие 2,5 года.

В Москве возник один из крупнейших в мире заводов по производству грузовых автомобилей — завод АМО, рассчитанный на выпуск 25 тыс. грузовиков в год. Другой крупный автомобильный завод был пущен в Горьком. Сошли с конвейера первые тракторы в Харькове. Вошел в строй завод комбайнов в Саратове производительностью в 20 тыс. машин в год. Уральцы сдали в эксплуатацию первую очередь Уральского завода тяжелого машиностроения.

В течение этого года было введено в эксплуатацию 79 новых угольных шахт и 4 новые доменные печи. Мощность пущенных электростанций почти равнялась мощности электростанций, введенных в строй за 2 предыдущих года.

Многие отрасли промышленности и отдельные пред­приятия выполнили свои пятилетние планы досрочно. За два с половиной года завершила выполнение пятилетки нефтяная промышленность, за 3 года — электротехническая, машиностроительная, рыбоконсервная и некоторые другие отрасли.

Общий объем продукции всей социалистической промышленности СССР в 1931 г. возрос на 21%, а объем продукции тяжелой индустрии — на 28%.

На предприятиях развернулось социалистическое соревнование за овладение техникой, за увеличение производительности труда. Создавались комбинаты рабочего образования, технические кружки, школы и курсы. По призыву Центрального Комитета ВЛКСМ 50 тыс. молодых рабочих поступили без отрыва от производства в институты заочного обучения для повышения своей квалификации до уровня инженеров и техников.

С 1931 г. в промышленности, на транспорте и в строительстве началось движение за внедрение хозяйственного расчета — самоокупаемости предприятий. По инициативе бригады формовщиков на ленинградском машиностроительном заводе им. Ленина, а затем и на других заводах и фабриках страны возникли хозрасчетные бригады.

В 1932 г. в строй вступили два гиганта советской металлургии — Магнитогорский и Кузнецкий заводы. 31 января была задута первая магнитогорская домна, а 7 июня — вторая, получившая почетное наименование Комсомольской, так как от рытья первого котлована до установки самых сложных механизмов эта домна была результатом труда комсомольских ударных бригад. В конце года рельсопрокатный стан Кузнецкого завода вы­дал первые рельсы.

28 марта 1932 г. в плотину Днепрогэса был уложен последний кубометр бетона. Работая по встречному плану (т. е. по плану, выдвинутому самими рабочими), ударники досрочно, к празднику 1 Мая, закончили монтаж первых турбин гидростанции. 10 октября 1932 г. состоялось торжественное открытие Днепрогэса.

Вошли в строй действующих Московский завод шарикоподшипников, станкостроительные и инструментальные заводы в Москве и Горьком, первая очередь Березниковского химкомбината и т. д. На сотнях старых предприятий завершилась коренная реконструкция.

К концу четвертого года пятилетки продукция всей социалистической промышленности составила 96,4% уровня, намеченного пятилетним планом на последний год пятилетки, а продукция тяжелой промышленности — 109,8% этого уровня.




  1. andrey1704

    При всех минусах советской власти стоит отметить, что она довольно много времени уделяла техническому прогрессу, который в конечном итоге был благом для всего населения. Строительство заводов и предприятий, а также жилья для людей было обязательным и непрекословным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.