Русская культура второй половины 19 века


Отмена крепостного права, развитие капитализма ускорили научно-технический прогресс, что требовало большого количества образованных людей: инженеров, юристов, квалифицированных рабочих. В пореформенную эпоху складывается новый общественный слой — российская интеллигенция. Новые явления духовной жизни России и Европы рубежа XIX—XX вв. вызвали к жизни поиск новых художественных методов, изобразительных средств. Этот период, продолжавший и развивавший достижения «золотого века», подготовил «серебряный век» русской культуры.

Потребность в профессионально образованных работниках вызвала расширение системы начального образования, что позволило повысить уровень грамотности населения приблизительно до 30% в начале XX в. Начальное образование давалось государственными, земскими и церковно-приходскими школами. Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах. Значительную роль в распространении научных знаний и воспитании у народа интереса к чтению сыграло развитие издательского дела: издание дешевых учебников, букварей, художественной литературы сделало их общедоступными. В этом исключительно велика заслуга И.Д. Сытина и Ф.Ф. Павленкова, издававших серии научно-популярных книг для массового читателя.

Идет процесс дальнейшей дифференциации наук на фундаменталь­ные и прикладные. Величайшим вкладом в мировую науку было открытие Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также достижения A.M. Бутлерова, Н.Д. Зелинского в области химии, П.Л. Чебышева, СВ. Ковалевской в области математики, А. Г. Столетова, А.С. Попова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского в области физики и механики. Целые направления в науке возникли в результате энциклопедической деятельности В.И. Вернадского. Продолжались исследования русских географов — П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая и др.

В это время работают выдающиеся историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. В Москве открыли свои двери посетителям первая московская публичная Румянцевская библиотека (1862), Политехнический (1872) и Исторический (1883) музеи, в Петербурге — Русский музей (1898).

В творчестве Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова сохраняются традиции критического реализма. В развитие русского драматического театра неоценимый вклад внес А.Н. Островский, с именем которого тесно связан Малый театр в Москве.

Окончательно оформляется русская национальная музыкальная школа, в частности в творчестве композиторов «Могучей кучки», названной так музыкальным критиком В.В. Стасовым: М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова и др. Композиторы П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин подняли отечественное музыкальное искусство на высочайший уровень. Важнейшими центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге и других городах, императорские Мариинский и Большой театры.

В области изобразительного искусства побеждает реализм. В 1870 г. выпускники Академии художеств, не желающие мириться с официальной академической живописью, создают «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. «Передвижники» И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков стремились сделать искусство близким народу, активно занимались просветительской работой. К концу столетия на смену передвижникам приходят другие направления. Близка французской школе импрессионистов живопись И.Л. Левитана, В.А. Серова. Многие художники искали новых живописных форм (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев.). В 1880-е гг. в Москве открылась Третьяковская галерея, названная по имени ее основателей — предпринимателей и меценатов братьев П.М. и СМ. Третьяковых. В 1892 г. она была передана в дар городу.

Для архитектуры этого времени характерна эклектика — смешение стилей. Постепенно поиск национального стиля привел к развитию «русско-византийского» («неовизантийского») стиля с использованием элементов древнерусского зодчества. Ярким примером служит ансамбль Красной площади: здание Исторического музея (В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (А.Н. Померанцев), соседнее с ними зда­ние Городской думы (Д.Н. Чичагов).

Во второй половине XIX в. возводятся многие монументальные скульптуры: памятник А.С. Пушкину в Москве (A.M. Опекушин, 1880), «Тысячелетие России» в Новгороде (М.О. Микешин) и др. Архитектура и градостроительство непосредственно зависели от направления экономического развития России в пореформенные десятилетия. Теперь не аристократические дворцы, а банки, магазины, вокзалы, доходные дома определяли общий облик городов России.




  1. nehamster

    Вероятно, ни до, ни после той эпохи в России не было одновременно столько гигантов мысли и гениальных властителей дум. А Лев Толстой и Достоевский, кажется, до сих пор оказывают на русское мировоззрение большее влияние, чем кто-либо из ныне живущих писателей.

  2. bukova.vika11

    Какие были великолепные художники того времени! Настоящие мастера своего дела. Живопись Левитана просто захватывает. Особое достижение – открытие Третьяковской галереи, где могут храниться работы великих художников.

  3. Aoidos

    «В это время работают выдающиеся историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский»

    Еще Н.И. Костомаров и М.И. Богданович (военно-исторические работы). Весь XIX век шли попытки также создать универсальную энциклопедию на русском языке. В 1861—1863 гг. выходил «Энциклопедический словарь», в пять изданных томов которого вошли со слова на «А».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.