Теория «Москва – третий Рим»


Москва – третий Рим – это идеологическая установка религиозно-политического характера с мессианским содержанием. Интерпретация популярной в средневековой Европе теории переноса «мирового царства» (translatio imperii). Когда вслед за сменой эпох и изменением мирового порядка, функции имперской державы переходят из одной страны в другую. Эту концепцию европейцы использовали в Средние века как идею, легитимирующую монархическую власть.

Первой «мировой империей» признавался Древний Рим на Тибре. «Второй Рим» — это Константинополь (Византийская империя), а «третьим Римом» сразу не определились. Священная Римская империя была противовесом Византии и не могла ей наследовать. Претензии болгарского Тырново в XIV в. серьезно никто не воспринимал. Ну а формула «Москва – третий Рим» провела аргументированную аналогию преемственности от Рима к Константинополю и Византийской империи к России.

Теория «Москва – третий Рим» высказанная в начале XVI века подчеркивала преемственность первопрестольного «сердца России» от Рима первого и второго, олицетворявших идею мировой империи. Это делало Россию страной исключительной значимости – «мировым царством». По факту, многие признаки свидетельствовали о законности притязаний России на наследование славе Константинополя:

  • Русь приняла христианство византийского обряда;
  • монархические династии были связаны брачно-родственными узами;
  • Россия переняла государственную символику.

Москва, ставшая центром возродившейся Русской державы, имела все предпосылки для того, чтобы взять на себя роль наследницы византийской империи. Принято считать, что такую идею впервые устно сформулировал митрополит Зосима. А старец Филофей, насельник Елеазарова монастыря на Псковщине в 1523 и 1524 годах, направил властям два письма: одно на имя дьяка Мунехину, другое лично Великому князю Московскому Василию III.

В письмах монах обосновал тождественность Московского государства и мистической христианской крепости – Ромейского царства. Филофей поставил в один династический ряд императора Константина Великого, князя Владимира Святого и самого Великого князя Василия III. Мысль о том, что: «что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать» стала расхожей в обосновании политической и религиозной целесообразности миссии Российской монархии.

Теория «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать» изначально несла в себе не столько политический, сколько эсхатологический смысл. Доводы инока Филофея основывались на том, что оба первых Рима изменили православной традиции и в наказание за это прекратили свое существование. Москва по праву должна стать «всемирным царством», а если и она предаст православное вероучение, то «четвертого Рима» не последует. Ведь нет в мире другого православного государства, сопоставимого с Россией. Такое положение дел будет означать конец времен.

В наше время тезис «Москва – третий Рим» утратил свой политико-религиозный смысл, однако продолжает существовать в переносном значении, как обоснование древности и исторической значимости столицы и самого Российского государства.

1.5/5 - (2 голоса)


: 10 комментариев
  1. allu23

    Странная статья-таблица, не очень понятно, на каком основании некоторые факты и утверждения были отнесены именно к теории Москва — третий Рим, все-таки хотелось узнать не о том, какое положение было тогда, а что именно подразумевалось под этой идеей и как отразилась на народе, как ее воспринимали. Уж очень негативный взгляд.

    1. Rjvbccfh

      Идеей старца Филофея была религиозная абсорбция исторического опыта Римской империи Московским княжеством. В ней состоялась историческая легитимизация крупнейшего государства Европы. Выстраивалась концепция амбициозного развития страны в определенном направлении.

  2. Мария Цветкова

    И все же в те времена слишком зазнался Иван Васильевич III. Так верить в превосходство «русской веры» над греческой. Еще и хотел признания своего величия от Европы и турецких султанов…

    1. Иван

      Вера тут на втором плане а на первом была власть. Долго и трудно он возвращал себе то что принадлежало ему по старине. Это гений своего времени.ТРЕТИЙ РИМ —!472г.Читайте -гордитесь и завидуйте.

  3. Стэйси

    Москва – третий Рим, а четвертого не дано. После того как Римская империя пала, было справедливо отдать главенство Москве, так как она приняла христианство. Во главе было два правителя, светский и духовенство.

  4. Иван

    Иван-3 это гений своего времени. Третий Рим-1472г. Читайте — гордитесь и завидуйте.

  5. Иван

    Рссияне показываю исторический документ.Написано все по русски—ivanstory.narod.ru

  6. Витовт

    Всегда хочется выглядеть круче, чем ты есть на самом деле. В те времена Москва никак не могла соревноваться по величию с Римом или Константинополем в период их расцвета. Это был провинциальный, по меркам Европы, город. Это не был центр ремесел, науки, искусств, там не было пересечения важных торговых путей. Неудивительно, что Петр I перенес столицу.

  7. Иван

    Что написано пером то не вырубишь топором. Такой документ действительно дошел до нашего времени и его составили в Италии при Сиксте-4. Турок уж очень там боялись…. . Но современные ученые в упор его не видят знаний и чуйки у них не хватает или находятся под давлением…. .

  8. Rajwen

    Возможно, концепция Третьего Рима ещё применялась для обоснования претензий России на Константинополь. Но эти планы так и не были осуществлены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *