Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг


1. Большие перемены. Итоги Второй мировой войны, закончившейся капитуляцией Германии и Японии, были полностью подведены в феврале 1947 г., когда в Париже состоялось подписание мирных договоров государств антигитлеровской коалиции с бывшими союзниками Германии — Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией, Финляндией. В отличие от ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, на этот раз речь не шла о появлении большой группы новых суверенных государств в Европе. В основном возрождались довоенные государства, хотя границы их в ряде случаев изменялись: граница между Германией и Польшей устанавливалась по рекам Одеру и Нейсе, к СССР отошла часть Восточной Пруссии с Кенигс­бергом (переименованным в 1946 г. в Калининград) и др. В составе СССР остались также территории, присоединенные в 1939—1940 гг., — Латвия, Литва, Эстония, Молдавия и др.

Завершение войны повлекло за собой больше, чем пересмотр границ, оно привело к качественным переменам в общественном развитии. Разгром нацистско-фашистского блока и свержение оккупационных режимов, подъем освободительной борьбы народов способствовали демокра­тизации политической жизни. Тысячи людей считали, что мир должен измениться к лучшему и, более того, что они завоевали право решать, каким он должен быть. Эти устремления нашли наиболее масштабное отражение в учре­дительных документах Организации Объединенных Наций, созданной в 1945 г. (учредительная конференция ООН проходила в американском городе Сан-Франциско). Здесь были сформулированы основные ценности и задачи нового международного сообщества: предотвращение войн, поддержание международного мира и безопасности, утверждение прав человека и равноправия наций, содей­ствие экономическому и социальному прогрессу в мире. В большинстве европейских стран в первые послевоенные годы значительную роль играли антифашистские силы, тогда как правые, профашистские и коллаборационистские партии сошли со сцены. В 1944—1947 гг. у власти во многих государствах находились коалиционные правительства, в которые наряду с представителями набиравших политический вес консервативных партий и либералов входили социалисты и коммунисты (так было в Бельгии, Италии, Франции, некоторое время — в Дании и Норвегии). Коалиционные правительства, созданные на базе организаций Национального фронта, действовали также в странах Восточной Европы с той разницей, что здесь ведущую роль играли левые партии — коммунисты и социал-демократы, хотя активно работали и известные с довоенных времен политики (например, Э. Бенеш возглавлял правительство Чехословакии, С. Миколайчик входил в состав польского правительства).

Важнейшие демократические завоевания были узаконены в конституциях второй половины 40-х гг., например в конституции Четвертой республики во Франции (1946), итальянской конституции 1947 г. (вступила в действие в 1948 г.). Наряду с основными политическими свободами и правами в них утверждалось равноправие мужчин и женщин, устанавливались право на труд и соответствующую выполненной работе оплату труда, право на социальное обеспечение и образование, право рабочих участвовать в управлении предприятиями, предусматривался переход в собственность государства некоторых предприятий (с возмещением их стоимости владельцам) и др.

Во многих странах после войны была проведена национализация отдельных предприятий и отраслей промышленности. Национализировались заводы, банки, принадлежавшие фашистам и коллаборационистам (особенно в Италии, Франции), а также важные для развития национальной экономики, требовавшие значительных капиталовложений отрасли, — транспорт, связь, электроэнергетика, угольная и газовая промышленность (в Великобритании, Скандинавских странах). Общий итог этих мер заключался в усилении регулирующей роли государства в экономике.

Значительное продвижение произошло в рассматриваемый период в социальной сфере: во многих странах вводились пенсии по старости, страхование в случае болезни, до 2—3 недель увеличились оплачиваемые отпуска, предусматривались пособия для многодетных семей, устанавливалось дифференцированное налогообложение для граждан с высокими и низкими доходами.

К концу 40-х гг. XX в. во многих странах Западной Европы политический маятник сместился вправо: к власти пришли партии консервативного толка, существовавшие еще до войны (в Бельгии, Нидерландах) или созданные в середине 40-х гг. (Движение в защиту республики во Франции, Христианско-демократическая партия в Италии, блок ХДС/ХСС в западных оккупационных зонах Германии). Начался новый этап в политическом развитии западноевропейских стран.

В странах Восточной Европы в 1948—1949 гг. коалиционные правительства также были заменены, но уже коммунистическими правительствами. В некоторых странах установились однопартийные системы (Албания, Венгрия, Румыния, Югославия), в других существовали несколько партий (Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия), но всюду вся полнота власти сосредоточилась в руках коммунистических партий.

Таким образом, государства Западной и Восточной Европы от относительно сходных ситуаций первых послевоенных лет разошлись к противоположным политическим системам.

2. Начало «холодной войны». Двухполюсный мир. С завершением войны определилась новая расстановка сил в мире. Государства, ранее сотрудничавшие в борьбе против нацистской Германии и ее союзников, теперь руководствовались исключительно собственными интересами, стремились усилить свои позиции в мире. Особенно явными стали противоречия между западными державами во главе с США, с одной стороны, и СССР — с другой. Установив в Германии оккупационные зоны, а в Европе сферы влияния, бывшие союзники старались поддерживать там близкие им по политической ориентации силы — буржуазно-демократические или коммунистические. В ставшей широко известной речи У. Черчилля в американском городе Фултоне (1946) был представлен образ Европы, разделенной «железным занавесом» на две части. Речь Черчилля сразу после ее публикации вызвала осуждение как в СССР, так и со стороны некоторых западных политиков. Однако вскоре отмеченные в речи тенденции усилились. Вехами на пути раскола Европы и мира на два лагеря стали события, связанные с принятием плана Маршалла (с 1947 г.), разделением Германии на два государства (1949), установлением коммунистических режимов в странах Восточной Европы (1948—1949).

В 1947 г. президент США Г. Трумэн провозгласил, что политика его страны должна предусматривать помощь «свободным народам, которые не хотят подчиняться вооруженным меньшинствам или внешнему давлению» (под вооруженными меньшинствами подразумевались коммунисты, а под силой, оказывавшей внешнее давление, — Советский Союз). В соответствии с этим государственным секретарем США Дж. Маршаллом был предложен план по оказанию экономической помощи европейским государствам в процессе послевоенной реконструкции. Для стран Восточной Европы участие в этой программе обусловливалось их отказом от исключительной ориентации экономики на СССР. План Маршалла подписали 16 западноевропейских стран. Что касается государств Восточной Европы, они по настоятельной рекомендации советского руководства, опасавшегося усиления американских пози­ций в зоне своего влияния, отказались даже от участия в обсуждении плана на Европейской экономической конференции. Руководители Чехословакии, решившие все же направиться на конференцию, были вызваны в Москву для «вразумления», после чего вынуждены были изменить свои намерения. Министр иностранных дел Чехословакии Я. Масарик сказал об этом эпизоде близким ему людям: «Я ехал в Москву как свободный министр, а вернулся как сталинский батрак».

Вопрос о расколе Германии в течение десятилетий вызывал споры современников и историков, пытавшихся ответить на вопрос: кто в этом виноват? В длинной цепи событий выделяются следующие действия: объединение трех западных зон оккупации в одну и создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти; принятие в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута; проведение в западной зоне в 1948 г. сепаратной денежной реформы; установление с 24 июня 1948 г. до 5 мая 1949 г. блокады Западного Берлина советскими войсками (в это время был создан так называемый «воздушный мост» — американские самолеты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий и т. д.); принятие 8 мая 1949 г. западногерманской конституции и выборы в бундестаг; провозглашение в сентябре 1949 г. Федеративной Республики Германии; образование 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики. (Подумайте, как вы ответите на поставленный выше вопрос, рассмотрев эту последовательность событий.)

К концу 40-х гг. противоречия между западными державами и СССР переросли в противостояние и соперничество. 25 сентября 1949 г. советское телеграфное агентство (ТАСС) сообщило о том, что в СССР проведено испытание атомного оружия. В начале 1950 г. Г. Трумэн заявил о начале работ по созданию в США водородной бомбы. «Холодная война» набирала обороты.

Противостояние двух блоков было закреплено созданием военно-политических и экономических организаций. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора — НАТО. 9 мая 1955 г. в работе сессии НАТО впервые приняла участие делегация Федеративной Республики Германии. Экономическую интеграцию в странах Западной Европы стало осуществлять Европейское экономическое сообщество (так называемый Общий рынок), основанное в марте 1957 г. шестью странами (состав его участников расширялся).

В странах Восточной Европы сначала была основана (в январе 1949 г.) организация экономического сотрудничества — Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в который вошли СССР и восемь восточноевропейских государств. 14 мая 1955 г. (сопоставим эту дату с приведенными выше датами из истории НАТО) было объявлено о создании Организации Варшавского договора, куда вошли СССР, Албания (в 1961 г. она прекратила членство в ОВД), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. В 50—60-е гг. к «восточному блоку» присоединились Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, Куба.

Сформировавшийся в результате названных событий биполярный мир просуществовал до начала 1990-х гг. 3. Крушение колониальной системы. Мировая война и ее итоги вызвали существенные изменения не только в Европе. В Юго-Восточной и Южной Азии борьба народов Китая, Кореи, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Индонезии против японских оккупантов привела к освободительным революциям и провозглашению независимых государств (в 1945 г. — во Вьетнаме, Индонезии, Лаосе, в 1948 г. — в Корее, в 1949 г. — в Китае). Франция, Нидерланды и другие метрополии пытались силой восстановить свое господство (одной из наиболее масштабных попыток такого рода стала затяжная война Франции в Индокитае в 1945—1954 гг.). Конфликты приобрели международный характер, одни участники получали помощь со стороны СССР, Китая, государств «восточного блока», другие — со стороны США. Результатом был раскол Вьетнама и Кореи на государства с различным строем, установление сфер влияния в данном регионе.

В Индии, чьи материальные и человеческие ресурсы Великобритания использовала в годы войны, также был поставлен вопрос о безотлагательном предоставлении независимости. Правительство метрополии признало неизбежную необходимость этого шага, но стремилось растянуть процесс деколонизации. В 1947 г. Британская Индия была разделена по религиозному признаку на два доминиона — Индию с преобладающим индусским населением и Пакистан с мусульманским населением. В 1950 г. провозглашением Республики Индия, флаг которой поднял над Красным фортом в Дели Дж. Неру, завершилась вековая борьба народов этой страны за независимость.

В 50-е гг. началось освобождение от колониальной зависимости народов Ближнего Востока и Северной Африки. Здесь также сказались новые веяния. Одно из первых решений о деколонизации в этом регионе было принято в конце 40-х гг. при определении судьбы бывших итальянских колоний. Они не передавались державам-победительницам, как это происходило еще в начале века, а получили независимость (например, Ливия) или перешли на определенный срок под опеку ООН. Тогда же была принята резолюция Генеральной ассамблеи ООН об образовании на территории Палестины, находившейся до того под управлением Великобритании, арабского и еврейского государств (1947). Следует подчеркнуть, что наряду с изменением международной ситуации решающую роль в появ­лении на карте мира новых суверенных государств сыграли массовые освободительные движения.

О том, насколько трудным и драматичным был путь к свободе, свидетельствует пример Алжира. В этой французской колонии после Второй мировой войны начался подъем освободительного движения, переросший с 1954 г. в вооруженную борьбу. Ее возглавил Фронт национального освобождения. В 1958 г. революционные силы провозгласили Алжирскую республику. С этого времени алжирский вопрос стал важнейшим фактором политической истории Франции. После прихода к власти президента Ш. де Голля независимость Алжира была признана (в 1962 г.), несмотря на сопротивление ультраколониалистов.

ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИФЕСТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕС­ПУБЛИКИ ИНДОНЕЗИЯ (НОЯБРЬ 1945 г.)

Провозглашение 17 августа 1945 г. Республики Ин­донезии представляло собой кульминационный пункт стремления индонезийского народа к независимости... В настоящее время голландское правительство и голландский народ должны будут прийти к определенному решению относительно Индонезии. Намерены ли они слепо выполнять указания кучки эгоистических и своекорыстных капиталистов и империалистов, толкающих молодежь Голландии на рискованное предприятие по подавлению Индонезии, или же они обладают проницательностью и способностями для того, чтобы приспособиться к изменившимся условиям и путем мирных переговоров обеспечить себе и своим потомкам в нашей стране преобладающее положение, которое они занимают в торговле и промышленности, создавая тем самым себе возможность жить и обогащаться в мире и безопасности?

В 60—70-е гг. получили независимость большинство африканских государств. Кульминационными датами и этом процессе историки называют Год Африки — 1960 г., в течение которого освободились 17 стран, и 1974—1975 гг., когда распалась последняя колониальная империя — португальская.

В молодых суверенных странах на первый план выходили проблемы не только преодоления последствий колониальной зависимости — деколонизации, но и определения стратегии развития в новых исторических условиях — трансформации. Анализируя путь, пройденный государствами Азии и Африки во второй половине XX в., историки выделяют две альтернативные линии преобразований: консервация, т. е. возврат к традиционным устоям общества, или модернизация, т. е. продвижение к современному индустриальному обществу. Противоборство или попытки сочетания того и другого составили своего рода нерв в истории стран Азии и Африки во второй половине XX в.




  1. Виктория

    Интересно, кому эта «холодная война» принесла пользу? Завуалированные намеки, скрытые угрозы и показные приветствия, что это дало двум державам? Раскол Вьетнама, Кореи и остальных стран. Но основной смысл в этом разделение, какой? По-моему мнению в погоне за властью создавались только новые проблемы.

  2. Еременко

    А законы диалектического развития мира никто не отменял, а поэтому смысл разделения мира на две противоборствующие системы в Холодной войне заложен в «законе единства и борьбы противоположностей». Наши «заклятые друзья» явно или подспудно знают, что решать свои проблемы роста без врага невозможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.