В 1775 году российские войска уничтожили Запорожскую сечь, в 1782 году было ликвидировано гетманство, а в 1784 – полково-сотенное устройство Гетманщины. С этого момента в истории Украины начинается период борьбы за национальное возрождение – эпоха, во время которой не существовало ни украинских государственных образований, ни украинских военных формирований, а развитие нации происходило в основном в сфере культуры.
При изучении периода 1784–1914 годов история Украины рассматривается как история народа, порабощённого двумя империями: Российской и Австрийской. История Надднепрянской, или «Большой» Украины (укр. Велика Укра їна), входившей в состав России, и история Галиции, находившейся под властью Габсбургов, изучаются параллельно.
В контексте истории Надднепрянской Украины изучаются многие факты общероссийской истории: подробно изучаются крепостничество, отмена крепостного права, основание университетов, строительство железных дорог и экономический бум конца ХIХ века. Из многочисленных войн, которые Россия вела в ХIХ веке, в школах Украины предметно изучают только две: Войну 1812 года и Крымскую. При их изучении уделяется внимание роли в них украинцев: в первом случае – формированию казаческих частей, а во втором – участию украинского населения в боевых действиях и снабжении русской армии.
Пристальное внимание в украинских учебниках уделяется национальному движению: Кирилло-Мефодиевскому братству, Обществу имени Тараса Шевченко и другим. Изучается и деятельность декабристов, но фокус наводится на деятельность Южного общества, на выступление декабристов под Киевом и на предложение Никиты Муравьёва создать на территории Украины несколько штатов в составе федеративной России.
Роль царизма в истории Украины оценивается в целом отрицательно. Особенно вредным считается отрицание самостоятельности украинского языка и украинского народа. Украинские школьники крепко запоминают информацию о Валуевском циркуляре 1863 года (запрете преподавания на украинском языке) и Эмском указе 1876 года (запрете украинского книгопечатания). Государственной украинофобии учебники противопоставляют просветительскую деятельность частных «Громад» и «Просвит», открывавших украиноязычные школы в сёлах Украины.
При изучении истории Галиции особое внимание уделяется участию украинцев в австрийской революции и украинско-польскому противостоянию. Особенно внимательно изучаются события 1848 года, борьба украинского населения за отмену барщины, восстание Лукьяна Кобылицы и его деятельность в австрийском парламенте, а также просветительская и издательская деятельность «Русской троицы». Упоминается и москвофильское движение в Галиции, которое оценивается как движение искренне заблуждавшихся патриотов. События рубежа ХIХ – ХХ веков в Галиции (Галичине) описываются в контексте борьбы украинцев за разделение австрийской коронной земли Галиция на польскую и украинскую части.
В начале ХХ в Галиции и в Надднепрянской Украине началось создание политических партий. Изучение их деятельности и событий на Украине в годы первой русской революции завершает школьный курс истории «большого» ХIХ века.
Как могла формироваться «нация» в условиях феодализма знают только украинские историки и обществоведы. Те у кого «свет в окне» обособление от России сводят многогранную и полиэтничную историю края, которую сейчас называют страной к описанию галицийских событий.