Традиционное общество


Традиционное общество — исторически самый ранний тип общественной организации. Характерная особенность такого общества — стремление сохранить культуру и хозяйственный уклад такими, какими они являются изначально.

Стран с полностью традиционным обществом в современном мире осталось немного. Это в основном самые бедные и неразвитые страны Африки.

Общая характеристика традиционного общества

Традиционное общество также именуют аграрным. Сельское хозяйство изначально было единственной сферой экономики, освоенной человечеством. Главным фактором производства в таком обществе является земля. При этом хозяйство ведётся примитивными методами — как правило, господствует малопродуктивный ручной труд.

Из-за низкой продуктивности ручного сельского труда полноценная торговля в традиционном обществе отсутствует или сведена к минимуму: господствует натуральный обмен, когда излишки одних продуктов заменяются на другие, недостающие продукты.

Основным производимым продуктом в традиционном обществе является пища. В меньшей степени производится одежда, в ещё меньшей — предметы домашнего обихода.

Социальная организация

В традиционном обществе социальная сфера на замкнутых группах — сословиях, кастах, родовых общинах. Переход из одной социальной группы в другую затруднён. Утверждается, что каждый должен заниматься «своим делом». В таком обществе имеет место жёсткая социальная иерархия и одновременно с этим — преобладание коллективных интересов над частными.

Социальная организация в аграрном обществе отражает стремление людей к «надёжности». Каким бы несправедливым ни казался заведённый порядок, он проверен многими десятилетиями и даже столетиями, поэтому позволяет заранее подготовиться к любым возможным неприятностям. Какое-либо изменение порядка приводит к новшествам, результаты которых невозможно предсказать. Для такой организации опасность представляют любые индивидуальные действия, поэтому стремление к личной свободе не приветствуется.

Коллективная собственность на землю и средства производства позволяет не допустить сильного имущественного расслоения, которое, в свою очередь, может привести к серьёзным социальным потрясениям.

Для традиционного общества характерна авторитарная власть, в основном монархическая. Престол передаётся по наследству, народное волеизъявление (выборы, митинги, петиции) отсутствует.

Ценность человека в традиционном обществе определяется не его личной деятельностью, трудовыми качествами, а местом, которое он занимает в общественной иерархии. Такую солидарность принято называть «механической»: вклад каждого члена общества в «общее дело» состоит не в активных действиях, а лишь в поддержании изначального положения вещей.

Культура в традиционном обществе

Традиционный тип общественной организации сложился тогда, когда человек ещё не был оторван от природы. Зависимость от природных стихий была всеобъемлющей, и изменить это какими-то действиями было невозможно. Количество собранного урожая главным образом зависело от погоды, наличия осадков, разливов рек, засухи и морозов — и лишь в последнюю очередь от трудовых усилий (распашка земли, посев, полив, внесение удобрений и т. д.).

Такое положение человека определило его мировоззрение, стало основой культурной жизни, философии и религиозных представлений. Собственно, именно в традиционном обществе религия играет господствующую роль. Естественный, природный порядок вещей объявляется «созданным богом» или «богами» — сверхъестественными сущностями, которые гораздо сильнее человека. «Противоестественное» поведение человека может вызвать гнев богов, которые обязательно накажут грешника.

Традиционная культура описывает мир как нечто целостное, синкретичное. Она не допускает аналитическое исследование мира, его изучение и критическое осмысление. Всякое вмешательство в мироздание и попытка его изменения трактуется как «грех».

В традиционном обществе культура каждого племени или народности имеет обособленный характер, взаимное проникновение элементов разных культур затруднено. Это объясняется несколькими причинами — низким уровнем грамотности, религиозными предрассудками, ксенофобией. В традиционных коллективах подозрительно и даже враждебно относятся к чужакам. Действительно, ведь представитель другого племени может оказаться вором, разведчиком или каким-то другим врагом. Впрочем, заимствование элементов другой культуры время от времени происходит: например, другое племя живёт в лучших климатических условиях, а значит, бог этого племени сильнее и милосерднее.

Вообще весь посыл традиционной культуры направлен на физиологическое выживание и, следовательно, на постоянный страх перед врагами. Люди в традиционном обществе имеют слишком мало времени для того, чтобы проводить фундаментальное изучение мира, устанавливать закономерности и определять, откуда на самом деле может исходить «враг».

Распорядок дня, занятия людей, их увлечения, развлечения в традиционном обществе характеризуются постоянством, единообразием и привязанностью к сезонным изменениям климата. Одни и те же песни, танцы, религиозные обряды сопровождают посев, уборку урожая, свадьбы, похороны, строительство дома и другие виды работ, каждый год празднуются одни и те же праздники и соблюдаются одни и те же посты. Изменения в проведении этих мероприятий воспринимаются обществом в штыки.

Исчезновение традиционного общества

Принято выделять три типа общественной организации:

  • традиционный,
  • индустриальный
  • постиндустриальный.

Для смены типа общества необходимы определённые революционные процессы. Традиционное общество, существующее с незапамятных времён, начало переходить в индустриальное в середине XVIII века, когда в Англии ручное производство было заменено машинным. В европейских странах переход к индустриальному типу завершился к середине XIX века.

Обычно трансформация общества воспринимается людьми достаточно болезненно. Люди, живущие традиционным укладом, оказываются не готовы к внезапным изменениям. Для них переход общества на новый уровень оборачивается крушением «вечных» ценностей, потерей идеалов и смысла жизни, а также ухудшением материального положения.

Основная причина такого восприятия перемен заключается в том, что мировоззрение традиционного человека вообще не допускает каких-либо изменений. Такой человек верит в незыблемость своей картины мира и поэтому даже не задумывается о том, что что-то может поменяться.

Конечно, изменения имели место и в традиционных культурах, однако там они происходили крайне медленно. Небольшая подвижка происходила в течение жизни нескольких поколений, так что отдельный человек ничего не замечал. Кроме того, в древних обществах изменения носили волнообразный характер: например, ускоренное развитие городов сменялось возвратом к чистому аграрному укладу. А те коренные изменения, которые происходили в XVIII — XIX веках, были очень быстрыми, внезапными и, главное, необратимыми.

В сравнении с этим переход индустриального общества в постиндустриальное воспринимался не столь болезненно, и человечество было к нему лучше подготовлено. В индустриальную эпоху человек изначально настроен на постоянные изменения, он вовлечён в них и способен прогнозировать дальнейшее течение событий.

«Нетрадиционные» общества древности

Несмотря на то, что древность и средневековье в целом представляли собой господство традиции, уже в то время существовали общества, которые нельзя считать полностью традиционными. Вот некоторые примеры таких обществ:

  • Древнегреческие города-государства;
  • Средневековые европейские самоуправляемые города;
  • Англия и Нидерланды XVI — XVII веков;
  • Древний Рим.

Появление таких общественных формаций было связано в первую очередь с развитием торговли. Вместе с ней определённый расцвет переживали образование и наука, медицина, а государственное управление зачастую было демократическим. Происходили попытки создания единого культурно-экономического пространства: таковы, например, эллинистический мир поздней античности и древнеримское общество. В средневековых Англии и Нидерландах появились мануфактуры — крупные городские предприятия, которые хотя и были основаны на ручном труде, но при этом производили сравнительно большие партии товара и обладали признаками профессиональной организации.

Элементы традиционного уклада в современном мире

Современный мир представляет собой совокупность развитых постиндустриальных стран (Европа, Северная Америка, Япония, Сингапур и некоторые другие страны) и развивающихся индустриальных (примером может служить Китай). Традиционные общества тоже представлены, но их с каждым годом становится всё меньше. Экономическая и культурная глобализация в той или иной степени затрагивает все страны мира и «подтягивает» их до уровня постиндустриального общества — тоже пока что в разной степени.

Однако даже в современном мире существуют некоторые элементы традиционного уклада, которые пытаются приспособиться к изменениям. В качестве примера можно привести диктаторские страны Латинской Америки и бывшего СССР. С экономической точки зрения это умеренно развитые индустриальные государства. Однако здесь господствуют авторитарный политический режим (фактически монархия), сословно-кастовое деление населения, многие жители таких стран (вплоть до абсолютного большинства) крайне религиозны и враждебно относятся к прогрессивным реалиям современного мира.

СССР — ещё один яркий пример первобытного традиционного общества, замаскированного под более прогрессивное. В основу идеологии этой страны был положен примитивный «коллективизм»; вся земля, предприятия и организации находились в «общественной» собственности (на самом деле — в государственной). Частное предпринимательство было под строгим запретом, а всякий индивидуализм в мышлении и поведении осуждался. Советская идеология была иррациональной по существу, не подчинялась логическому мышлению и практически ничем не отличалась от религии. В качестве культурной жизни и нравственных ориентиров государство навязчиво пропагандировало традиционные формы, проистекающие из крестьянского быта.

5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *