Полюдье (от «хождения по людям») — это установленный в IX веке порядок сбора дани древнерусскими князьями с подвластных им восточнославянских племен. Полюдье осуществлялось в виде ежегодного объезда князем своих владений (как правило, в зимнее время), для сбора дани с населения. Кроме того князь «судил и рядил», собирая мзду и наглядно демонстрируя подданным полноту своей власти. В XII – XIV полюдьем в русских княжествах называли определенный для населения налог. Племенные союзы, покоренные Киевскими князьями, но сохранившие свою систему власти везли дань («повоз») в стольный град сами.
История становления и развития полюдья
Впервые термин полюдье упоминается в рассказах арабских путешественников X – XI веков. Подробное описание полюдья имеется в византийском трактате X века «Об управлении империей» (автор – император Константин VII Багрянородный). Полюдье там представляется «кружением» князя, и его дружины по стране с осени до весны. Объезд земель данников имел целью кормление князя и дружины с ноября по апрель плюс дополнительный сбор провианта (попутно мехов) «про запас», до следующего полюдья. Кроме самого князя в полюдье отправлялись военные отряды во главе с влиятельными воеводами (например, Свенельд).
Фактически про полюдье, не упоминания сам термин говорит «Повесть временных лет» в сказе о погибели князя Игоря Рюриковича (условно 945 г.) в древлянской земле. Из повествования следует, князь Игорь с дружиной не только «кормились», но и собирали дань по всей экспортной номенклатуре: зерно, пушнина, мёд, воск, челядь. Однако предельный размер дани не был установлен, что породило у князя Игоря соблазн поживиться на древлянах сверх взятого. Такое поведение привело к возмущению подданных древлян и убийству князя.
Упорядочение полюдья и его переход в новое качество
Жена убитого князя Ольга жестоко отомстила взбунтовавшимся древлянам. Однако реформировала полюдье и в целом систему взимания дани:
Для сбора и складирования дани устраивались погосты – специальные пункты, находившиеся в некотором отдалении от племенных городов.
Введя «уроки», княгиня Ольга тем самым нормировала размер взимаемой с племени дани.
Взятая таким образом дань сосредотачивалась в руках княжеских наместников, ведающих полноценным учетом всех поступлений.
Собранная и учтенная дань отправлялась в Киев, непосредственно ко двору Великого князя.
Многомесячные «кружения» с «кормлением» князей и дружинников по подвластным территориям прекратились. Подданные избавились от неприятной обязанности кормить осенне-зимний сезон ораву дружинников с хорошим аппетитом. Собранная, по введенным Ольгой правилам дань, почти в полном объеме отправлялась по известным торговым путям на экспорт. Например, в Византию, где эти товары продавались или выменивались на ходовые ромейские товары: золотые монеты, парчу, вино, фрукты и т. п.
Таким образом, полюдье в виде объездных маршрутов, постоев и кормления осталось в прошлом. Новое «полюдье» превратилось в налог, который получил новое название «даровное» или просто «дар». В XII — XIV века он приобрел коммутированную форму собирания (деньгами или мехами). Термин полюдье встречается в источниках, говорящих об истории всех русских княжеств. Аналоги полюдья можно обнаружить в Польше и Скандинавии. По большому счету, есть основания считать полюдье всемирно-историческим явлением.