Ютландское морское сражение


Первой мерой, предпринятой Великобританией после начала Первой мировой войны являлось блокирование выхода и входа в Северное море для немецких кораблей и подводных лодок, что лишило Германию ценных поставок продовольствия и иных грузов морским путем. Естественно, что такое положение дел устроить немецкое командование не могло, но предпринять какие-либо активные действия в этом направлении оно вплоть до лета 1916 не могло, большая часть войск, в том числе и морских, была занята в сухопутных боях, развернувшихся на Западных и Восточных фронтах боевых действий.

Тем не менее, в 1916 году немецкий флот получил приказ начать подготовку к ряду операций, которые должны были подготовить его к решительному прорыву и снятию английской блокады. Так, немецкие корабли и подводные лодки, входящие в, так называемый, Флот открытого моря организовали столкновение с английскими дредноутами и линкорами в сражениях в Гельголандской бухте 1914 года и битве у Доггер-банки, случившейся в 1915 году. Несмотря на то, что немцы провели тщательную подготовку к обоим сражениям, победа осталась за англичанами. В ходе последнего боя немцы не только были вынуждены спешно ретироваться, но и потеряли свой лучший броненосный крейсер «Блюхер», что нанесло серьезный ущерб репутации Германии, как морской державы и вынудило тогдашнего командующего флотом Фридриха фон Ингеноля принять срочную отставку. На этот пост был назначен вялый и болезненный Гуго фон Поль, покинувший службу в начале 1916 года, из-за обострившегося заболевания. В результате проведенных в морском ведомстве перестановок пост командующего достался адмиралу Рейнхарду Шееру, и именно с этого момента начинается настоящая подготовка, к сражению, вошедшему в историю Первой мировой войны, как Ютландский морской бой. Англичанами в это время командовал Джон Джелико.

Подготовка

В отличие от предыдущих командующих адмирал Шеер обладал крутым и не терпящим промедления нравом, потому предпочитал всему более тактику стремительного наступления, подготовка к которому должна была свестись к следующему:

  • Шеер полагал, что в начале 1916 года обстановка на Северном море более всего способствует атаке;

  • поскольку англичане еще ни разу сами не нападали на немецкие суда, заблокированные ими в море, нужно было принудить его к маневрам и движению, для чего немецкому флоту следовало начать провоцировать его на это, нападая на мирные торговые суда, усилив тактику подводной и надводной войны. Немецким капитанам было приказано покинуть порты и начать атаку на отдаленные океанские базы англичан, те, в свою очередь, должны были отреагировать и послать часть флота для их обороны, ослабив блокаду.

Боевые действия на море в апреле-мае 1916 года

Первым приказом нового адмирала стал предпринятый немецкими крейсерами 25 апреля обстрел порта Лоустофт, вслед за которым между немцами и англичанами завязалась кратковременная битва крейсеров Тируита, база которых располагалась на Гарвиче. Спустя несколько недель — 17 мая 1916 года должно было состояться еще одно нападение, на этот раз на Сандерленд. Для того чтобы предстоящая битва была успешной необходимо было провести тщательную разведку и заминировать поле боя перед большей частью английских морских баз, чтобы нанести максимальный урон, выходившим оттуда английским кораблям. Но претворить этот весьма неплохой план в жизнь не удалось, поскольку, несмотря на то, что подводные лодки выполнили возложенную на них задачу, несколько военных кораблей и среди них знаменитый «Зейдлиц» не справились к обозначенной дате с ремонтом паровых турбин. Кроме того, к моменту выхода английского флота в море находилось всего 4 подводные лодки, так как некоторые из них подорвались на собственных же минах.

Тем не менее, подобные действия вызвали у английской секретной службы подозрения, которые подтвердились данными разведки. Английские корабли начали подготовку к решительному пресечению всех попыток прорвать блокаду.

План предстоящего боя

Решающее сражение было назначено на конец мая — начало июня, к нему обе стороны готовились основательно. Немцы рассчитывали на то, что им удастся выманить часть английского флота в открытое море и уничтожить его там силами 1-й разведывательной группы Хиппера. Немецкие крейсера должны были обстрелять берега Англии, после чего направить все свои усилия на уничтожение оставшейся части флота противника.

В состав флота с немецкой стороны должны были входить 16 линкоров, 6 броненосцев, 5 линейных и 11 легких крейсеров, а также 61 эсминец.

Против этих сил англичане были готовы выставить 28 линкоров, 9 линейных, 8 броненосных и 26 легких крейсеров, и это все помимо имевшихся в полном распоряжении флота 79 эсминцев.

Ход сражения

Ютландское сражение началось 31 мая с выхода в море 1-й разведывательной группы Хиппера. Дальнейшие события должны были развиваться согласно плану, но уже в 5 часов утра командующий получил сообщение о том, что немецким подводным лодкам не удалось атаковать легкие крейсера и эсминцы английского флота, им удалось благополучно ускользнуть. Подобное же сообщение было получено и от одной из немецких эскадр. Немцы попали в крайне затруднительное положение, поскольку адмиральский корабль, двигающийся к берегам Норвегии, не имел ни малейшего представления о реальном положении дел. Вся стекающаяся на адмиралтейский корабль информация была либо ложной, либо уже устаревшей, потому и отдаваемые адмиралом распоряжения были не к месту и не ко времени, из-за чего немецкий флот бродил по морю, не зная точного расположения противника, встречаясь с ним и разминаясь в самых неожиданных местах.

Фактически сражение проходило в два этапа — на первом в бой были пущены исключительно линейные крейсеры, на втором в него вошли эсминцы и линкоры. Первый этап боя был немцами проигран, впрочем, также как и второй. Дальнейший ход сражения был представлен попытками обеих сторон получить преимущество в силах и тактике, корабли противников сначала двигались на юг, затем в бой вновь были включены эсминцы, а затем, движение началось в северном направлении.

Сражение настолько затянулось, что наступила ночь, но противники не прекратили обстрел и продолжили бой при свете прожекторов. Бой закончился днем 1 июня, немецкие эскадры отступили, англичане удержали фронт.

Ни одна из сторон не одержала ожидаемой ими победы, потому объявила о ней уже к концу дня 1-го июня. Англичане, вдохновленные тем, что немцы отступили, приписали лавры победы себе, а немцы, считавшие, что английский флот пострадал куда больше их собственного, сочли данное обстоятельство верным признаком победы.

Как бы то ни было, Ютландский морской бой имел для Германии плачевное значение, поскольку немецкий флот был вынужден до конца войны оставаться на базах, уступив англичанам, американцам и русским не только Северное, но и другие моря. В результате морской блокады Германия оказалась отрезанной от важных ресурсных баз, что сильно отразилось на ее экономике и промышленности, пошатнув и без того не крепкое их положение.

Всего с обеих сторон в бою погибло практически 10 тысяч человек, было потоплено 4 линейных крейсера, 4 броненосца, 4легких крейсера и 13 эсминцев, причем большую их часть потеряла английская сторона.

Оцените статью!


: 2 комментария
  1. Тамара Аксенова

    10 тысяч человек! Столько простых людей — матросов — погибло и ради чего? Вообще не представляю — КАК без нормальных средств связи, в те времена, можно было плавать в подводных лодках??? Они ж там раньше минами всё шпиговали, наверняка сами же потом на них и подрывались, бедолаги.

  2. Сергей Клинских

    Битва позиционируется как тактическая победа Германии (потери 1 к 3) и стратегическая победа Англии (блокада сохранилась). Однако есть у сражения еще один результат – именно после Ютланда Германия делает ставку на подводные лодки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *