Осень 1914 года наступила, но мира не принесла, большая часть Европы превратилась в поля для сражений, вот и цветущая, прекрасная Франция стала настоящей ареной для битвы, которой суждено было стать одной из первых и самых жестоких битв в истории Первой мировой войны. 5 сентября 1914 началось сражение между объединенными войсками французов и англичан с одной стороны и немецкой 1-й и 2-й армиями с другой. Французами командовал Жозефф Жофф, англичанами – Джон Френч, немцами – Мольтке, карл Бюлов и А.фон Клюк.
Марна река вблизи Парижа, куда в первые месяцы войны стремились проникнуть немецкие солдаты, дабы отомстить французам за нанесенное им некогда поражение. Победив пограничные французские и английские части, немецкое командование рассчитывало быстро и без потерь достигнуть французской столицы и взять ее без единого выстрела, заключив армию противника в кольцо, но внезапно натолкнулось на некоторое, пусть и не совсем яростное и жестокое, сопротивление. Немцы планировали обойти армию союзников с запада и окружить ее, но для этого им не хватило, ни сил, ни оружия, обе, имевшиеся в распоряжении командующих армии не насчитывали и 900 тысяч человек, тогда как численность союзных сил превышала 1 миллион человек.
Немецкая армия, прорываясь сквозь превышающего по численности противника, была вынуждена растянуть свои позиции, многие части отстали, а солдаты в них настолько вымотались, что не могли более ступить ни шагу. Во фронте все время возникали пустоты и дыры, сквозь которые было легко протиснуться как большим, так и малым отрядам противника, наносящим армии значительный урон.
Наблюдая за столь печальной картиной и предвидя еще большую разобщенность армии, командующий 1-й немецкой армией фон Клюк, предложил сузить фронт до минимума, для чего было необходимо свернуть на восток и зайти французской армии в тыл. Выполняя предложенный маневр, немцы получали некоторые преимущества, но одновременно подставляли под удар 6-й французской армии свой неприкрытый правый фланг, обеспечить прикрытие которого было просто нечем – все резервные части были направлены на оказание помощи другой армии, в это время терпящей подобное же бедствие.
Естественно, что французы не замедлили воспользоваться полученным преимуществом, едва получив данные разведки, французский главнокомандующий Жофф направил английскому командующему Френчу требование прекратить начатое англичанами отступление и перейти в наступление по всей линии фронта.
1 сентября, следуя плану, немцы повернули на восток, вполне еще организованно преследуя англичан, отступавших к реке Марна, протекающей всего в 40-30 километрах от Парижа. 4 сентября англичане вышли на Марну, сюда же на следующий день прибыли и французы, также отступающие, но под натиском уже 2-й немецкой армии. Объединившись в единое целое, французы и англичане 6 сентября 1914 года перешли в контрнаступление, под натиском которого фон Клюк был вынужден прекратить наступление на восток и перебросить некоторую часть армии под Марну.
Самые жестокие бои прошли 6 сентября у притока Марны на реке Урк, где на поле брани сошлись сразу четыре армии, одновременно у Сен-Годских болот части 2-х немецких армии бились против одной французской.
7 сентября французы внезапно оказались на грани провала операции, но вовремя подошедшие силы выровняли и спасли положение. Интересно отметить факт того, что на фронт французских солдат доставляли не просто на грузовых автомобилях, а на самых настоящих комфортабельных такси. Более 300 машин совершили по 2 рейса, чтобы как можно быстрее привезти прямиком из Парижа нужное фронту пополнение.
Пока на Марне шли бои, практически у самых ворот Парижа 6-я французская армия вела наступление против 9 и 3-ей немецких армий, что не позволяло немцам получить преимущество в людях и технике в каком-то одном конкретном месте, главнокомандующим приходилось переправлять военные части с одного поля боя на другой по несколько раз за день. Не имея запасных резервов, немецкие армии начали заметно уступать своим противникам, от которых они ожидали самых быстрых и решительных действий по наступлению и собственной ликвидации.
Части немецкой армии под командованием Бюлова оказались отрезанными и отброшенными назад 5-й армией французов, в результате чего между немецкими армиями образовался достаточно широкий разрыв, куда незамедлительно втиснулись англичане. Для французской и английской армий сложилась благоприятная обстановка, воспользовавшись которой они могли не только получить весьма выгодные преимущества, но и полностью разгромить врага на этом направлении, единственное, что необходимо было сделать — усилить скорость наступления армий в образовавшийся промежуток. Но англичане никаких действий в этом направлении практически не предпринимали, английская армия шла очень медленно, что дало немцам время для стягивания сил и некоторой передышки.
9 сентября немцы практически разбили французов и англичан, но после получения известия о заходе последних в тыл немецкой армии фон Клюк отдал приказ об отступлении. На этот раз и англичане, и французы сумели воспользоваться преимуществом и вовремя начали наступление по всем фронтам. Положение немцев было настолько тяжелым, что многие немецкие солдаты сдавались в плен не только без сопротивления, но и в спящем виде. По свидетелям очевидцев, дошедших до наших дней некоторые солдаты немецкой армии настолько устали, что засыпали прямо в окопах, и будить их приходилось уже солдатам армии союзников.
Тем не менее, окончательно разгромить немецкие армии французам не удалось, большая часть армии сохранилась и отступила к другой реке Эна, где уже 13 сентября начались новые бои. Битва на Марне была завершена, естественно, что успех ее мог быть несколько больше, но все же и это небольшое полученное французами преимущество не позволило Германии осуществить свой план по быстрому захвату всей Франции и выведения ее из войны. Битва на Марне дала французам передышку, и позволила скоординировать их действия с английской стороной, что в дальнейшем позволяло избежать многих ошибок.
И как эти французы вообще смогли противостоять немцам? Как они завоевали пол-Африки и Индокитай? Если ездить на фронт на такси, то это скорее не бойцы, готовые умереть, а какие-то утонченные дворянские отпрыски. Потом вместо них воевал Иностранный легион, сборище уголовников и авантюристов.
«Марнское такси» использовали не потому что французская армия состояла из утонченных аристократов – везли тогда кстати марроканскую дивизию, состоявшую из африканцев, просто все остальные войска на направлении наступления немцев уже были разбиты, а быстро перебросить на участок фронта войска можно было двумя путями: по железной дороге и автомобильным транспортом. Который в ту пору был в основном частным, большого количества автомобилей в армиях не было, больше пользовались лошадьми.
Очередная война, которая привела к большим потерям, тысячи людей оставили там свои жизни, а в итоге у Шлиффена пошло все не по плану и германские монархии воевали на два фронта. Одни потери, да и только.